Глава 3. Характеристика и структура электронного рынка
Глава 3. Характеристика и структура электронного рынка
Cтруктура электронного рынка, модели взаимодействия участников
Повторим, что электронный бизнес как система, оказывающая влияние на все бизнес-процессы в экономике, характеризуется несколькими свойствами:
- происходит существенное увеличение скорости бизнес-операций;
- расстояние теряет свое значение;
- исчезает не только расстояние, но и фактор времени.
Эти свойства во многом определяют влияние электронного бизнеса на процессы в экономике, степень ее развития в отдельных странах, а также тенденции в развитии самого электронного бизнеса.
Как известно, рынок состоит из трех основных элементов: участников рынка, продуктов и процессов. К участникам относятся продавцы, покупатели и посредники, а также организации, обеспечивающие инфраструктуру и правила рынка (государственные органы, общественные организации). Продуктами называются товары и услуги, ради которых продавцы и покупатели выходят на рынок. Взаимодействие между участниками рынка по поводу купли-продажи продуктов и других видов рыночной деятельности здесь названы процессами, которые могут включать разработку новых продуктов, производство, исследования рынка, поиск продукта, его заказ, поставку и потребление.
Все элементы рынка присутствуют как в реальном, физическом отображении, так и опосредованно – через среду, основанную на использовании информационных и телекоммуникационных технологий. Например, для такого элемента рынка как продукт это означает, что он может присутствовать в процессах купли-продажи как реальный товар или как товар, представленный в цифровом формате данных (например, программный продукт или услуга, оказанная с использованием сети Интернет).
В электронном бизнесе принято выделять следующие модели взаимодействия участников рынка:
- бизнес – бизнес (B2B); в качестве субъектов операций на рынке выступают юридические лица (компании и организации), которые осуществляют продажи друг другу;
- бизнес – потребитель (B2C); в качестве продавца выступает юридическое лицо (компания или организация), а в качестве покупателя физическое лицо, и организации продают товары и услуги индивидуальным потребителям и домохозяйствам;
- потребитель – потребитель (C2C); потребители напрямую общаются друг с другом и продают друг другу товары и услуги;
- государство – бизнес+потребитель (G2E); государственные органы и административные структуры предоставляют юридическим лицам и гражданам необходимые услуги и информацию (второе название E-government-электронные государственные системы: организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, предоставление услуг госорганов всех ветвей власти электронными средствами, информирование о работе госорганов);
- бизнес – государство (B2G) – происходит взаимодействие бизнеса и государственных и административных структур, начиная от местных властей и заканчивая международными организациями.
Такое деление является весьма условным, и делается, с одной стороны, для получения академической полноты картины, а с другой стороны, функционирование большинства этих моделей требует специальных организационных решений. Принципы и механизмы практического взаимодействия участников рынка можно рассмотреть на примере реализации электронного бизнеса в сети Интернет.
Построение успешно функционирующих систем электронного бизнеса основано на:
- высокой степени интеграции технологий корпоративного управления, ориентированной на реализацию внутренних бизнес-процессов на предприятиях и в организациях;
- связях с внешней экономической средой;
- механизмах взаимодействия между хозяйствующими субъектами.
Наглядно эти принципы могут быть проиллюстрированы на примере взаимодействия предприятий B2B (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Технологии электронного бизнеса
Структура электронного рынка приведена в табл. 3.1.
Таблица 3.1.
Современная структура электронного рынка
Модели взаимодействия участников | ||
Модель | Взаимодействия | Организационные формы |
B2C | Business-to-consumer (бизнес-конечному потребителю) – продажа товаров и услуг непосредственно потребителю | · B2C Web-витрины. · Розничная электронная торговля (e-retail или e-tail), виртуальные молы (virtual malls). · Продажа on-line услуг транспортных, туристических, страховых, финансовых и инвестиционных компаний, банков, учебных заведений и т.п. · Торговля по электронным каталогам. |
B2B | Business-to-business (бизнес-бизнесу) – продажа товаров и услуг другому предприятию | · B2B Web-витрины – продажа предприятиям товаров и услуг. · Электронные вертикальные рынки – создание специфического торгового сообщества в определенной отрасли. · В2В сообщества – торговые площадки различных поставщиков для организации продаж товаров или услуг. · Межотраслевые В2В порталы – торговые площадки, объединяющие различные рынки. · B2B аукционы – торговые площадки для обмена между поставщиками и покупателями конкурентоспособными предложениями. · B2B электронные биржи– торговые площадки для автоматизированного подбора контрагентов по продажам и покупкам. |
B2G | Business-to-government (бизнес-правительству) – сделки между предприятием и местными, районными или государственными органами власти | Правительственные закупки, не требующие проведения конкурсов. |
C2C | Consumer-to-consumer (потребитель-потребителю) – потребитель продает товары непосредственно потребителю | Электронные аукционы индивидуальных потребителей. |
C2B | Consumer-to-business (потребитель-бизнесу) – потребитель называет свою цену, которую предприятие принимает или нет | Обратные электронные аукционы. |
G2E | Government-to-everybody или E-government - предоставление информации и услуг госорганов всех ветвей власти всем категориям граждан и юридическим лицам | Порталы правительства, других ветвей власти, муниципальных властей, отдельных ведомств, таких как полиция, органы социального обеспечения и т.п. (информация, интерактивные запросы, оказание услуг). |
Рис. 3.2. Технологии электронного бизнеса (Сбыт)
Для реализации функций электронного бизнеса в полном объеме предприятия создают корпоративные порталы (EIP - Enterprise Information Portal – аппаратно-программный комплекс), предоставляющие сотрудникам предприятия, клиентам, партнерам доступ к разнообразным информационным ресурсам предприятия: программам, корпоративным и другим данным, а также предлагющие сервисы в соответствии с целями и задачами предприятий и организаций (поисковая система, электронная почта или электронная доска объявлений, система заказа или система контроля за ходом выполнения заказа). По сути дела, портал не только осуществляет связь с внешней экономической средой, но и создает среду взаимодействия между производителями и потребителями или поставщиками. Например, системы закупок или снабжения предоставляют возможность для размещения информации о своих потребностях в материально-технических ресурсах, для поиска поставщиков и получения от них коммерческих предложений, организации тендеров и т.д. (рис. 3.3). Вся информация в системе классифицируется и хранится в соответствии со стандартизированным каталогом, что позволяет получать агрегированную информацию о предложениях поставщиков.
