Основные этапы развития связей с общественностью в США, Европе.

ПР появился в Америке, и по мнению большинства специалистов первым его использовал американский президент Томас Джеферсон в обращении к Конгрессу.

Этапы развития ПР в Америке выглядят следующим образом (С.М. Катлип и сотоварищи):

1. Американское начало. Период войны за независимость Северной Америки (1775-1783 гг.). В этот период ПР развивались преимущественно в политической сфере. Патриоты широко использовали в своей деятельности средства вошедшие в арсенал современных ПР-специалистов (пресса, выставки, парады, театр, поэзию, карикатуры и проч.). особый интерес в этот период представляет деятельность Самюэля Адамса “пресс-агента американской революции”, который фактически сформулировал ряд принципов политических кампаний. Он был инициатором ряда специальных эмоциональных событий (Бостонское чаепитие, Бостонская резня). Ещё одной личностью знаменательной для данного периода можно назвать Амоса Кенделла – первого пресс-секретаря американского президента. Он постоянно проводил опросы, писал речи, поддерживая имидж Эндрю Джексона на должном уровне. На данном этапе технологии ПР практически полностью соответствовали технологиям политической агитации и пропаганды.

2. Этап паблисити (1810-1900 гг.). этот период связан с активным освоением американского Запада и промышленным ростом. Данный период характеризуется ростом грамотности населения и последующим увеличением тиражей журналов и газет. В этот период характерным явлением стали пресс-агенты и пресс-агентства. Они стали важным фактором популяризации Запада (американская мечта, американский миф успеха и денег). Большинство пресс-агентов были бывшими журналистами и их деятельность, называемая паблисити, представляла собой продвижение. Их методы были далеки от принципов морали (взятки, подкупы и т.д.). На данном этапе система ПР представляла собой манипулятивную модель.

3. Эра рассады (1900-1920 гг.). Данный период в жизни америки был связан с публичными скандалами вокруг монополий и коррумпированных чиновников. Этот период назывался также “эпохой жаренных фактов”. Группа американских социологов, журналистов и писателей предавали гласности случаи порока, условия жизни рабочих и т.д. Обвинённые руководители предприятий в своей оборонительной стратегии воспользовались услугами пресс-агенстов. Пресс-агенты же перед лицом новых требований объединялись в пресс-агентства, чтобы продавать свои услуги деловому миру. Реальным появление ПР на общественной арене Америка обязана американскому журналисту Айви Ли, который первым сформулировал принципы и методы, серьёзно повлиявшие на формирование современной концепции ПР не только в Америке, но и в Европе. Для определения своей деятельности он пользовался термином “паблисити”. Айви Ли сформулировал однонаправленную информационную модель, сосредоточенную на паблисити и промоушн. Говоря о развитии ПР в Европе, стоит отметить, что уже в этот период методы ПР используются в Англии и Франции. Во французском же словаре 1913 года даётся следующее определение ПР: ансамбль методов и техники, используемых для создания климата доверия среди персонала и публики с целью поддержать их деятельность и способствовать их развитию.

4. Становление ПР как профессии и научной дисциплины (1920-1940 гг.). 1923 г. считается многими исследователями началом профессионального ПР, поскольку в этом году Эдвард Бернейз выпустил первую книгу, описывающую ПР-практику (Кристализуя общественное мнение). В этом же году он прочитал первый курс этики и практики ПР в университете Нью-Йорка. Он давал определение ПР через деятельность организации, оказывающей усилия, направоенные на убеждение общественности изменить свлё мнение и гармонизацию деятельности организации в соответствии с интересами общественности и наоборот. Не смотря на то, что он объединял понятия пропаганды и ПР, уже в этом определении содержатся все элементы будущей двусторонней модели ПР. На данном этапе система ПР успешно развивалась на уровне государственной власти не только в Америке, но и в Европе. Многие исследователи считают, что главным стимулом стремительного развития ПР в США и Европе стали две мировые войны.

5. Послевоенная эра (1945-1965 гг.). В жизни Америки этот период связан с переходом к постиндустриальному, потребительскому обществу. Появились новые средства связи, техники. В Америке происходит настоящий бум специалистов в области ПР. В Европе в послевоенные годы также начали появляться службы “внешних отношений”, хотя термин ПР и не был пока введён в употребление. Развивающаяся в Европе ПР-деятельность находилась под большим влиянием Американской школы-ПР, стоит однако заметить, что в послевоенные годы начали формироваться собственные европейские подходы. Так, например, в Германии ПР на данном этапе понимался как инструмент интерпретации и интеграции, также было распространена мысль о том, что только постоянное общение во всех сферах может сдержать так называемый эффект отчуждённости. Во Франции же первые представители послевоенной французской школы ПР весьма настороженно относились к американской концепции ПР, где доминировал принцип “паблисити-промоушн”. В 1955 году была создана IPRA (Международная ассоциация ПР), позже официально признанная ООН и ЮНЕСКО. В 1961 году принимается официальный кодекс профессионального поведения и этики специалистов ПР. Этот период принёс ПР широкое признание. И хотя по-прежнему доминируют однонаправленные модели, постепенно начинает уделяться внимание учёту потребностей и интересов общественности, анализу общественного мнения. Функции ПР-практиков постепенно меняются от “рекламных” (создания паблисити и промоушн) к исследовательским и консультационным, постепенно начинает учитываться необходимость отслеживания реакции общественности на воздействующее влияние организации.

6. Современный этап(1965-наше время) называемый ещё эпохой “общества глобальной информации”. Этот период характеризуется ускоренным ростом высоких технологий, увеличением коммуникационных каналов, процессами глобализации. ПР-технологии становятся широко востребованными в социальной, политической и экономической сферах. Начиная с середины 60х гг. содержание ПР-практики смещается от воздействия на среду к её изучению и привлечению полученной информации для управления. Исследование и планирование становятся важнейшими задачами ПР-посредничества. В 70х гг. возникает концепция подчинения ПР маркетингу, с которой, однако не согласны ПР-специалисты развитых стран, в том числе и России. Синтетического определения ПР по прежнему не выявлено. В последние годы распространение приобретает концепция ПР уже не вносящая новые смыслы, а уточняющая место ПР в сфере менеджмента и маркетинга.

Для России ПР является относительно новой дисциплиной, появившейся в 90х гг. Проблемы, связанные с функционированием ПР в России – отсутсвие однозначного перевода, появление ПР как новомодного явления, непонимание многими функций и назначения ПР. Однако, есть и свои плюсы: есть возможности пользоваться уже выработанными технологиями Запада и т.д. Тенденции к интеграции (ИМК).

Наши рекомендации