Показатели инновационной деятельности организации

Показатели, наиболее широко применяемые в отечественной и зарубежной практике:

I. Затратные показатели:

1. удельные затраты на НИОКР в объеме продаж, которые характеризуют показатель наукоемкости продукции фирмы;

2. удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау;

3. затраты на приобретение инновационных фирм;

4. наличие фондов на развитие инициативных разработок.

II. Показатели, характеризующие динамику инновационного процесса;

1. показатель инновационности ТАТ (Turn-Around-Time);

2. длительность процесса разработки нового продукта (новой технологии);

3. длительность подготовки производства нового продукта;

4. длительность производственного цикла нового продукта.

III. Показатели обновляемости:

1. количество разработок или внедрений нововведений-продуктов и нововведений-процессов;

2. показатели динамики обновления портфеля продукции (удельный вес продукции, выпускаемой 2, 3, 5 и 10 лет);

3. количество приобретенных (переданных) новых технологий (технических достижений);

4. объем экспортируемой инновационной продукции;

5. объем предоставляемых новых услуг.

IV. Структурные показатели:

1. состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научно-технических структурных подразделений (включая экспериментальные и испытательские комплексы);

2. состав и количество совместных предприятий, занятых использованием новой технологии и созданием новой продукции;

3. численность и структура сотрудников, занятых НИОКР;

4. состав и число творческих инициативных временных бригад, групп.

Наиболее часто используются показатели, отражающие удельные затраты фирмы на НИОКР в объеме ее продаж и численность научно-технических подразделений.

Основным направлением деятельности фирмы Chrysler является автомобилестроение: производство легковых и грузовых автомобилей, джипов и минифургонов. Численность занятых составляет 119 тыс. чел., в том числе в НИОКР — около 4,5 тыс. чел. В 1995 г. при объеме продаж в 52,2 млрд долл. прибыль компании достигла рекордной отметки в 3,7 млрд долл. Расходы на НИОКР составляли всего 3,2%. Во второй половине 90-х гг. фирма тратит на НИОКР в среднем 1,9 млрд. долл. в год.

Так же часто используется показатель инновационности ТАТ.(turn-around time). Под этим понимают время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рынок или потребителю в больших количествах. Фирме «Мацусита» в цветном телевидении принадлежит своего рода рекордное значение показателя ТАТ, равного 4,7 месяцев.

Эксперты консультативной фирмы McKinsey считают, что в автомобильной промышленности применение передовой компьютерной технологии приведет к сокращению показателя ТАТ за счет сокращения на 25 % цикла конструирования и разработки автомобиля. Это означает экономию в 18 месяцев, которая позволит автомобильным компаниям принимать решения о том, какие следует производить автомобили, на полтора года ближе к моменту выпуска изделия на рынок. А это огромное преимущество перед конкурентами, которые не сумели воспользоваться новой технологией.

Инновационные цели

Инновационными целями могут быть:

· создание нового продукта;

· переход на новую технологию;

· подготовка новой услуги;

· переход на новый вид ресурса,

· новая система управления,

· новая оргструктура.

Формулирование инновационной цели..

В большинстве случаев хорошая формулировка цели отвечает следующим признакам:

1. начинается с глагола в неопределенной форме в повелительном наклонении, характеризующего выполняемые действия («разработать», «улучшить», «уменьшить», «довести», «повысить» и т.п.);

2. конкретизирует требуемый конечный результат в качественном и количественном выражениях и возможность измерения количественных показателей, что необходимо для подтверждения факта достижения цели («уменьшить затраты на содержание аппарата управления на 20 % от ранее представленного бюджета». Есть качественное выражение: «затраты на содержание аппарата управления». Есть количественное выражение: «уменьшить ... на 20 %». Есть способ измерить показатель: «от ... бюджета»);

3. конкретизирует заданный срок достижения цели («к концу текущего года», «к заданному в программе числу», «до 28 февраля текущего года»);

4. конкретизирует максимальную величину допустимых затрат, ограничения на выделяемые ресурсы («на реализацию программы выделить не более ... денежных единиц», «собственными силами», «в рамках существующего бюджета»);

5. оговаривает только «когда» и «что» должно быть сделано, не вдаваясь в детали — «почему» и «как» это должно быть сделано.

6. утверждена в качестве управленческого решения и зафиксирована письменно в каком-либо документе, доведена до исполнителя.

Инновационный потенциал

Инновационный потенциал (предприятия, отрасли, государства) - совокупность различных видов ресурсов, участвующих в осуществлении инновационной деятельности. Инновационный потенциал базируется на интеллектуальном, научно-техническом, производственном, материальном и финансовом потенциалах.

От состояния инновационного потенциала зависит выбор и реализация инновационной стратегии, поэтому его и необходимо оценивать.

Развитие инновационного потенциала организации может осуществляться только через развитие компонентов ее внутренней среды.

Элементы внутренней среды организации могут быть сгруппированы в следующие блоки:

· продуктовый (проектный) блок — направления деятельности организации и их результаты в виде продуктов и услуг (проекты и программы);

· функциональный блок (блок производственных функций и деловых процессов) — оператор преобразования ресурсов и управления в продукты и услуги в процессе трудовой деятельности сотрудников организации на всех стадиях жизненного цикла изделий, включающих НИОКР, производство, реализацию, потребление;

· ресурсный блок — комплекс материально-технических, трудовых, информационных и финансовых ресурсов предприятия;

· организационный блок — организационная структура, технология процессов по всем функциям и проектам, организационная культура;

· блок управления — общее руководство организации, система управления и стиль управления.

