Политическая идеология и её роль в формировании общественного сознания.

Завершая разговор о политико-правовой культуре, нужно отметить, что политические и правовые теории не возникают спонтанно. Они разрабатываются и внедряются в сознание людей целенаправленно в форме идеологических доктрин, отражающих волю субъектов власти. Идеология – это система взглядов, которая разрабатывается, пускается в оборот и служит для объединения людей в рамках определённых социальных структур. Политическая идеология представляет собой своеобразную схему упрощения мира. Обращая внимание на эту функцию идеологии, Маркс отличал идеологическое производство, управляющее современным массовым сознанием, от свободного духовного творчества характерного для периодов формирования классической философии.

Дело в том, что идеология лежит вне вопроса об истине или лжи в общественных отношениях, поскольку представления, которые объединяют людей не обязательно должны быть истинными. Эти представления должны быть просто эффективными. Идеология есть неотъемлемый элемент общественных отношений, которые складываются стихийно и, уже поэтому, включают в себя различные иллюзии и заблуждения. Кроме того, какая то часть общественных отношений всегда находится за пределами умопостигаемого пространства, т.е. не может предстать перед нами в своей целостности. Отсюда проистекает основная задача идеологии, которая заключается в формировании общественного идеала, благодаря которому стихийные социальные процессы приобретают логически стройную форму.

С помощью политической идеологии социальные группы выражают свои коренные интересы и формулируют их в виде идей, лозунгов политических движений, программ и идеалов общественного устройства. Данная форма сознания по своей природе имеет практический характер, т.е. ориентирована на обслуживание политической деятельности людей.

Темы докладов и рефератов

1. Власть и анархия.

2. Можно ли упразднить государство?

3. Государство и естественное состояние общества.

4. Политическая философия античности.

5. Политическая философия Нового времени.

6. Политическая теория К. Маркса.

7. Современные учения о природе власти.

8. Индивидуальная свобода и гражданские права.

9. Свобода и ответственность.

Литература

1. Алексеев С.С. Философия права. М., 1998.

2.Аристотель, Политика./ Аристотель.Сочинения: В 4 т. Т. 4. – М., 1983

3. Барьер Ф. Цивилистические правовые традиции под вопросом. М., 2007

4. Власть. Очерки современной политической философии запада. М., 1989.

5. Власть: философско-политические аспекты. М., 1989.

6. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы философии. 1992. № 2.

7. Гегель Г. Философия права. М., 1990.

8. Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Собp. соч. в 2-х т. Т. 2. М., 1990.

9. Гобозов И. А. Философия политики. М.2000.

10. Гребенник Г.П. Проблема соотношения морали и политики / Г.П. Гребенник. – М.: Астропринт, 2007

11. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Основы философии права. М.: ИНФРА, 2001.

12. История политических и правовых учений. М., 1988.

13. Канетти Э., Масса и власть. М., 1997.

14. Леони Б. Свобода и закон. М., 2008

15. Локк Дж. Два трактата о правлении. Книга вторая./ Локк Дж. Сочинения в трех томах: Т. 3.- М. 1988.

16. Макаренко В.П.Аналитическая политическая философия. Очерки политической концептологии. М.: 2002.

17. Макиавелли Н. Государь. М., 1990.

Маркс К. Капитал. К критике политической экономии. Т. I; Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. М., 1960

19. Нересесянц В.С. Философия права. М., 1998.

20. Нозик Р. Анархия, государство и утопия: М. 2008.

21. Платон, Государство. СПб., 2005

22. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре . Трактаты. М., 1998

23. Маркузе Г. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества. М.2002

24. Поппер К. Открытое общество и его враги. М.1992

25. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.

26. Философия Канта и современность. М., 1974.

Сущность и смысл искусства.

План занятия.

1) Понятие искусства.

2) Природа художественного образа.

3) Специфика эстетического отношения к действительности.

4) Основные категории эстетики:

а)эстетическое,

б)прекрасное и безобразное

в) трагическое и комическое

г)возвышенное и низменное.

5) Модели происхождения эстетического.

6) Эстетический идеал и его трансформация в истории культуры.

7)Cущность художественного творчества.

8) Искусство и медицина.

Содержание занятия.

Понятие искусства.

Обратимся к этимологии (т. е. происхождению) слова искусство. Гнездо родственных ему образований восходит к старославянскому языку. Например, выражение «искусы творити» встречается в Договоре Олега 912 г. Слово «искус» употребляется здесь в значении «опыт».

В русском литературном языке оно появилось во второй половине XVII в. В лексиконе Петровского времени латинское слово experientia (опыт, испытание) поясняется при помощи слова искусство и определяется как «знание, полученное через частое повторение какого действа». Таким образом, изначальное значение слова искусство можно определить как умение, мастерство, приобретенное на основе опыта.

В настоящее время сосуществуют два значения:

искусство-

1) чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области.

2)форма человеческой деятельности, в которой эстетическое отношение человека к действительности воплощается в художественном образе.

В античности и в Средние века понятие искусство соответствовало первому определению. Характерно, что, в это время в классификации искусств не выделялись изящные искусства (т.е. то, что мы называем искусствами сегодня-музыка, литература, живопись и т.д.) Искусства разделялись на служебные и свободные. Служебные, те, что требуют физической работы, их результатом является создание материального объекта. Сюда попадают не только живопись, скульптура, зодчество, но и все ремесла – столярное искусство, кузнечное искусство, гончарное искусство. Свободные – требуют чисто интеллектуальных усилий, и их результатом являются умозрительные построения. Семь свободных искусств распадаются на «тривиум» (грамматика, риторика, логика) и «квадриум» (арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

Начиная с эпохи Возрождения утверждается современное понимание искусства, соответствующее второму значению. Основные категории, через которые раскрывается сущность искусства – это художественный образ и эстетическое.

Наши рекомендации