Разработка вашей собственной инновационной стратегии XXI века
Эта книга написана не для пассивных наблюдателей, которые проявляют энтузиазм, сидя в кресле. Вы и ваша фирма можете получить те же выгоды, которые сейчас имеют Citigroup и прочие компании, действовавшие исходя из убеждения, что инновация поможет им улучшить свое положение. Используйте эту книгу как руководство при разработке собственной инновационной стратегии и начните с вопросов, рассмотренных в данной главе.
Прежде чем перевернуть страницу и перейти к следующей главе, обдумайте ряд вопросов и запишите свои ответы на них.
• Насколько вы удовлетворены текущей доходностью и ростом чистой прибыли в вашей фирме?
• Как вы описали бы существующий инновационный процесс в вашей фирме, считаете ли вы его наилучшим из возможных?
• Как вы осуществляете инновацию на практике и кому в вашей организации разрешено в ней участвовать?
• Что требуется, для того чтобы пересмотреть ваш подход к инновации и представить такую инновацию, которая обеспечивает рост?
Вы можете не отвечать сразу на вопросы, предлагаемые в конце каждой главы, но, обдумав их, вы четко представите, как ваша организация могла бы функционировать, применяя инновационную стратегию XXI столетия. Пока вам не стоит задумываться о препятствиях. В следующих главах мы рассмотрим, как получить преимущества, проводя изменения.
Поддержать инновационную инициативу — часть этого процесса. Вам решать, что делать со знаниями, которые вы получите, прочитав эту книгу. Но если вы начнете действовать, исходя из ее идей, то встанете на правильный путь.
Глава 2. Во главе инновации
Наш путь к выживанию — инновация этого самого пути. Стив Джобе, учредитель и глава Apple Computer
Сегодняшние лидеры оказываются в сложной ситуации. Они знают, что должны внедрять инновации, иначе завтра не будет новых возможностей для роста. Но они знают и то, что у них мало времени — особенно у топ-менеджеров. Хотя в последние годы заработки топ-менеджеров повысились, ожидания акционеров также возросли.
«Удивляет не число уволенных топ-менеджеров, а то, как мало времени им дают на то, чтобы проявить себя»1, — отметил автор статьи, опубликованной недавно на первой полосе «Business Week». Посмотрите, насколько быстро происходит сегодня смена высшего руководства в компаниях.
• По данным исследования, проведенного Drake Beam Morin Inc., две трети всех крупных компаний в мире как минимум один раз за последние пять лет меняли своих топ-менеджеров.
• За последний год более 1000 топ-менеджеров ушли со своих должностей.
• По данным специалистов по оплате труда Pearl Meyer & Partners, за последний год потеряли работу топ-менеджеры в 39 из 200 крупнейших американских компаний.
Основная цель руководителя — краткосрочные результаты
Топ-менеджер понимает: если он не в состоянии повысить котировки акций компании за короткий срок, то, возможно, ему не удастся увидеть отдачу от проектов, которые сейчас находятся на стадии разработки. Такое стремление к быстрому результату ведет к безудержному сокращению затрат, манипулированию активами и опрометчивым приобретениям. Тем не менее члены советов директоров, аналитики Уолл-стрит, а также высшие менеджеры все яснее осознают, что постоянным приоритетом должна стать инновация — неважно, кто сидит в кресле руководителя.
Проблема с руководителями-провидцами
Есть мнение, что ожидания роста у аналитиков с Уолл-стрит нереалистичны. Согласно этому мнению, способность топ-менеджера обеспечить рост завышена до уровня, недоступного простым смертным. Мифологизация исполнительных директоров началась в 1980-е гг., когда такие руководители, как Джек Уэлч в General Electric (GE) и Ли Якокка в Chrysler, благодаря своим выдающимся способностям и прозорливости не только преобразовали эти компании, но достигли невероятных результатов. Но Джек Уэлч один, а многие из так называемых провидцев в итоге ничего не достигают.
Проблемы в Bank One
Джон Маккой разрекламировал себя как провидца, который сможет превратить небольшой банк из Колумбуса (штат Огайо) в один из крупнейших банков США2. В самом деле, Bank One часто кредитовал крупные промышленные компании. В 1970-е гг. он первым получил контракт на проведение операций со счетом управления наличностью (СМА) — инновационным продуктом Merrill Lynch. Этот счет стал революционным продуктом в сфере комплексных банковских услуг с чековыми книжками и кредитными карточками.
В 1980-е гг. Bank One первым начал оказывать онлайновые банковские услуги для различных проектов интерактивного кабельного телевидения. В 1990-е гг. Bank One был лидером в приобретениях, скупив десятки небольших банков на Среднем Западе, а затем поглотив в числе прочих таких гигантов, как First Chicago и Valley National из Аризоны. Банк объявил себя пионером в области использования производных финансовых инструментов для хеджирования рисков, связанных с процентными ставками, и был в числе зачинателей интернет-банка Wingspanbank.com.
Несмотря на все эти достижения, в самом главном Маккой оказался не на высоте. Акции банка пребывали в состоянии стагнации, рыночная капитализация оставалась ниже среднего уровня, а кривая роста за вычетом приобретений была ровной, как кукурузное поле в Канзасе. Акционеры, необычно долго терпевшие уверения Маккоя, что успех близок и осталось подождать совсем чуть-чуть, в конце концов задались вопросом: если Маккой такой умный, почему же он не богат? В 1999 г. Маккой был отправлен в отставку советом директоров, который сам же и создал.
Слепота провидцев
Маккой не одинок — история изобилует подобными сюжетами. Вот несколько примеров.
• Генри Форд заявил покупателям, что они могут заказать машину любого цвета, если этот цвет черный, — в результате Ford Motor Company на несколько лет уступила лидерство корпорации General Motors.
• Стив Джобе проигнорировал предложения лицензировать свою операционную систему Macintosh, после чего тяжеловесная, менее совершенная система DOS, разработанная Биллом Гейтсом, завоевала весь мир, а у Apple Computer осталось менее 5% рынка.
• Кен Ольсен создал Digital Equipment Corporation, компанию, которая в 1980-е гг. стала выпускать настольные и, следовательно, удобные для пользователя компьютеры. Однако в дальнейшем он отказался от этого направления и лихо отверг идею персонального компьютера, что существенно повредило Digital Equipment и привело к ее поглощению.
Несмотря ни на что, лидеры-визионеры часто находят покупателя своих идей и завоевывают признание рынка. Стоит обратиться к истории компаний, добившихся больших успехов, — и там обязательно окажется лидер, предвидевший новый продукт, более удачное для потребителя решение, создание нового рынка.
Но личные недостатки и зашоренность лидеров-провидцев стали легендой, в чем я убедился в ходе работы над книгой «Winning the Innovation Game», построенной на материале интервью с 50 из них. Как правило, эти люди окружали себя подхалимами и отличались нетерпимостью к инакомыслящим. Они не желали видеть рядом с собой других столь же сильных личностей, что, несомненно, приносит вред в современном постоянно усложняющемся и все более изменчивом мире.
Наш совет: значимость «провидчества» сильно преувеличена. А его отсутствие нередко играет положительную роль, если вы действуете непредвзято и стремитесь наладить поиск деловых возможностей и новых рынков. В конечном счете желание больше узнать об инновационном руководстве и отношение к нему просто как к набору усвояемых навыков будут для вас полезнее.