Оценка инновационного потенциала производится по схеме: ресурс (Р) — функция (Ф) — проект (П). Под проектом или программой имеется в виду выпуск и реализация нового продукта (услуги), направление деятельности. Задачи оценки инновационного потенциала организации могут быть поставлены в двух плоскостях:

· частная оценка готовности организации к реализации одного нового проекта;

· интегральная оценка текущего состояния организации относительно всех или группы уже реализуемых проектов.

Потребности практики выдвигают необходимость в двух схемах анализа внутренней среды и оценки инновационного потенциала: детального и диагностического.

I. Детальный подход. Детальный анализ внутренней среды и оценки инновационного потенциала организации проводится в основном на стадии обоснования инновации и подготовки проекта ее реализации и внедрения. При большой трудоемкости он дает системную и полезную информацию. Схема оценки инновационного потенциала организации при детальном анализе внутренней среды такова:

1. дается описание системной нормативной модели состояния инновационного потенциала организации (его внутренней среды), то есть четко устанавливаются те качественные и количественные требования к состоянию потенциала по всем блокам, компонентам блоков и параметрам, которые обеспечивают достижение заданной инновационной цели и ее подцелей (по дереву цели);

2. устанавливается фактическое состояние инновационного потенциала по всем блокам, компонентам и параметрам;

3. анализируется рассогласование нормативных и фактических значений параметров потенциала организации; выделяются сильные (с запасом или точно соответствующие нормативной модели) и слабые (много или мало несоответствующие нормативной модели) стороны потенциала;

4. составляется примерный перечень работ по инновационному преобразованию организации (усилению слабых сторон).

II. Диагностический подход. Ограничение в сроках, отсутствие специалистов, способных проводить системный анализ, отсутствие или недоступность информации об организации (особенно при анализе инновационного потенциала конкурентов) заставляют использовать диагностические подходы к оценке инновационного потенциала организации.

Диагностический подход реализуется в анализе и диагностике состояния организации по ограниченному кругу параметров.

Обязательные условия качественного проведения диагностического анализа:

1. должны использоваться знания системной модели исследуемого объекта;

2. необходимо знать взаимосвязь диагностических параметров с другими важными параметрами системы с тем, чтобы по состоянию какого-либо одного диагностического параметра оценить состояние либо всей системы, либо существенной ее части;

3. информация о значениях отобранных диагностических параметров должна быть достоверной, так как при ограничении параметров возрастает риск потерь из-за неточно определенного диагноза состояния системы.

Если в качестве диагностируемого элемента (блока) системы выступает элемент «кадры» в инновационной организации, то по состоянию этого элемента можно диагностировать состояние системы инноватора в целом. Диагностическими будут входные и выходные параметры. Входные: численность; количество специалистов, имеющих ученую степень, расходы на заработную плату и т.п. Выходные: продолжительность выполненных работ (длительность фаз ЖЦИ и всего цикла, длительность выполнения проекта или программы); уровень, качество продукции, услуг, проектов; затраты на выполнение работ; увольнения и перемещения сотрудников; объем выполненных работ и т.п.

В качестве диагностических параметров используются также интегральные параметры эффективности использования ресурсов: отношение входных параметров к выходным, т.е. отношение используемых ресурсов к полученным результатам). Например, производительность труда, себестоимость продукции. Если входные и выходные параметры — это абсолютные показатели, то интегральные — относительные.

Диагностические параметры могут быть локальными (частными), указывающими на один дефект системы, и комплексными (общими), указывающими на ряд дефектов, недостатков.

Диагностические параметры могут быть также зависимыми, когда для выявления дефекта внутреннего состояния системы требуется несколько диагностических параметров, и независимыми, когда достаточно одного диагностического параметра.

Внутреннее состояние системы (информацию о котором так трудно получить) описывается структурными параметрами (не следует отождествлять с параметрами организационной структуры фирмы). В свою очередь структурные параметры делятся на ресурсные и функциональные. Ресурсные структурные параметры характеризуют износ (физический и моральный), старение, остаточную мощность, запас ресурсов (трудовых, материально-технических, информационных, финансовых) и организационных средств (технологии, методов, организационной структуры). Функциональные структурные параметры характеризуют рациональность, эффективность функционирования системы по отношению к использованию ресурсов, использованию организационного потенциала, управляющему воздействию.

Так, в части элемента «кадры» ресурсными параметрами будут: квалификация, сотрудничество, лояльность фирме, навыки и опыт, средний возраст коллектива и т.п. Функциональные параметры: уровень профессионально-квалификационного разделения труда, специализации и совмещения, кооперации; учет личностных характеристик сотрудников и руководителей и другие.

Проведение диагностического анализа требует определенных навыков и информационной базы. Схема диагностического анализа и оценки инновационного потенциала организации такова:

· ведение каталога управляющих воздействий;

· ведение каталога ситуаций с состоянием среды;

· ведение каталога диагностических параметров, характеризующих внешние проявления;

· ведение каталога структурных параметров, характеризующих внутреннее состояние;

· установление взаимосвязи структурных и диагностических параметров системы;

· наблюдение диагностических параметров и обработка статистических данных;

· оценка структурных параметров;

· оценка состояния частных параметров и определение интегральной оценки потенциала организации.

Измерение инновационного потенциала. Для оценки инновационного потенциала разрабатываются специальные вопросники и анкеты различной степени детализации параметров. Часто используются анкеты блоковых оценок (табл. 5.1.), в которых эксперты проставляют свои оценки по 5-балльной шкале.

Таблица 5.1

Наши рекомендации