Удовлетворенность потребителя customer satisfaction
ОСНОВНЫЕ ПЛНЯТИЯ
Маркетинг
- это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний людей и организации путем обеспечения свободного конкурентного обмена товарами услугами, представляющими ценность для покупателя.
Нужда (human need)
Ощущаемый человеком недостаток в чем-то необходимом
Потребность (human want)
Нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека.
Запросы (demands)
Потребности человека, подкрепленные его покупательной способностью
Товар (product)
Все, что может быть предложено на рынке для привлечения внимания, ознакомления, использования или потребления и что может удовлетворить нужду или потребность. Товарами могут быть физические объекты, услуги, места, организации и идеи.
Удовлетворенность потребителя customer satisfaction
степень совпадения характеристик (свойств) товара, воспринимаемых им, с ожиданиями, связанными с этим товаром;
Потребительская ценность (customer value)
Оценочное суждение потребителя о способности товара удовлетворить его потребности.
Комплексное управление качеством total quality management
программы, направленные на постоянное улучшение качества товаров, обслуживания и маркетинговой деятельности.
Обмен (exchange)
акт получения от кого-то желаемого объекта взамен другого
Сделка (transaction)
торговая операция, совершаемая двумя сторонами. Неотъемлемые части сделки — два (как минимум) товара, обладающих потребительской ценностью, время соглашения и место соглашения.
Маркетинг отношений (relationship marketing)
процесс создания, поддержания и расширения прочных, взаимоотношений с потребителями другими лицами.
Рынок (market)
Совокупность имеющихся и потенциальных покупателей товара или услуги.
РОЛЬ МАРКЕТИНГА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
|
|
|
|
|
|
Реклама и стимулирование (4)
|
Личные продажи (3) Реклама (5)
Реклама
Непрямой канал
|
(7) Удовлетворенность / неудовлетворенность (6)
Поток товаров Поток информации
Рис. 1.5. Роль маркетинга в рыночной экономике.
Принципы просвещенного маркетинга
— ориентации на потребителя
— новаторства
— повышения ценностной значимости товаров
— осознание общественной миссии социально-ответственного маркетинга
Принципы взаимоотношений общества и маркетинга
— свобода потребителя и производителя
— ограничение потенциального ущерба
— удовлетворение базовых потребностей
— экономическая эффективность
— новаторство
— обучение и информирование потребителя
— защита потребителя
Инновационный маркетинг
Принцип просвещенного маркетинга, в соответствии с которым компания должна постоянно вносить реальные улучшения в свою продукцию и маркетинг
МИКРОСРЕДА КОМПАНИИ
Факторы, тесно связанные с компанией и воздействующие на ее способность обслуживать клиентов: сама компания, посредники, поставщики, конкуренты, целевые потребители и контактные аудитории.
- Внутренняя среда компании
- Поставщики Компании и частные лица, которые обеспечивают компанию и ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства товаров и услуг,
- Маркетинговые посредники Компании, которые помогают продвигать, продавать и распространять товары среди конечных потребителей.
- Клиенты
- Конкуренты
- Контактная аудитория - это любая группа людей, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к компании или влияет на достижение ею своих целей.
МАКРОСРЕДА КОМПАНИИ
1. Демография (demography) Наука, изучающая население с точки зрения его численности, плотности размещения, возраста, соотношения полов, рас, рода занятий и прочих статистических данных.
2. Экономическая среда (economic environment). Совокупность факторов, влияющих на покупательную способность потребителей и структуру потребления,
3. Консьюмеризм (consumerism), как движение граждан и государственных органов, направленное на повышение влияния покупателей на продавцов продукции.
4. Природная среда (natural environment). Природные ресурсы, используемые как сырье для производства; экология, на которую оказывает воздействие любая деятельность человека, в том числе маркетинговая»
5. Энвиронментализм (Environmentalism). Организованное движение заинтересованных граждан и государственных органов, направленное на защиту и улучшение состояния окружающей среды.
6. Научно-техническая среда (technological environment). Силы, способствующие созданию новых технологий, благодаря которым возникают новые товары и маркетинговые возможности»
7. Политическая среда (political environment). Совокупность законов, государственных учреждений и структур, которые оказывают влияние и ограничивают деятельность кампаний и отдельных лиц в данном обществе.
НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ МАРКЕТИНГА
Новые приоритеты маркетинга
— Реструктурирование портфеля товаров.
— Адаптированный маркетинг.
— Ориентация на конкуренцию.
— Разработка прогностических систем.
— Глобальный маркетинг.
— Ответственный маркетинг.
— Генеральный менеджмент, управляемый рынком.
РОЛЬ МАРКЕТИНГА В КОМПАНИИ
Два лица маркетинга
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ (процесс анализа) | ОПЕРАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ (активный процесс) | |
Анализ потребностей: определение базового рынка Сегментация рынка: макро- и микросегментация Анализ привлекательности: потенциал рынка - жизненный цикл Анализ конкурентоспособности: устойчивое конкурентное преимущество Выбор стратегии развития | Выбор целевого сегмента План маркетинга (цели, позиционирование, тактика) Комплексное маркетинговое давление (4Р) (товар, сбыт, цена, коммуникации) Бюджет маркетинга Реализация плана и контроль | |
ПОТРЕБИТЕЛЬ
Покупательское поведение.
