Функции коммерческой рекламы.
Коммерческая реклама охватывает все сферы деятельности предприятия и призвана:
1. Работать над престижем предприятия.
2. Создавать спрос на данный товар, способствовать появлению спроса на предлагаемую продукцию.
3. Предоставлять потребителям необходимую информацию о товаре, как о производственных, так и о товарах широкого потребления.
4. Обеспечивать сбыт, поддерживать необходимый объем сбыта и расширять его.
5. Внушать доверие к товару и его изготовителю.
6. Постоянно идти навстречу потребностям клиента.
7. Побуждать покупателя отождествлять приобретаемый товар с его изготовителем.
8. Создавать определенный образ (имидж) товара.
Политическая реклама – это форма политической коммуникации в условиях выбора, адресное воздействие на электоральные группы в лаконичной, оригинальной, легко запоминающейся форме. Политическая реклама отражает суть политической платформы определенных политических сил, настраивает избирателей на их поддержку, формирует и внедряет в массовое сознание определенное представление о характере этих политических сил, создает желаемую психологическую установку на голосование.
Коммуникативная сущность политической рекламы заключается в том, что она устанавливает контакт между носителями власти или претендентами на места во властных структурах и массой, осуществляет определенным образом направленную адресную связь между ними, используя предельно доступную для восприятия и адекватную ему знаковую систему. Политическая реклама – это своего рода проводник идей, ретранслятор образов, символов, мифов. Она выполняет также информационную функцию, поскольку одна из задач, стоящих перед ней, – оповещение, ознакомление аудитории с партией, кандидатом, их взглядами, акциями, предложениями, их преимуществами перед конкурентами. Политическая реклама функционирует в условиях политической конкуренции, она выделяет собственный объект из числа других, поэтому можно говорить о социально-ориентирующей, идеологической ее функции.
Цель политической рекламы заключается в том, чтобы побуждать людей участвовать в тех или иных политических процессах, включая делегирование различных полномочий, в том числе путем выборов.
Предмет политической рекламы – партия, кандидат, их программы, а также политическая акция, движение поддержки или протеста и т.д.
Субъектом политической рекламы является рекламодатель (политическая организация или деятель), объектом – участники политического процесса, делающие тот или иной выбор, определяющие для себя, какой политической ориентации придерживаться (в каждом конкретном случае они составляют конкретную целевую группу).
Политическая реклама пользуется как рациональными, так и эмоциональными способами воздействия на аудиторию, ориентирующимися как на осознаваемые, так и на неосознаваемые реакции реципиентов.
Политическая реклама использует вербальные, изобразительные и звуковые средства.
Одно из центральных понятий политической рекламы – образ, или имидж кандидата. Его характерные признаки: упрощенность по сравнению с прообразом; демонстрация специфичности и уникальности Рекламируемого объекта; конкретность, подвижность, трансформируемость; частичное, идеализированное соответствие рекламируемому объекту.
К основным понятиям политической рекламы относятся также характеристики кандидата, качество кандидата, внешняя среда предвыборного маркетинга, внутренняя среда предвыборного маркетинга, рынок кандидатов, конкурентоспособность кандидата, предложение, спрос, «цена» кандидата, позиционирование.
Политическая реклама входит в коммуникативный комплекс политического маркетинга (включающий также организацию общественного мнения, «личную продажу», «стимулирование сбыта», пропаганду) и работает вместе с другими его элементами на основе вариативной дополнительности всех элементов.
Специфика политической рекламы заключается, прежде всего, в четкой определенности ее задач и предмета, в активном, «силовом» характере ее коммуникативного воздействия. Политическая реклама – своего рода аккумулятор стратегических идей и разработок рекламной кампании, регулятор электорального поведения.
