Многообразие кризисов, их классификация и сценария развития. Роль кризисов в развитии компаний, организаций.
В литературе по PR представлены многочисленные подходы к классификации кризисов, самые распространённые из них:
1.С. Катлип, А. Сентер, Г. Брум “Effective Public Relations”. Кризисы ранжируются по длительности развития
· Неожиданные кризисы. Происходят внезапно и неожиданно, поэтому практически нет времени для подготовки и планирования. Авиакатастрофы, порча продуктов, смерть ведущего руководителя, землетрясение, паника и др. такие кризисы требуют заблаговременного согласования между основными руководителями плана действий, который бы позволил избежать недоразумений, препирательств, неоперативности реагирования.
· Назревающие кризисы. Дают больше времени для изучения и планирования. Это неудовлетворение работников, неблагоприятный моральный климат в коллективе, чрезмерные надежды на государственные заказы. В данном случае задача состоит в том, чтобы убедить высшее руководство предпринять корректирующие шаги прежде, чем кризис достигнет разрушающей силы.
· Непрерывные кризисы. Могут длиться месяцами и даже годами, не смотря на все попытки остановить их. Сплетни или спекуляции, сообщаемые СМИ или передаваемые из уст в уста. Зачастую находятся вне контроля PR.
2.Американский профессор Отто Лербингер очертил следующий набор кризисов, с которыми может столкнуться корпорация:
· Технологические кризисы, примером чего является Чернобыль
· Конфронтационные кризисы, когда определённые группы критикуют корпорации, что иногда может привести к бойкоту их продукции
· Кризисы злонамеренного поведения, типа размещения террористами бомб в жилых зонах
· Кризисы менеджмента, когда группы внутри организации работают недостаточно эффективно.
3.В хирургии существует довольно своеобразная для пациентов классификация ран на естественные и искусственные. Искусственная рана - это то, что намеренно сделал хирург. Например, разрез при операции. Естественная - все остальное. В том числе огнестрельное ранение. Немного похожая классификация кризисов существует и в crisis management'е.
· Искусственный кризис- это то, что мы вызвали сами. Неважно, из каких соображений - то ли по недомыслию, то ли осознанному стремлению создать перелом в ситуации.
· Естественный кризис- это тот кризис, который возник вследствие действия внешних сил. Неважно, объективных процессов или целенаправленных действий конкурентов.
4.Д. Ньюсом, А. Скотт, Дж. Турк “Это PR” . Классификация основана на разделении кризисов в зависимости от их происхождения и последствий.
Типы кризисов | Разрушительные Катастрофические – внезапные человеческие жертвы и разрушения | Неразрушительные Неожиданные угрозы, но потери, если случаются, отсрочены |
Природные | Землетрясения, лесные пожары, ураганы и пр. | Засухи, эпидемии и др. |
Преднамеренные | Акты терроризма, в том числе умышленная порча продуктов, что приводит к человеческим жертвам или повреждению собственности | Угрозы использования взрывчатки, отравления продуктов, насильственных захватов, разглашение секретов, умышленные слухи и другие злонамеренные действия |
Непреднамеренные | Взрывы, пожары, отравления, другие аварии | Проблемы на производстве с отсроченными последствиями, биржевые крахи, банкротства |
5.Сэм Блэк “Это PR”. Типология кризисов с учётом тех неприятностей, кот. они способны причинить в различных ситуациях.
· Известное неизвестное. Известно, что авария может произойти, но неизвестно, произойдёт ли она, и если да, то когда.
· Неизвестное неизвестное. Случаются катастрофы и аварии, которые никто не способен предусмотреть. Это может быть порча продукции, нарушение технологии, несущее угрозу отравления и человеческих жертв. Если Вы работаете в потенциально опасной области, Вам необходимо иметь план мероприятий на такой случай.
6.Американская “библия” ПР выделяет три типа кризисов с точки зрения ПР:
· Внезапные кризисы, когда нет времени для исслед. и планирования. Необходимо заранее подготовить общий план действий.
· Возникающий кризис, когда есть время для исследования и планирования. Здесь есть возможность заранее предпринять определённые действия, чтобы кризис не перешёл в завершающую фазу.
· Постоянные кризисы, например слухи.