Определение доли рынка. Факторы, влияющие на динамику емкости и доли рынка.
Доля рынка является важным показателем маркетинговых усилий предприятия и характеризует положение предприятия относительно конкурентов. Количественно доля рынка определяется как отношение объема продажи товаров предприятия к общему объему продажи товаров той же категории на рынке, выраженное в процентах. Определение объема и доли рынка является одной из основных задач маркетолога. При этом можно выделить три составляющие данной задачи:
1) Определение объема рынка и долей рынка основных игроков в настоящее время (за отчетный период). |
2) Прогноз рынка на предстоящий период. |
3) Оценка потенциала рынка. |
Рыночная доля — это процент, который приходится на долю продукции с определенной торговой маркой. На основе регулярного измерения доли рынка можно оценить, как меняются рыночные позиции компании, насколько эффективны ее маркетинговые усилия. Доля рынка определяется с помощью таких показателей, как взвешенное и числовое распределение, индикатор выбора, средняя доля в обороте.
Числовое распределение (ЧР) — это отношение количества магазинов, в которых представлена данная марка продукта, к общему количеству определенного типа магазинов, где потребитель обычно покупает этот тип продукта, выраженное в процентах.
ЧР = количество торговцев в розницу маркой Y продукта X / общее количество торговцев продуктом Х, (%).
Взвешенное распределение (ВР) — это доля рынка продукта Х, принадлежащая торговцам в розницу, торгующим маркой Y.
ВР = общий объем продаж продукта Х торговцами в розницу, которые продают марку Y / общий объем продаж продукта Х, (%).
При взвешенном распределении учитывается размер магазинов, в которых представлен определенный продукт. Например, взвешенное распределение в 60% марки Y продукта X означает, что марка Y представлена в магазинах, обеспечивающих в сумме 60% объема продаж продукта Х.
Индикатор выбора (ИВ) = ВР /ЧР = средний объем продаж продукта Х в магазинах, торгующих маркой Y / средний объем продаж продукта Х по всем торговцам в розницу.
Средняя доля в обороте (СД) показывает, какую позицию занимает конкретная марка в выбранных магазинах, и может рассматриваться как доля рынка марки Y в общем обороте продукта Х в выбранных магазинах.
СД = оборот марки Y продукта Х в выбранных магазинах / общий оборот продукта Х в выбранных магазинах, (%).
Доля рынка (ДР) = ЧР х ИВ х СД = ВР х СД.
Исследовательские методы определения доли рынка
1. Аудит розничной торговли – измерение относительной доли продаж различных товаров, используя данные продаж репрезентативной выборки розничных магазинов.
2. Дневниковая потребительская панель – используя постоянную выборку респондентов (панель), с помощью дневника (записи + чеки и квитанции) фиксируются все покупки, сделанные участниками панели. Полученные данные переводятся в относительные доли продаж товаров – доли рынка.
3. Сканнер-панель аналогична предыдущему методу, за исключением способа фиксации покупок. В данном случае респондентам выдается идентификационная карточка (или используется кредитная карточка респондента).
4. Опрос предпочтений – респондентов напрямую спрашивают, какие товары и как часто они покупают; частота покупок умножается на среднюю покупку.
5. Парный опрос предпочтений – сопоставляются пары товарных марок, из которых респондент должен выбрать одну. Полученные баллы – количество «побед» марки в сравнениях используется в соответствующей формуле.
Доля рынка может быть рассчитана различными способами:
• по объему продажи товаров в натуральном выражении;
• в стоимостном выражении;
• в обслуживаемом сегменте;
• относительно продаж ряда ближайших конкурентов;
• относительно лидера рынка, ведущего конкурента.
Емкость и доля рынка формируются под влиянием множества факторов, каждый из которых может в определенных ситуациях как стимулировать рынок, так и сдерживать его развитие, ограничивая его емкость и долю рынка предприятия. Всю совокупность факторов можно разделить на две группы: общего и специфического характера.
Общими являются социально-экономические факторы, определяющие емкость рынка любого товара: объем и структура товарного предложения, в том числе по предприятиям-изготовителям;
· ассортимент и качество выпускаемых изделий;
· размеры импорта по данному товару или группе;
· достигнутый уровень жизни и потребностей населения;
· покупательная способность потребителей, уровень и соотношение цен на товары;
· численность потребителей;
· степень насыщенности рынка;
· состояние сбытовой, торговой и сервисной сети;
· географическое расположение рынка.
В настоящее время состояние рынка подвержено значительному влиянию таких процессов, как обособление территории и введение новых денежных единиц, образование коммерческих структур, инфляция, введение новых таможенных ограничений и т.д.
Специфические факторы определяют развитие рынков отдельных товаров, причем каждый рынок может иметь характерные только для него факторы. В этом случае специфический фактор по степени влияния может оказаться определяющим для формирования и развития спроса и предложения по конкретному товару. К числу специфических факторов относят:
· размер и состав гардероба, природно-климатические условия, изменения моды, национально-бытовые традиции (для рынков тканей, одежды и обуви);
· достигнутый уровень обеспеченности, сроки физического и морального износа, рост жилищного строительства, развитие прокатной сети, рационализация быта, рост цен на энергоносители (для товаров длительного пользования).
Совокупность факторов, определяющих развитие спроса и предложения на отдельных товарных рынках, находится в сложной диалектической взаимосвязи.