Термин социальная реклама, являющийся дословным переводом с английского public advertising, используется только в России. А во всем мире ему соответствуют понятия некоммерческая реклама и общественная реклама. Раскроем эти определения. «Некоммерческая реклама – реклама, спонсируемая некоммерческими институтами или в их интересах и имеющая целью стимулирование пожертвований, призыв голосовать в чью-либо пользу или привлечение внимания к делам общества» 1. «Общественная (социальная) реклама передает сообщение, пропагандирующее какое-либо позитивное явление. Профессионалы создают ее бесплатно (корректнее говорить об этической позиции отказа от прибыли), место и время в СМИ также предоставляются на некоммерческой основе»2. В США для обозначения такого типа рекламы используются термины public service advertising и public service announcement (PSA). Предметом PSA является идея, которая должна обладать определенной социальной ценностью. Цель такого типа рекламы – «изменить отношение публики к какой-либо проблеме, а в долгосрочной перспективе – создать новые социальные ценности»3. Исходя из всех предложенных определений, очевидно, что стремление изменить поведенческую модель общества является и целью PSA, и целью некоммерческой рекламы. Таким образом, целесообразно объединить все используемые разными исследователями термины в одно понятие – социальная реклама.
В Федеральном Законе РФ «О рекламе» в статье 18 дается такое определение социальной рекламы: «Социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей». Что кроется под определением «общественные и государственные интересы» – иначе говоря, кто «заказывает» социальную рекламу? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать социальную рекламу по типам организаций и институтов, которые ее размещают.
Первый тип – некоммерческие организации. Как правило, это благотворительные фонды, больницы, церкви. Деятельность их заключается в помощи больным, нуждающимся. Такой характер деятельности во многом определяет направленность социальной рекламы, размещаемой ими. В основном, это привлечение средств либо на строительство храма, либо в различные фонды, либо целевая помощь конкретным людям, нуждающимся в лечении. Пропаганду здорового образа жизни, безопасного секса, несмотря на специфичность, также можно отнести к социальной рекламе. Можно сказать, что среди всего объема социальной рекламы, размещаемой в средствах массовой информации, именно реклама некоммерческих организаций встречается наиболее часто и, соответственно, находит больший отклик среди людей.
Другой тип – ассоциации. Различные профессиональные, торговые и гражданские ассоциации также пользуются рекламой для достижения своих целей. Часто целью такой рекламы является создание позитивного общественного мнения, общественного спокойствия. В качестве примера приведем рекламу, размещаемую Рекламным Советом России. Первым проявлением деятельности этой ассоциации стали рекламные ролики, с сюжетами из повседневной жизни, с утверждением простых жизненных истин. Следующая акция ставила целью решение проблемы одиноких стариков: напоминание о телефонном звонке родителям получило широкий резонанс общественности, возможно, благодаря слогану-призыву: «Позвоните родителям!».
Третий тип – государственные структуры. В России такого рода рекламу активно используют налоговая полиция, ГАИ-ГИБДД. Объем такой рекламы невелик, но весьма подвержен колебаниям. Например, в течение апреля, последнего месяца сдачи налоговой декларации учащаются рекламные призывы и напоминания заплатить налоги.
Как видно, социальная реклама использует тот же набор средств, что и коммерческая: телевизионные ролики, печатная, уличная, транспортная реклама и т.д. Основное отличие социальной рекламы от коммерческой заключается в цели. В то время как коммерческие рекламодатели стимулируют благожелательное отношение к тому или иному товару или рост его продаж, цель социальной рекламы заключается в привлечении внимания к общественному явлению. Например, если конечной целью коммерческой телевизионной рекламы нового сорта кофе является изменение потребительских привычек, то целью ролика социальной рекламы, например по борьбе с беспризорностью, является привлечение внимания к этой проблеме, а в стратегической перспективе – изменение поведенческой модели общества. Кроме этого, целевые аудитории двух сравниваемых типов рекламы значительно различаются: у коммерческой рекламы – это достаточно узкая маркетинговая группа, у социальной – все общество, или значительная его часть.
46. Реклама и ценностные ориентации общества.
