Основные показатели и госуд. политика инновационной деятельности в РБ
В Республике Беларусь разработка системы показателей инновационного развития находится в начальной стадии. В государственной статистической отчетности характеристика степени инновационного развития страны и реализации программных мероприятий ведется только по 11 показателям. Несомненно, круг показателей должен быть существенно расширен.
Национальная статистика должна формироваться, развиваться и совершенствоваться в тесной координации с деятельностью ведущих международных организаций, необходимо постоянное участие в международном диалоге, касающемся вопросов измерения и анализа инновационной деятельности, для совершенствования существующих показателей и международного сопоставления.
Формирующаяся система показателей науки и технологий должна отвечать следующим требованиям: способствовать лучшему пониманию инновационного процесса; оценить влияние инноваций на экономический рост; оценивать влияние законодательной деятельности, мер государственного регулирования на инновации; содействовать определению факторов, которые стимулируют или препятствуют НИОКР и инновациям; содействовать международным сопоставлениям.
Система показателей инновационной экономики должна позволять провести анализ на уровне фирмы, отрасли, страны; на международном и, если возможно, региональном уровнях. Необходимо, чтобы на предприятиях проводилась оценка влияния инноваций на результаты деятельности фирмы. Международные сопоставления могут объяснить, почему в разных странах наблюдаются различные темпы экономического роста. Также опыт проведения государственной политики других стран в области инноваций поможет определить пути совершенствования национальной инновационной политики.
Существующая статистическая информация о науке и инновациях не позволяет решить ряд поставленных задач. Информационная база данных, характеризующая состояние науки и инноваций, позволяет оценить лишь динамику важнейших показателей науки и инноваций. В национальной статистике не разработана методология оценки влияния инноваций на экономический рост, экономическое развитие. Межстрановые сопоставления ограничены из-за отсутствия соответствующих показателей. Не ведется статистика по такому важному аспекту инноваций, как информационно-коммуникационные технологии. Немаловажным является и доступность сведений об инновационной деятельности в стране, поскольку анализ этих данных различными исследователями и учеными приводит к более глубокому пониманию различных аспектов инноваций и инновационной деятельности.
При переходе Республики Беларусь на инновационный путь развития требуется формирование системы показателей для оценки эффективности проводимой инновационной политики.
Инновация – введенные в гражданский оборот или используемые для собственных нужд новая или усовершенствованная продукция, новая или усовершенствованная технология, новая услуга, новое организационно- техническое решение производственного, администр., коммерческого или иного характера.
Инновация - «конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта
Инновационная деятельность – деятельность по преобразованию новшества в инновацию. В последнее время все больше внимания уделяется вопросам формирования инновационной экономики, что совершенно справедливо, так как это позволяет уменьшить зависимость уровня и темпов социально-экономического развития страны от получаемых доходов вследствие экспорта сырьевых ресурсов. Особенно актуальными вопросы инновационного развития стали в виду нового экономического кризиса. Во многих развитых странах наблюдается переход к инновационной экономике, который базируется на знаниях и эффективной системе разработки и внедрения технологических решений в различные сферы деятельности. В обеспечении динамически устойчивого развития национальной экономики первостепенная роль принадлежит новациям, способным обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проник. на мировые рынке товаров и услуг.
Всякое инновационное развитие - это не только основной инновационный процесс, но и развитие системы факторов и условий, необходимых для его осуществления, т. е. инновационного потенциала.
Несмотря на наличие различий в трактовке понятия "инновация" главным является то, что наполнение его содержания осуществляется через процесс, т.е. определенную деятельность, которая обеспечивает существование инновации. В теории и практике такая деятельность называется инновационной деятельностью. Она представляет собой взаимосвязанную и согласованную последовательность действий, допускает использование промежуточных и конечных результатов научно-исследовательских и поисково-конструкторских работ (НДПКР) для реализации их в новом или усовершенствованном товаре посредством технологического процесса изготовления продукции. ИД предстает как материализация научно- технического прогресса. Она направлена на практическое использование научно-технического результата и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшения существующего продукта, способа его производства и удовлетворения потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах.
Инновационная деятельность является составной частью инновационного развития экономики и является важным аспектом воспроизводства производственных отношений.
Государственная инновационная политика – составная часть государственной социально-экономической политики, представляющая собой комплекс осуществляемых государством организационных, экономических и правовых мер, направленных на регулирование инновационной деятельности.
Государственное регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, органами местного управления и самоуправления областного территориального уровня в пределах их компетенции в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется в форме:
принятия (издания) нормативных правовых актов в сфере инновационной деятельности; подготовки и реализации программ инновационного развития; организации прогнозирования технологического развития; осуществления технического нормирования и стандартизации; в иных формах, предусмотренных законодательством.
Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь формируется сроком на пять лет и после утверждения Президентом Республики Беларусь является основным документом, обеспечивающим реализацию основных направлений государственной инновационной политики. Формирование, финансирование государственной программы инновационного развития Республики Беларусь и контроль за ее выполнениемосуществляются в соответствии с законодательством.