Определение цели и задач фокус-группы.
С точки зрения целей фокус-группы традиционно делятся на три типа (табл. 1).
Таблица 1 – Типы фокус-групп в зависимости от целей
№ | Типы фокус-групп | Краткая характеристика |
Исследовательские | Генерирование идей или стимулирование высокого уровня креативности при обсуждении определенной проблемы. При этом модератор обычно играет активную роль, поощряя и поддерживая респондентов к построению и выдвижению идей. Этот тип групп часто используется как предварительный, вспомогательный этап перед количественным исследованием | |
Клинические (или мотивационные) | Раскрытие психологической мотивации установок и поведения респондентов. В таких группах часто используются проекционные техники, анализ основывается на спонтанных суждениях. Клинические группы сложны для повсеместного использования в маркетинге, однако такой подход может быть очень полезен для расширения понимании скрытых психологических процессов, определяющих восприятие продукта и потребительское поведение | |
Феноменологические | Уместны, когда заказчику необходимо понимание потребительских характеристик строго обозначенной целевой труппы. Цель - поучение детального описания конкретных особенностей мышления респондентов на их собственном языке, их поведения в реальной потребительской ситуации и факторов, влияющих на принятие решения. Такие группы наиболее сфокусированы и обеспечивают больше конкретных, специфических ответов, таких, например, как реакция на продукт, рекламу, упаковку и другие маркетинговые стимулы |
Как видно из таблицы 1, цели фокус-группы бывают исследовательские, клинические и феноменологические. При проведении фокус-групп возможна нацеленность на выбор всех (или почти всех) целей одновременно.
Фокус-группы проводятся для достижения различных задач:
- более точного выявления проблемы маркетингового исследования;
- разработки альтернативных вариантов управленческих решений в области маркетинговой программы;
- разработки подхода к решению маркетинговой проблемы; получению информации, полезной для разработки вопросника;
- выдвижению гипотез, которые в дальнейшем могут быть проверены количественными методами;
- обработке ранее полученных количественных результатов и др.
Подготовка плана проведения фокус-группы. План проведения фокус-группы включает решение вопросов о численности, составе и количестве планируемых фокус-групп, разработку тематики и написание топик-гайда (сценария обсуждения).
Численность участников фокус-группы, как было отмечено ранее, может варьироваться от 4 12 человек. Приглашая участников к дискуссии, следует учесть, что не все они смогут прийти в оговоренное время.
Общее количество фокус-групп зависит от целей и задач исследования, степени однородности генеральной совокупности (целевого рынка), сложности изучаемой темы, числа новых идей, возникших в ходе предыдущих фокус-групп, имеющихся финансовых возможностей и времени. Количество групп следует увеличить, если на характере и атмосфере дискуссии сказывается пол респондентов или личностные характеристики. Для выявления числа фокус-групп также рекомендуют использовать следующий общий принцип фокус-группы следует проводить до тех пор, пока модератор не сможет заранее предугадать, что будет сказано в очередной раз. Обычно условие выполняется после 3-4 фокус-групп на одну и ту же тему с людьми из одной и той же целевой группы. Меньше 2 фокус-групп проводить не рекомендуется ни при каких обстоятельствах, слишком велико влияние фактора случайности.
Состав фокус-группы, как отмечалось, должен быть однородным.
Разработка тематики фокус-группы - число тем, охватываемых дискуссией, определяется целью исследования. Если, например, предполагается обсуждать рекламные ролики, то в дискуссии продолжительностью 1,5 часа обычно удается обсудить 3-4 образца. Для наименее структурированных проблем количество тем может быть не более двух. План дискуссии позволяет контролировать глубину рассмотрения проблемы, облегчает сравнение групп друг с другом и последующий анализ данных.
Разработка топик-гайда - составление его структуры зависит от следующих факторов:
- пожеланий заказчика и тех вопросов, на которые он хотел бы получить ответы;
- квалификации, опыта и личных пристрастий модератора;
- характеристик респондентов (возраста, уровня образования и т.п.);
- «жанра», выбранного для исследуемого продукта (понятно, что восприятие общедоступного товара бытового предназначения будет отличаться от восприятия сложной офисной техники).