Ценностные ориентации — а) этические, эстетические, политические, религиозные и т. п. основания — критерии, на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или общностью окружающей реальности, дифференцированного, избирательного подхода к ней и способ ориентации; б) основания, по которым личность или группа "выстраивает" воспринимаемые объекты, субъекты, явления и события по степени их значимости.
Ценностные ориентации формируются, складываются, развиваются и меняются в ходе накопления субъектом жизненного опыта в условиях изменяющегося мира, а находят свое выражение в целях, социальных выборах, представлениях, идеалах, интересах личности или группы в условиях реального взаимодействия. Ценностные ориентации достаточно жестко привязаны как к интеллектуально-волевой, так и к эмоциональной сферам социальной активности субъекта и во многом, а нередко и решающим образом обусловливают содержательную сторону как индивидуальной, так и групповой деятельности и общения. В социальной психологии групп ценностные ориентации напрямую связаны с проблематикой групповой сплоченности, выражающейся, прежде всего, в степени проявления такого социально-психологического феномена межличностных отношений, как ценностно-ориентационное единство.
Влияние СМИ носит столь всеохватывающий характер, что, по мнению некоторых исследователей, от них зависит технологический и социальный прогресс государства, место в мировой экономике и экономическая конкурентоспособность страны, эффективная реализация роли в международном распределении труда и развитие демократических институтов. Как уже было сказано, все это сопровождается и становлением нового мировоззрения, новой мировой культуры. В этом смысле СМИ выступают в качестве одного из основных социализирующих институтов, в качестве наиболее доступного и наиболее влиятельного механизма формирования личности. По глобальности воздействия на личность и возможности способствовать формированию мировоззрения информационные технологии и средства массовой информации, в первую очередь телевидение, можно сравнить разве что с участием семьи в социализации личности.
Под ценностными ориентациями как объектом маркетинга понимается осознание потребителем своих наиболее значимых жизненных потребностей. Ценностные ориентации рекламы, в соответствии с предложенным в работах подходом, представляют собой понятие, используемое для обозначения единства ценностных ориентаций рекламодателей, целевой группы потребителей и рекламного издания, в котором устойчиво отражаются конкретные ценности, признанные их общими стратегическими жизненными целями и общими мировоззренческими ориентирами (см. рис.1).
На рис.2 показана предлагаемая классификация факторов, влияющих на покупательское поведение, и ценностных ориентаций потребителей как их наиболее важных потребностей. При этом необходимо подчеркнуть, что первичными для потребителей человека являются его информационные потребности, без удовлетворения которых нельзя удовлетворить ни биологические, ни духовные потребности.
Независимо от культурных традиций того или иного общества, реклама:
- выявляет наиболее значимые атрибуты социальных ролей, присущие той или иной культуре;
- подчеркивает значимость тех или иных ценностей в культуре: потребности в безопасности, мотивации принадлежности к группе, достижения.
Таким образом, изучение реального материала рекламной продукции ярко демонстрирует, что на сегодняшний день этнокультурный фактор оказывает существенное влияние на ценности и культурные принципы, кодируемые в коммуникативном сообщении и предназначенные вызывать эмоциональный отклик зрителя. Воздействие коммуникативного сообщения, созданного авторами - носителями иной системы ценностей, установок и образов, с одной стороны, определенным образом затрудняет восприятие смысловой стороны сообщения, поскольку происходит обращение не к тем ценностным предпочтениям, образам и ассоциациям, которые актуальны для зрителя; с другой стороны, трансформирует эти структуры и элементы картины мира зрителя. Причем в результате ценностной ориентации установки и образная сфера обеих сторон не всегда сближаются. Насыщенность информационной среды сообщениями, выполненными в традициях иных культур, делает актуальным изучение особенностей восприятия русским человеком информации, произведенной в рамках иных культурных традиций.
