Основные направления фокус-групповых исследований, их достоинства и недостатки.
Основные направления фокус-групповых исследований
Цель | Результат |
1. Разработка нового продукта | |
Представление концепция нового продукта или его прототипа группе потребителей. | Выявление реакции потребителей, а также сильных и слабых сторон концепции Модификации концепции или прототипа нового продукта на основе полученной информации Проведение дополнительного качественного или количественногоисследования в целях выявления реакции потребителей на измененную версию |
2. Исследования по позиционированию | |
Определение наиболее эффективного способа сообщении целевой потребительской группе об отдельной товаре, услуге или предприятии: первоначально выявляется существующий у потребителей имидж продукта или предприятия, затем респондентам излагаются некоторые альтернативные концепции позиционирования для определения слабых и сильных сторон каждой из них | Разработка для рекламодателей наиболее подходящей рекламной концепции информирования продуктов или предприятия, позволяющей осуществить оптимальное позиционирование на рынке |
3. Исследование привычек и потребления | |
Получение базовой информации от участников группы о потреблении ими различных товаров и услуг | Заказчик нуждается вколичественном изучении стилей потребления и ему предоставляют первоначальную качественную информацию, способствующуюпониманию того, как потребители пользуются товаром или услугой |
4. Оценивание упаковки | |
Определение сильных и слабых спитой различных элементов упаковки. Дизайнеры в дальнейшем изменяют эти элементы, пока программа не приведет к стадии разработки окончательного прототипа (концепта) На более поздних стадиях разработки дизайна - подтверждение того, что ни один элемент упаковки не расценивается потребителем как неприятный или не несет каких-либо дополнительных значений, которые не согласуются с товарным имиджем, концепцией позиционирования | Получение реакций потребителей на новую упаковку, в ее концептуальном, черновом варианте или в относительно законченном виде Исследование упаковки используется для того, чтобы помочь колирайтерам наилучшим образом разработать ее эскиз с точки зрения запоминаемости, наглядности (броскости), доверия потребителя |
5. Изучение отношения | |
Получение информации о том, как целевые потребители относятся к различным товарам, услугам или программам Определение качества обслуживания и пакета предлагаемых сервисных услуг | Контроль степени удовлетворенности потребителей и совершенствование маркетинговой политики с учетом их требований и пожеланий |
6. Оценивание рекламы/эскизов | |
Получение информации об отношении потребителей к рекламе: - на стадии креативной разработки целевым потребителям предлагаются черновые идеи с использованием так называемых концептбордов (или сторибордов); - на стадии создания макета (сценария) для получения информации перед формулировкой окончательных рекомендаций или в «пострекламный» период, когда потребители опрашиваются по поводу их отношения к рекламной кампании, которая проходила на протяжении определенного времени | Предоставление рекламным агентствам и рекламодателям информации об эффективности с точки зрения отношения потребителей к рекламе Успешность рекламы с точки зрения ее запоминаемости потребителями – выявляется с помощью количественного исследования |
7. Оценивание действий по продвижению товаров | |
Выявление потребительских реакций на концепцию продвижения, поскольку идеи могут позже усовершенствоваться, стать более интересными, привлекательными или легкими для понимания | Выявление реакции потребителей на средства продвижения, степени и причин их участия или неучастия и промакциях |
8. Генерация идей | |
Стимулирование новых идей, чаще всего для нахождения новых потребительских ниш | Определение рыночных ниш, и которых новый или модифицированный товар способен принести прибыль |
9. Исследование отношения и мотивации персонала | |
Оценка отношения персона к своей организации | Разработка программ обучения и стимулирования персонала для отдела «Управление человеческими ресурсами» |
К преимуществам фокус-группового интервью относят десять их особенностей, называемых по-английски «ten s» (10 Ss):
1. Синергизм (synergism) - фокус-групповое взаимодействие позволяет глубже проникнуть в суть предмета, получить более разнообразную информацию от респондентов, создает предпосылки для высказывания ответных аргументов, порождая идеи, которые не могут возникнуть в результате индивидуального опроса.
2. «Эффект снежного кома» (snowballing) - в ходе групповых интервью, как при игре в снежки, часто возникает так называемый эффект «массового движения», когда комментарий одного участника вызывает цепную реакцию у других респондентов.
3. Стимулирование (stimulation) обычно после представления участники начинают испытывать острое желание выразить свои идеи и чувства, эти мысли усиливаются по мере нарастания общего возбуждения в ходе обсуждения вопроса.
4. Безопасность (уверенность) (security) - состав фокус-группы подбирается однородный по социально-демографическим и экономическим показателям, это способствует возникновению у респондентов чувства схожести между собой и снятию у них психологических барьеров. Данное обстоятельство позволяет каждому участнику чувствовать себя комфортно и свободно выражать свои мысли и эмоциональные реакции.
