Метод кабинетных исследований. Виды анализа информации при проведении кабинетных исследований.
Кабинетное исследование («desk research») - это совокупность методов сбора и оценки вторичной информации, собранной ранее для каких-либо иных целей, которые:
1. опираются ни вторичные (внешние и внутренние) источники, потому часто называются методами работы с документам (материалы газет, журналов и других печатных изданий, радио-, геле не ре дач, кинофильмов, материалов анкет, фокус-групп и свободных интервью, а также инструкции и другие документы);
2. применяются при:
- подготовке полевого исследования (поскольку позволяют предварительно ознакомиться с объектом исследования, отраслью);
- формировании рабочих гипотез;
- сборе статистической информации для обоснования выборочных процедур;
- проверке и интерпретации информации, полученной с помощью полевых методов;
3. используются и как самостоятельные методы сбора информации при исследовании рынка, изучении традиций, динамики общественного мнения по какой-либо проблеме, обследовании рекламных сюжетов и стимулов, направленных на активизацию потребителей;
4. обладают достоинствами (дают возможность получить ответы на изучаемые вопросы и проблемы в короткие сроки, его проведение относительно недорого) и недостатками, идентичными вторичной информации.
Основные преимущества кабинетных исследований заключаются в следующем:
- быстрота сбора информации и относительная дешевизна; возможность исследования динамики основных рыночных тенденций;
- сопоставление данных, выявление различных подходов к решению проблемы за счет анализа информации из нескольких источников.
К числу основных недостатков кабинетных исследований можно отнести:
- затрудненность проверки достоверности и надежности вторичной информации;
- низкую релевантность информации; высокий риск ее устаревания, неполноты, противоречивости.
При проведении кабинетных исследований наиболее часто используются традиционный (классический) и информативно-целевой виды анализа информации, основные характеристики которых представлены в таблице 1.
Традиционный (неформализованный, классический) анализ документов - Это цепочка умственных, логических построений, направленных на выявление сути анализируемого материала с определенной, интересующей исследователя в каждом конкретном случае, точки зрения.
Проведение традиционного анализа означает преобразование первоначальной формы информации, не соответствующей целям маркетинговых исследований, в необходимую маркетологу форму. Иными словами, неформализованный анализ представляет собой интерпретацию содержания документа, его толкование с помощью логических законов и правил анализа, сравнения, определения, оценивания, статистических операций.
Таблица 1 – Основные виды анализа информации, полученной в ходе проведения кабинетных исследований
№ | Достоинства | Недостатки |
Традиционный анализ информации – анализ сути документа с заданной точки зрения | ||
Объект анализа- мысли и идеи: - позволяет их улавливать, просиживает их генезис: - выясняет логику их обоснования; - взвешивает вытекающие из них следствия. - выявляет логические связи и логические противоречия между ними; - оценивает их с точки зрения каких-либо экономических, политических, маркетинговых и иных позиций; - выявляет логику самой организации материала | Субъективность, трудоемкость | |
Информационно-целевой анализ – анализ содержательно-смысловой структуры текста и соотношение ее с замыслом общения | ||
Оценка успешности коммуникации посредством выявления отклонений в интерпретации текста со стороны других участников общения | Применяется только для текстовых документов |
Традиционный анализ предусматривает проведение внешнего и внутреннего исследования, направленного на повышение достоверности результатов.
Цель внешнего анализа - определение вида документа, его формы, времени и места появления, надежности и достоверности, контекста, установление авторства, выявление целей, которые преследовались при создании, и других внешних факторов, повлиявших на содержание.
Внешний анализ способствует правильной интерпретации фактов и суждений, приведенных в документе, а пренебрежение им во многих случаях грозит неверным истолкованием его содержания.
Внутренний анализ - это исследование содержания (фактов, суждений и идей) документа. При его проведении маркетолог выявляет уровень достоверности приводимых фактов и цифр, устанавливает уровень компетенции и отношение автора к описываемым в документе фактам. При этом могут возникать искажения в его интерпретации. В зависимости от предметного содержания документа и целей анализа выделяют различные виды неформализованного анализа, которые требуют специальных методов исследования и привлечения для их выполнения специалистов других соответствующих областей знаний, в их числе:
- юридический анализ - применяется для анализа всех видов юридических документов, его проведение требует от исследователя знания специальной терминологии, разработанной в правовой науке. В противном случае достоверность анализа будет поставлена под сомнение;
- психологический анализ - применяется дня оценки отношения автора к какому-либо политическому, экономическому или социальному явлению. Результатом такою анализа является выявление представления о формировании общественною мнения, общественных установок и т.п.
Вторым методом кабинетных исследований является информативно-целевой анализ документов.
Информативно-целевой анализ информации выявляет содержательно-смысловую структуру текста и соотносит ее с замыслом общения, позволяя тем самым обнаружить возможные отклонения в интерпретации текста со стороны других участников общения, т.е. оценить успешность коммуникации.
Алгоритм проведения информативно-целевого анализа:
1. Ознакомление с содержанием текста.
2. Выделение из текста предложения (словосочетания) или даже абзаца, отражающего цель сообщения, его замысел.
3. Выделение основных элементов в рамках общею содержания (первого, второю, третьего уровней).
4. Выделение второстепенных элементов в рамках общего содержания (иллюстрации, дополнительные сведения).
5. Схематическое изображение выделенных смысловых цепочек структуры текста.
6. Определение коэффициента избыточной информативности текста.
7. Оформление результатов работы в виде отчета.
Таким образом, кабинетный метод исследования подразумевает вторичные исследования, которые являются исследовательским инструментом относительно всех вопросов рынка. С помощью этого недорогого и достаточно быстрого метода можно получить множество разносторонней информации. Кабинетные исследования являются первым отправным пунктом в планировании и получении информации о запросах потребителей, рынках, конкурентах, посредниках и поставщиках и самой внутренней среде хозяйствующею субъекта.