47. Скрытая реклама
Скрытой называется реклама, не обозначенная как таковая, размещённая под видом информационного, редакционного или авторского материала, закамуфлированная под личное сообщение или иную нерекламную информацию. Широкую известность получила технология внедрения незаметной рекламы, якобы действующей на подсознательном уровне (25-й кадр и другие варианты, применение НЛП).
Также скрытая реклама — та, которая оказывает неосознаваемое потребителем воздействие в силу метода передачи.
В большинстве стран скрытая реклама запрещена, но её определение достаточно сложно, и практика наказания за скрытую рекламу неизвестна.
К скрытой рекламе иногда относят так называемый продакт-плейсмент. В отличие от другой скрытой рекламы, он обычно разрешён.
Нас везде и каждую минуту нашей жизни окружает реклама. Проснувшись утром, мы включаем телевизор – тут масса рекламы скрытого и прямого характера. По дороге на работу мы сталкиваемся с рекламой в транспорте, на бигбордах. На работе поглощаем Интернет-рекламу. Реклама везде. Даже в супермаркетах, ночных клубах и ресторанах мы не отдыхаем от рекламы!
В перерывах между фильмами или передачами рекламы очень много, иногда даже кажется, что не фильмы прерывают рекламой, а рекламные ролики разбавляют отрывками из фильма. Один из наиболее эффективных методов телевизионной рекламы – скрытая реклама, которую мы воспринимаем на подсознании. Давайте поговорим о скрытой рекламе подробнее.
Скрытая реклама есть абсолютно везде: в фильмах, сериалах, книгах, мультфильмах, спорте. Нам кажется, что когда мы смотрим фильм – отдыхаем от рекламы, но это не так. Почти в каждом художественном фильме, я не говорю уже о сериалах, на первый взгляд не заметно для зрителя мелькает реклама товаров, торговых марок, брендов и т.д. Как обычно супергерой ездит на очень крутом автомобиле известной автомобильной марки, главные герои останавливаются в гостиницах с известным мировым именем, носят часы определенной марки, одеваются у соответствующего дизайнера, летают на самолетах нужной авиакомпании и т.д. Вся полученная информация влияет на нас на подсознательном уровне. Грубо говоря, ее можно назвать 25-тым кадром.
Особенно восприимчивы к подобной рекламе дети, которые стараются подражать своим кумирам и запоминают все, что с ними связано. А потом лет этак через 10-15, когда ребенок станет вполне обеспеченным самостоятельным человеком, у него будут сформированы понятия, что BMW – это роскошный автомобиль для успешных людей, что Hilton – это отель супер класса.
Вот еще примеры скрытой рекламы:
Вы когда-то обращали внимание, что интерьер сцены супер популярной передачи «Комедии клаб» очень похож на корпоративный стиль оператора мобильной связи МТС: красно-белые цвета, круглые формы. Ведь не даром при этом МТС главный спонсор клуба;
В сериале «Моя прекрасная няня» главная героиня постоянно рекламировала косметику компании «Avon»;
В популярной саге «Джеймс Бонд: агент 007» постоянно рекламируются автомобили (Aston Martin, BMW), часы (Breitling, Omega), мобильные телефоны (Sony Ericsson). Так в части «Умри, но не сейчас» создатели получили $70 млн только за скрытую рекламу;
В «Матрице» рекламировали Cadillac;
В «Такси» – Pegeout;
В многих фильмах рекламируют спиртные напитки, например Martini;
Тот же «Дом-2» заработал около $7 млн. на рекламе продуктов и бытовых вещей, которые используют главные герои реалити-шоу.
Но все же мы отстаем в скрытой рекламе от наших западных соседей. К нам она пришла не так давно. Только в последние 5-7 лет стал активнее развиваться отечественный кинематограф, люди начали ходить в кинотеатры и на русские фильмы, поэтому рекламодатели по-тихоньку стали осваивать и русский рынок скрытой рекламы. Так в «Ночном дозоре» фигурирует реклама Nescafe и МТС, а также поисковик Rambler, в котором ведется поиск информации. По слухам «Дневной дозор» принес $3 млн. за скрытую рекламу. Из свеженького – главный герой «Ирония судьбы. Продолжение» гонял по городу на Toyota Camry, на которой врезался в столб и выжил. Чем не супер реклама?