Рис. 3.3. Технологии электронного бизнеса (Снабжение)
Рис. 3.6. Схема закрытого электронного рынка В2В, действующего по статичной модели
Электронный рынок этого типа является частной закупочной сетью на основе Интернет. Выгоды имеют все его участники: покупатели получают скидки; продавцы снижают затраты на сбыт и маркетинг и имеют гарантированные заказы. Ценообразование на таких рынках статичное.
Другой тип закрытого рынка (рис. 3.7) использует более динамичную модель ценообразования. Это электронный форум, на котором покупатели осуществляют свои запросы и ожидают предложений от нескольких поставщиков.
Рис. 3.7. Схема закрытого электронного рынка В2В, действующего по динамичной модели
Примерами таких рынков являются созданные платформы крупных автомобильных компаний Ford, General Motors.
Открытые рынки являются равноправными, на них сосредоточены многочисленные покупатели и многочисленные продавцы. Такой рынок открыт для всех желающих и не требует приглашения. Одна из наиболее интересных моделей открытого рынка формируется при использовании динамичного ценообразования. В отличие от закрытых рынков, использующих модель либо проталкивания, либо вытягивания (аукцион или обратный аукцион), открытые рынки при наличии критической массы участников применяют модель электронной биржи, работающей в реальном времени по типу рынка Nasdaq .
Рассмотренные принципы сегментации с учетом ценообразования показаны на рис.3.8.
Фиксированное ценообразование
Динамичное ценообразование
Рис. 3.8. Сегментация рынков B2B с учетом ценообразования
Заключение
В материалах главы рассматриваются характеристика и структура электронного рынка и основные модели взаимодействия участников рынка. К основым моделям относятся модели бизнес – бизнес (B2B) и бизнес – потребитель (B2C), а также производные от них. Особое внимание уделено технологиям и формам взаимодействия участников электронного бизнеса таким, как электронные торговые площадки, биржи, сообщества, аукционы. Важны аспектом при реализации различных моделей и форм электронного бизнеса является способ получения доходов.
Контрольные вопросы
1. Назовите основные модели взаимодействия и организационные формы участников электронного рынка.
2. Что понимают под терминами «Web-представительство», «Корпоративный информационный портал»?
3. Что такое электронные торговые площадки? Какие функции реализуются с помощью торговых площадок?
4. Перечислите известные Вам типы и модели организации электронных торговых площадок, приведите примеры.
5. В чем заключаются основные различия между секторами B2B и B2C?
6. Приведите примеры горизонтальных и вертикальных рынков B2B.
7. Чем отличаются закрытые и открытые рынки B2B?
8. Какие модели получения прибыли существуют в электронной коммерции B2B?
Список литературы, рекомендуемой к Главе 3
1. Грейди Минс, Дэвид Шнайдер. Метакапитализм и революция в электронном бизнесе: какими будут компании и рынки в XXI веке/ Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2001, - 280 с.
2. Эймор Дэниэл, Электронный бизнес: эволюция и /или революция.:Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс».2001 г. -752 с: ил.. Электронная коммерция. – СПб: Питер, 2001. – 336 с.
3. III-я Международная конференция Интернет-Бизнес-Металл (18-22 июня 2001г.). Тезисы докладов.
4. The Hottest E-Marketplaces During the Next Two Years. Gartner Group Report. 23 January 2001. By Barbara Reilly.
5. Putting Markets into Place: An eMarketplace Definition and Forecast. IDC Bulletin. June 2000. Analysts: Leo J. Lipis, Richard Villars, Dennis Byron, Vernon Turner.
6. Collaborative Commerce, Morgan Stanley Dean Witter, April 2000
7. Global Equity research, A.Roskill, C.Cocroft, Warburg Dillon Read, January 2000.
Оглавление Главы 3
Глава 3. Характеристика и структура электронного рынка. 88
3.1. Cтруктура электронного рынка, модели взаимодействия участников. 88
3.2. Предприятие как участник электронного рынка, формы присутствия в сети Интернет 91
3.3. Формы взаимодействия участников рынка: электронные торговые площадки. 93
3.4. Подходы к сегментации электронного рынка. 98
3.5. Модели получения доходов в электронной коммерции В2В.. 101
Заключение. 103
Контрольные вопросы.. 104
Список литературы, рекомендуемой к Главе 3. 104
Список рекомендуемых Интернет-ресурсов. 105
Глава 3. Характеристика и структура электронного рынка