5. Спонтанность (spontaneity) - во время фокус-группового интервью от респондентов не требуется давать ответы на конкретные заранее подготовленные вопросы, поэтому их высказывания часто оказываются спонтанными и нешаблонными, выражающими их точные истинные взгляды.
6. Интуитивная прозорливость (serendipity) ценные идеи, как было отмечено выше, зачастую появляются неожиданно в ходе группового обсуждения, поэтому высказывания участников во многом интуитивны, что повышает шансы на появление новых неожиданных идей.
7. Специализация (specialization) - для проведения фокус-группы привлекается высококвалифицированный и. соответственно, высокооплачиваемый ведущий. В то же время снимается противопоставление исследователя и респондента, поскольку влияние модератора компенсируется групповой сплоченностью.
8. Скрупулезность (scientific scrutiny) - фокус-группа приближает заказчика к источнику данных. Ему предоставляется возможность принимать участие в формировании целей и задач дискуссии, зачастую за ходом проведения фокус-группы наблюдают представители заказчика, более того процесс обсуждения фиксируется с помощью аудио-и видеотехники- в этой связи создаются более скрупулезные предпосылки для сбора информации по сравнению с другими методами.
9. Структурность (structure) - благодаря гибкости фокус-группового обсуждения представляется возможным сочетание широкою охвата проблемных вопросов с необходимым уровнем углубленного изучения.
10. Скорость (speed) сбор информации и ее анализ в холе фокус-группового обсуждения происходит относительно быстро, поскольку в беседе участвуют несколько респондентов одновременно.
Недостатки фокус-группового интервью заключаются в следующих «пяти эм» (по английски - 5 Ms):
1. Неправильное применение результатов фокус-группы (misuse) — существует вероятность неправильной интерпретации полученных данных. Это связано с тем, что результаты фокус-1руппы представляют собой маркетинговые исследования описательного, а не поискового характера.
2. Неправильная оценка (недооценка) (misjudge) - результаты фокус-группового интервью чаще подвержены неправильной опенке. Фокус-группы чувствительны к мнению заказчика и исследователей.
3. Модерирование (moderation) - управлять фокус-группой достаточно сложно, качество результатов зависит от квалификации, стиля модерирования ведущего. Подбор модератора с подходящими качествами является сложной процедурой.
4. Неструктурированность (беспорядочность, неупорядоченность) (messy) неструктурированный ход проведения фокус-группового интервью нередко приводит к одновременной беседе нескольких респондентов, что затрудняет процесс записи, анализа информации и интерпретации результатов.
5. Нерепрезептативность (misrepresentation) - результаты, полученные в фокус-группе, содержат качественную информацию, полученную без выборочных расчетов, поэтому они являются нерепрезентативными для всей генеральной совокупности. На основе таких результатов недопустимо принятие маркетинговых решений. Также существует вероятность снижения репрезентативности самой качественной информации, связанной с неточным рекрутированием участников, а именно:
- неприемлемыми результатами рекрутирования;
- отсутствием тщательности в повторном отборе участников:
- недостаточным профессионализмом в обеспечении технических и сопутствующих условий для осуществления процедуры исследования (шумовые помехи в помещении, непрофессионализм внутреннего персонала, неудовлетворительный температурный режим в помещении, недостаточный контроль за физическим удобством участников и работой оборудования);
- недостаточно отрегулированными финансовыми договоренностями.
59 Ключевые определения панельного метода исследования: панель, участник панели, характеристика панели, панельные исследования.
Панельный метод исследования. Спрос потребителей в условиях конкурентной активности быстро меняется, что отражается на сбыте продукции любого предприятия. В этих условиях зачастую бывает недостаточно провести единовременное исследование, чтобы надежно изучить динамические процессы, выявить полную картину взаимосвязей и закономерностей рынка. Поэтому маркетологи нередко применяют панельные исследования.
Панель — выборочная совокупность респондентов, которые согласились (за вознаграждение) предоставлять информацию о своем потребительском поведении в течение продолжительного периода времени через определенные интервалы.
Участник (член) панели - лицо, согласившееся принять участие в панельном исследовании.
На основе изучения поведения членов панели пытаются выяснить покупательские привычки, правила совершения покупок, основные тенденции и закономерности в предпочтениях потребителей.
Панель имеет такие характеристики:
— предмет и тема исследования постоянны:
— сбор информации повторяется и осуществляется через равные промежутки времени:
— совокупность объектов исследования (участники рынка потребителей, производи гелей или промежуточных продавцов) остается постоянной.
Исходя из определения панели и его характеристик, можно дать следующую дефиницию панельным исследованиям
Панельные (повторные) исследования - это вид, в котором выборочная совокупность респондентов остается постоянной и подвергается неоднократным опросам через равные промежутки в целях определения тенденций и закономерностей развития изучаемых явлений.
Основателем методики и крупнейшим организатором панельных исследований является компания А.С. Nielsen. Подобные исследования в Казахстане, к примеру, проводит исследовательская компания «КОМКОН-2 ЕВРАЗИЯ».