Скрытая реклама запрещена во многих странах мира, но при этом не существует четкой законодательной базы как ее идентифицировать. Что касается наших стран, то у нас она вообще не регулируется. Делай что хочешь. А ученые сделали заключение, что бренду достаточно промелькнуть на 2 секунды, чтобы он отпечатался в сознании человека.
48. Основные документы для контроля за выполнением медиаплана.
Результат работы по составлению медиаплана — два документа: медиамикс и медиаплан.
Первый — «качественный», второй — «количественный».
Медиамикс — это подробное описание всех действий, необходимых для достижения маркетинговой цели. В нем содержатся:
* подробные сведения о методах продвижения
* предлагаются наиболее выгодные методики рекламных коммуникаций в СМИ
* предоставляются варианты проведения нестандартных маркетинговых акций.
Медиаплан — это расчетные данные по стоимости, срокам и площадкам, возможности которых будут использованы для реализации элементов медиамикса. Наглядное представление информации позволяет легко определить эффективность будущей рекламной кампании. Вы сможете оценить рентабельность вложений в рекламу и проследить за ходом выполнения проекта.
Качественные, профессионально составленные медиамикс и медиаплан позволяют:
* повысить эффективность рекламных кампаний
* сэкономить рекламный бюджет
* получить полный контроль над ходом рекламной кампании
В медиаплане рекламной кампании описываются выбранные типы рекламы, сроки размещения, стоимость (пакетная или разовая покупка, спонсорство и т.п.), а так же эффективность проводимой рекламной кампании.
Для составления (разработки) эффективного медиаплана необходимо хорошее знание рынка предлагаемых товаров/услуг, поэтому лучше, если размещением рекламных роликов и их созданием займется профессиональное агентство.
Существует определенный алгоритм действий при разработке медиаплана. Первым шагом является уяснение рыночной задачи, это может быть реклама товаров и услуг способствующая улучшению сбыта, либо реклама, направленная на получение прибыли в будущем, или реклама побуждение к действию, реклама образа товара, марки, фирмы.
Далее формулируются задачи рекламной кампании (например: узнаваемость и доверие; восприятие оптовиками; спрос на конкретный марочный товар; противоборство сезонности; сокращение сроков вывода на рынок; устранение сбора случайных заказов; укрепление убежденности продавца; представление новой упаковки, новых свойств прежнего товара; льготы и спец предложения; изменение репутации; побуждение потенциальных клиентов к посещению выставки, магазина).
Следующим этапом является определение ключевых преимуществ товара. Каждый из товаров или услуг имеет какие-либо положительные качества. Например, при проектировании одной рекламной кампании, американские маркетологи определили более 20 полезных свойств туалетного мыла. Разумеется, использовать в рекламе все положительные свойства ошибочно и приходиться выбрать главные, ключевые преимущества, отличающие данный товар от аналогов и сконцентрировать свои усилия в рекламе на донесении этих преимуществ до потребителя
После того, как выявлены основные ключевые преимущества товара, необходимо обозначить целевые группы потребителей. Они определяются по каким-либо признакам общим для всей группы: возраст, профессия, наличие определенных товаров (автомобиль или аудиоплейер), наличие определенных свойств (экстрасенсы, больные ревматизмом, женщины с длинными волосами) и так далее.
Далее целесообразно определить вид рекламы, который будет согласовываться с целью рекламы, свойствами товара и целевой группой. Например, маленькая (короткая), только с фирменным знаком, но длительное время - для рекламы торговой марки; большая, яркая, броская - реклама сезонных скидок; серия статей, репортажей, передач - создание определенного отношения к чему-либо, подготовка общественного мнения к чему-либо, и так далее.