Таким образом, топик-гайд как рабочий документ, изложенный в письменном виде, должен основываться на пожеланиях заказчика и включать количество тем с выделением определенного количества времени на обсуждение каждой, объем информации, которую необходимо получить и стимульный материал включающий комбинацию выбранных зондирующих методик.
Сценарий обсуждения (гайда) может происходить по-разному. Один из подходов заключается в постановке вопросов с их последующей переформулировкой в темы. Другой, первоначально формулируется тема и лишь затем она получает развитие в вопросах. Порядок вопросов, как правило, соответствует традиционным подходам к составлению анкеты с тем лишь исключением, что рассматривается не более 10 вопросов.
Подготовка исследовательской команды включает комплектование и обучение персонала, занятого в исследовании. В состав команды входят исследователь, модератор, рекрутер и ассистенты. С ростом масштаба проводимой работы ее состав может быть расширен.
Рассмотрим, какие функции выполняет каждый член исследовательской команды.
Маркетолог-исследователь курирует научные, методологические и методические вопросы исследования, разрабатывав его план, набирает команду, анализирует результаты и готовит отчет по результатам проведенной фокус-группы. При большом объеме работы он может делегировать часть своих функций ассистенту.
Модератор проводит беседу во время проведения фокус-группы.
Существуют определенные правила выбора модератора:
- не следует экономить время на поиски подходящего модератора;
- следует относиться к модератору как к члену команды руководства - его причастность к информации об обсуждаемом предмете повысит эффективность фокус-групп. Они могут предоставить цепные советы относительно тех действий, которые клиентская органнзация должна предпринять по итогам исследования;
- стоимость оплаты труда не должна влиять на выбор модератора - модерирование фокус-групп является навыком, для выработки которого требуется много тренировки и опыта проведения, и поэтому разброс цен среди модераторов закономерен. Относительно дорогой модератор может привнести добавочную ценность в исследование.
Некоторые исследователи рекомендуют учитывать пол модератора при комплектовании команды, поручая женщинам проводить дискуссии в женских группах, а мужчинам -в мужских.
Ассистент модератора концентрируется на мероприятиях, не связанных с исследованием напрямую: подготовкой помещения для дискуссии, табличек с именами участников, необходимого оборудования, обеспечением прохладительными напитками, подготовкой рекламных материалов, размещением респондентов, сменой кассет, вручением сувениров или денежного вознаграждения и др.
Рекрутер в соответствии с заданными исследователем критериями занимается набором респондентов для участия в дискуссии с помощью отборочной анкеты (скринера) и должен легко входить и контакт с потенциальным участником. Рекрутирование включает не только набор, но и разработку его стратегии: примерную схему общения с потенциальными участниками, возможностей нахождения респондентов, отвечающих необходимым критериям.
В ходе подготовки исследовательской команды проводится ее тренинг с учетом специфики изучаемого целевого рынка в целях повышения эффективности работы фокус-группы.
Набор респондентовдолжен осуществляться согласно приведенным ранее стандартам рекрутирования. Единственно можно добавить еще один принцип - потенциальные респонденты не должны быть профессионально связаны со сферой маркетинга, а также с областью распространения обсуждаемого продукта.
Формирование выборки в чистом виде не применяется, так как проведение фокус-группы - качественное исследование. Для того чтобы составить репрезентативную выборку, необходимо сначала перечислить все переменные, важные для исследования.
Отбор участников может быть проведен с помощью экспресс-опроса (телефонного, уличного или др.) в целях выявления характеристик респондентов. В случае их соответствия его приглашают к участию в обсуждении, объясняя цели и задачи фокус-группы, время и место его проведения, условия вознаграждения.
Не следует привлекать участников фокус-групп с помощью объявлений в средствах массовой информации, поскольку такой подход может привести к искажению информации из-за участия в исследовании лиц, лично заинтересованных в предложенной теме или желающих получить дополнительный заработок.