Роль специалистов по коммуникациям в формировании толерантного сознания в условиях политэтноконфессиональной среды.

В многообразии информационных потоков, связывающих организацию с ее внутренней и внешней средой, любой специалист по СО призван выполнять задачу создания благоприятного климата в коммуникативном пространстве этой организации.

Каждый человек индивидуален. Индивидуальность является неотъемлемой чертой каждого этноса, народа, социальной, культурной или языковой группы с исторически сложившейся системой ценностных ориентиров, которая реализуется в личности каждого человека в отдельности и человеческих сообществах (культурах, этносах, народах) в целом. При этом мы живем не в изолированных пространствах, а очень тесно взаимодействуем друг с другом. И спектр этого взаимодействия настолько широк, что объективно требует от нас найти тот язык общения, который сегодня не только поможет понять культуру и мировоззрение других народов, но и снять напряженность в вопросах межнационального характера. Важным элементом жизни человека и человеческих сообществ является процесс человеческого общения.

На протяжении всей истории народы вольно или невольно заимствовали друг у друга различные культурные ценности и активно использовали их в своей жизни, причем степень заимствования инокультурных ценностей у каждой этнической общности различна. Как правило, заимствование происходит не механически, а через призму особенностей своей этнической культуры. Осваивая то или иное культурное достижение других этносов, народ приспосабливает его к своим этническим традициям, к своему быту, интересам и устремлениям. (Садохин А.П. Этнология, стр.270)

В процессе межкультурного взаимодействия помимо способности к пониманию чужой культуры и точек зрения важное значение приобретает признание чужой культурной самобытности, умение строить диалогические отношения и идти на разумный компромисс. (Садохин А.П. Этнология, стр.270)

Этнокоммуникативные проблемы в культуре менеджмента современной организации привлекают все большее внимание теоретиков и практиков в области социологии и психологии управления, коммуникационного менеджмента, специалистов в области связей с общественностью и т.д. Достижение взаимопонимания и согласия в практике межличностных отношений стабильно развивающегося и функционирующего производства обеспечивается поддержанием духовно-нравственных основ коллективной идентичности.

Очевидно, что для тех стран, историко-культурные традиции которых складывались в условиях многонационального состава населения, этно-коммуникативный аспект любой компании и управления производственными коллективами является неотъемлемой частью деловой сферы внутренней и внешней сферы организации. Культура, как внутрикорпоративных отношений, так и установления деловых отношений с партнерами связана с формированием толерантного сознания взаимодействующих субъектов коммуникационных процессов. Коммуникативное пространство организации имеет специфические внешние формы своего выражения – это ее имидж, репутация, формируемые производственной деятельностью фирмы, ее информационной политикой, организацией отношений между людьми и т.д. Корпоративная культура, рассматриваемая как система нормативно-ценностных ориентаций взаимодействующих между собой людей, регламентирует поведение последних, обеспечивая взаимопонимание между работниками организации для достижения выдвигаемых ею целей. Этноконфессиональный аспект внутрикорпоративных отношений организаций занимает особое место в деятельности специалистов по коммуникациям. Как показывает опыт наиболее развитых стран Европы, Америки и Юго-восточной Азии коммуникативная компетентность специалистов в области Public Relations предполагает знание не только теории и практики коммуникационного менеджмента, но и основ межкультурной коммуникации, а также владеть навыками проведения исследований с целью прогнозирования и раннего предупреждения конфликтов на этноконфессиональной почве.

Необходимость столь пристального внимания к проблемам межэтнической коммуникации в контексте корпоративной культуры объясняется тем, что люди, сотрудники организации, являются носителями, прежде всего, своей культуры, своих историко-культурных традиций, и мировосприятие человека, сформировавшиеся под влиянием этих культурных элементов, оказывает большое влияние на ценностные ориентации, видение производственных проблем, отношение к другим людям, своим обязанностям и т.д. Черты национального менталитета работников организации необходимо учитывать при прогнозировании возможных изменений, а также выбора лиц, способных повлиять на развитие событий.

Более того, фирма (организация, корпорация) функционирует в системе постоянного взаимодействия с многочисленными социальными группами, организациями, СМИ, субъектами которых являются люди (клиенты, акционеры, журналисты, представители власти и т.д.), выступающие также носителями различных этнокультурных традиций. И было бы ошибочным не учитывать этот момент, т.к. от знания основ правильного восприятия деловых партнеров зависит во многом успех отношений.

Билет 15 ( 15, 37)

Наши рекомендации