После этого следует выбор времени эфира, места размещения на полосе. Разные целевые группы потребителей имеют различные интересы и соответственно могут интересоваться совершенно разными материалами в одном и том же СМИ. Кроме того, различные целевые группы ведут различный образ жизни: не имеет смысла давать рекламу металлорежущих станков на полосе кроссвордов и гороскопов, как и рекламу препаратов от ревматизма на тинейджерском радиоканале. Существуют очень четкие рейтинги активности аудитории по времени суток, дням недели, месту прослушивания (радио) и по другим параметрам, в которых видно, что ошибка в выходе рекламы в 5-10 минут может уменьшить аудиторию в 2-3 раза - «они только что уехали на работу».
Разработка медиаплана может быть нарушена небрежной работой при размещении рекламы: нарушение графика рекламы, изменение времени выхода и местоположения рекламы, низкое качество воспроизведения и прочее. Необходим постоянный контроль за соблюдением графика выхода и качества рекламы.
Управление видами и средствами рекламы предполагает ряд действий, согласно общему алгоритму управления рекламными средствами в целом, управление видами наружной рекламы в частности. Во-первых, необходимо провести анализ деятельности предприятия, которое желает использовать для рекламирования своих товаров или услуг именно выбранный рекламный носитель; а также выявить основные аудитории воздействия.
49. Основные показатели для медиа-обсчета.
Медиаобсчет (расчет эффективности рекламной кампании);
В дополнение к медиапланам прилагают расчеты медиаэффективности, которые предполагается получить при размещении рекламы согласно данному плану. Также медиаобсчет позволяет убедиться, что спланированное размещение с заданной частотой выходов рекламы и охватом целевой аудитории соответствует изначально поставленным целям рекламной кампании.
составляется таблица медиаобсчета. Например, для рекламной кампании на телевидении таблица содержит следующие столбцы:
• канал/ передача;
• время трансляции рекламного сообщения;
• день (дни) недели;
• цена одной минуты трансляции рекламного сообщения;
• цена трансляции конкретного формата рекламного сообщения;
• рейтинг программы;
• число выходов рекламного сообщения в это время;
• GRP;
• цена трансляции;
• скидки с цены;
• цена со скидкой;
• цена одного пункта рейтинга.
Под таблицей располагают строки с суммарным рейтингом GRP, охватом аудитории Reach (n+), средней частотой восприятия Frequency, стоимостью за единицу GRP CPP.
50. Основные показатели медиаплана.
В медиапланировании используется система взаимосвязанных показателей и определенной терминологии. В апреле 1996 Российская Федерация присоединилась к стандарту Союза европейского телевещания «Минимальные требования к исследованиям телеаудитории - TV ARMS v.1.0». Поэтому все показатели и термины медиапланирования имеют стандартизованные названия на русском языке.
Целевая группа, целевая аудитория рекламы (target group) - основная и наиболее важная для рекламодателя категория получателей рекламного обращения.Прежде всего, это потенциальные покупатели рекламируемого товара. К целевой аудитории относятся также лица, относящиеся к референтным группам, т.е. оказывающие влияние на принятие решения о покупке. Проблема определения целевой группы рекламного воздействия достаточно сложна. На практике чаще всего описывают группу по определённым социально-демографическим показателям, на основании личного опыта, результатов исследований. [12]
Рейтинг (Rating) - это основная характеристика носителя рекламного сообщения, но не самого сообщения. Под рейтингом понимают количество индивидов, составляющих целевую аудиторию данного рекламного сообщения, смотрящих данный носитель в данное время, отнесенное к общей численности людей, имеющих техническую возможность смотреть телевизор, т.е. потенциальных телезрителей. Таким образом, рассчитать рейтинг можно по простой формуле
Rating = Число телезрит., сост. целевую аудиторию, смотрящих данную передачу/Общая численность потенциальных телезрителей
Рейтинг можно считать как в виде десятичной дроби, так и в процентах:
Rating = Число телезрит., сост. целевую аудиторию, смотрящих данную передачу/Общая численность потенциальных телезрителей х 100%
Рейтинг является характеристикой потенциальной целевой аудитории рекламного сообщения и служит одним из основных показателей при составлении медиаплана и при медиа-анализе результатов рекламных кампаний. Данные о рейтингах отдельных теле- и радиопередач подготавливаются специальными исследовательскими службами на основе регулярных выборочных опросов населения и анализа телепрограмм и публикуются. Существуют различные виды рейтингов, такие как рейтинг временного интервала, рейтинг телепередачи или рейтинг телеканала. Наиболее часто медиапланировщики применяют на практике величину AQH - средний рейтинг 1/4 часа.