Покупательское поведение конечных потребителейфизических лиц или семей, которые приобретают товары и услуги для личного потребления.
|
|
|
|
|
|
|
|
Схема процессов и факторов в ходе рыночного поведения потребителя
1 2 3 4 5
12 11 10 9
Поиск информации
Источники информации
Личные источники (семья, друзья, соседи» знакомые).
- Коммерческие источники (реклама, продавцы, дилеры, упаковка, выставки)
- Общедоступные источники (средства массовой информации, организации, занимающиеся изучением и классификацией потребителей).
- Источники эмпирического опыта (осязание, изучение, использование товара).
2. Оценка вариантов
- этап процесса принятия решения о покупке, на котором потребитель оценивает разные варианты выбора, основываясь на полученной информации.
Имидж марки - совокупность мнений потребителя, относящихся к данной марке товара.
Решение о покупке
Таблица Элементы имиджа источника покупки
Элементы имиджа источника покупки | Составляющие элементов имиджа |
Товары Услуги | Цена, качество, выбор/ассортимент, стиль Схема выбора покупки, торговый персонал, простота возврата, кредит и доставка |
Клиентура Физическое состояние пространства/помещений | Потребители Легкость и привлекательность шоппинга, чистота и планировка |
Удобство Институциональный статус | Месторасположение и средства доступа Репутация |
Атмосфера | Дружелюбие, комфорт, удовольствия, развлечения |
Послепокупочное | Удовлетворенность |
Реакция на покупку
Процесс принятия решений
1. Осознание потребности
2. Описание потребности
3. Поиск поставщиков
4. Запрос предложений
5. Выбор поставщика. Оценка характеристик товара
6. Выдача заказа
7. Оценка работы поставщика
ТОВАР
Виды товаров
Пример. Оценка конкурентоспособности
Имеются следующие характеристики товара, в частности электронных часов (табл. 5.21).
Таблица Расчет параметрических индексов
Показатели | Характеристики | Параметрический индекс, ki | Ранг, Ri | Ki*Ri. | ||
Нормативные параметры | ||||||
Дисплей на жидких кристаллах | Соответствует ГОСТу | 1,0 | 3,0 | |||
Электроника | Соответствует ГОСТу | 1,0 | 1,8 | |||
Надежность (время службы) | Три года (соответствует ГОСТу) | 1,0 | 3,0 | |||
Дополнительные функции -календарь, будильник | По ГОСТу | 1,0 | 2,0 | |||
Итого | - | - | 9,8 | |||
Жесткие потребительские параметры | ||||||
Материал корпуса | Синтетика - штамповка, с упрощениями | 0,7 | 0,7 | |||
Срок службы батарейки | Один год - | 0,5 | 0,5 | |||
Вес | На 10% больше ГОСТа | 0,7 | 3,5 | |||
Ремешок | Матерчатый вместо синтетического по ГОСТу | 0,3 | 0,9 | |||
Итого | - | - | 5,6 | |||
Мягкие потребительские параметры | ||||||
Дизайн | Опрос | 0,8 | 4,0 | |||
Стиль - молодежный | Опрос | 0,7 | 2,1 | |||
Эргономичность | Опрос | 0,9 | 1,8 | |||
Итого | 7,9 | |||||
Экономические факторы | ||||||
Энергоемкость | Расчет | 0/4 | 0,8 | |||
Цена | Опрос | 0,8 | 6,4 | |||
Итого | - | - | 7,2 | |||
Решение. Общий индекс жестких технологических параметров:
Общий индекс нормативных параметров:
Общий индекс жестких параметров:
Общий индекс мягких параметров:
Общий индекс экономических факторов:
Общий индекс качества товара:
Индекс конкурентоспособности:
Жизненный цикл товара
Пример мультиатрибутивной модели
Марка микрокомпьютера | Атрибуты | Баллы | |||||
Размер | Автономность | Мощность | Клавиатура | Экран | С учетом важности | С учетом характерности | |
А | 7,50 | 7,68 | |||||
В | 7,60 | 7,58 | |||||
С | 7,55 | 7,86 | |||||
D | 7,85 | 7,95 | |||||
Е | 7,00 | 7,08 | |||||
F | 5,80 | 5,07 | |||||
Важность Дифференциация Характерность | 0,30 1,41 0,25 | 0,25 2,56 0,38 | 0,20 1,97 0,23 | 0,15 0,98 0,09 | 0,10 0,98 0,06 | 1,00 - 1,00 | 1,00 - 1,00 |
Дифференциация атрибута оценивается среднеквадратичным отклонением распределения баллов оценок по этому атрибуту.
Нормированная характерность атрибута рассчитывается умножением балла важности на балл дифференциации с последующим нормированием этих произведений таким образом, чтобы их сумма равнялась единице.
Ответ. Модель Д обладает большей полезностью
ОСНОВНЫЕ ПЛНЯТИЯ
Маркетинг
- это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний людей и организации путем обеспечения свободного конкурентного обмена товарами услугами, представляющими ценность для покупателя.
Нужда (human need)
Ощущаемый человеком недостаток в чем-то необходимом
Потребность (human want)
Нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека.
Запросы (demands)
Потребности человека, подкрепленные его покупательной способностью
Товар (product)
Все, что может быть предложено на рынке для привлечения внимания, ознакомления, использования или потребления и что может удовлетворить нужду или потребность. Товарами могут быть физические объекты, услуги, места, организации и идеи.
Удовлетворенность потребителя customer satisfaction
степень совпадения характеристик (свойств) товара, воспринимаемых им, с ожиданиями, связанными с этим товаром;