Средний объем аудитории номера (AIR - Average Issue Readership - аналог понятия "рейтинг" для прессы) - процент опрошенных, читающих один номер издания (в среднем).
Индекс соответствия (Affinity Index) - индекс, показывающий, насколько чаще издание читают представители целевой группы, чем население в целом (рейтинг в целевой группе, деленный на рейтинг среди всех респондентов, умноженный на 100).
Доля аудитории передачи (Share) - это аудитория конкретной рассматриваемой передачи, отнесенная к общей аудитории телезрителей, смотрящих телевизор в данное время, выраженная в процентах. Как следует из определения, Share характеризует процент телезрителей, предпочитающих смотреть именно данную передачу в рассматриваемый момент времени. Тем самым она отличается от рейтинга, который характеризует только потенциальную аудиторию носителя рекламы:
Share = Число телезрит., смотрящих данную передачу/Общая численность всех телезрителей, смотрящих телевизор в данный момент х 100%. [4]
HUT (аббревиатура от англ. Homes Using Television) - это доля телезрителей в данный момент времени, т.е. отношение общей численности всех телезрителей, смотрящих телевизор (любую передачу) в данный момент времени, к общей численности потенциальных телезрителей. HUT отличается от рейтинга тем, что здесь в расчет принимаются все телезрители, смотрящие телевизор в данный момент времени. Можно сказать, что это - характеристика популярности данного временного интервала у телезрителей:
HUT = Общая численность всех зрителей, смотрящих телевизор в данный момент/Общая численностьпотенциальных зрителей х 100%
Как следует из приведенных формул, связь между рассмотренными характеристиками имеет ледующий вид:
Rating = HUT x Share
GRP (от англ. Gross Rating Point) - это сумма рейтингов всех размещений рекламы, предусмотренных в медиаплане. Рейтинги могут складываться только при условии, что они определены на одной и той же базе (например, географический регион, демографические данные, уровень доходов и др.). Не смотря на то, что данная величина довольно абстрактная, она имеет важное значение в медиапланировании и при анализе результатов рекламных кампаний. GRP обычно выражается в процентах (хотя сам знак % часто опускается), но при некоторых расчетах берется в виде десятичной дроби. Подчеркнем, что суммирование рейтингов при определении GRP осуществляется независимо от того, что потенциальными телезрителями разных передач могут быть не одни и те же люди. Поэтому значение GRP само по себе не несет информации о частоте восприятия рекламы. Поскольку величина GRP определяется простым суммированием рейтингов, она может превышать 100%. Непосредственно по ее значению лоценить суммарную аудиторию рекламной кампании невозможно, так как каждый из составляющих GRP рейтингов дает величину аудитории каждой отдельной трансляции рекламы. GRP - своеобразная "характеристика мощности" рекламной кампании. Иными словами, чем больше данная величина, тем большая аудитория имеет шансы увидеть/услышать рекламу хотя бы один раз в течение кампании и тем большее число людей из этой аудитории увидит ее более одного раза. GRP - это один из основных показателей при сопоставлении разных вариантов медиапланов между собой.
OTS (от англ. Opportunity To See) или количество контактов - это количество раз (в абсолютном исчислении), которое данное рекламное сообщение потенциально могли увидеть все потенциальные телезрители, независимо от того, относятся они к целевой аудитории или нет. Данная величина тесно связана с GRP и находится из соотношения:
OTS = GRP х Общая численность потенциальных телезрителей. [2]
Reach или охват аудитории - это величина, характеризующая аудиторию, которая в ходе рекламной кампании видела/слышала рекламное сообщение. Эта величина может быть представлена в двух типичных формах: как характеристика аудитории, которая видела рекламу определенное количество раз, и как характеристика аудитории, которая видела ее не менее определенного количества раз. Обозначаются эти величины Reach (n) и Reach (n+) соответственно, где n - количество восприятий. Измеряются они в процентах (хотя сам знак % может опускаться). Формулы их расчета таковы:
Reach (n) = Общая численность зрителей, видевших рекламу n раз/Общая численность потенциальных зрителей х 100%
Reach (n+) = Общая численность зрителей, видевших рекламу не менее n раз/Общая численность потенциальных зрителей х 100%
Наибольшее распространение получила величина Reach (n+), показывающая, какой процент потенциальной аудитории по завершении кампании видел рекламное сообщение n раз. Особо выделяется величина Reach (1+), представляющая собой процент от общего числа потенциальных телезрителей, каждый из которых видел/слышал рекламное сообщение в ходе рекламной кампании не менее одного раза.
Frequency или Average Opportunity To See (средняя частота восприятия) - это среднее количество раз, которое произвольно выбранный представитель из числа тех, кого реклама "достигла" хотя бы один раз, оказывается экспонированным ею. Средняя частота восприятия Frequency распределена в диапазоне от 1 до n числа выходов рекламного сообщения в ходе кампании и определяется по формуле:
Frequency = GRP/Reach (1+). Из формулы видно, что чем больше средняя частота Frequency, тем меньше охват аудитории Reach (1+). Задача оптимального медиапланирования как раз и состоит в том, чтобы, стремясь к наибольшему охвату, обеспечить необходимую среднюю частоту восприятия, ибо, как известно, реклама начинает "срабатывать" после нескольких (не менее 3-5) воздействий на аудиторию. Кроме всех вышеперечисленных показателей медиапланирования существует еще значительное число авторских методик и методов, имеющих весьма ограниченное применение, основанных на теории математической статистики и в некоторых случаях на теории вероятностей.
Effective Frequency (эффективная частота) - это количество контактов с потребителем, необходимое для достижения эффекта от получения сообщения. Считается, что меньшее количество контактов недостаточно для восприятия сообщения потребителем. Для поддерживающих кампаний, идущих постоянно, эффективная частота фиксируется для цикла покупки. [2]
СРТ (Cost-per-thousand или Цена за тысячу) - стоимость 1000 рекламных контактов. Совершенно простой показатель, исчисляется как отношение стоимости рекламного объявления к средней расчетной аудитории одного номера. Модификациями этого показателя являются:
СРТ OTS or СРТ GRР -цена за тысячу рекламных контактов.
СРТ Reach - цена информирования тысячи различных людей.
CRP (Cost-per-rating point) - стоимость одного пункта рейтинга.
Profiles Affinity - профильность или соответствие целевой группе выбранного рекламоносителя. Профиль-отношение (ПО) - отношение доли целевой в аудитории средства рекламы (газеты, радиостанции) к их доле в населении какого-либо города. Значение Affinity большее «1» указывает на более высокую «концентрацию» представителей целевой группы в аудитории издания по сравнению со всем населением какого-либо города. То есть, издание, среди читателей которого доля мужчин составляет 95% (при 45% мужчин в городе) - более «мужское» . Показатель индекса соответствия составляет 95:45 = 2.11
51. Цели, методы и виды исследований в ПР.