Эффективность и безопасность

Эффективность лекарственного препарата и эффективность методов лечения новым лекарственным препаратом сравнивается с конкурирующими лекарственными препаратами и альтернативными методами лечения. Относительная безопасность лекарственного препарата - сравнивается частота и тяжесть побочных реакций при применении нового лекарственного препарата с теми же показателями конкурирующих лекарственных препаратов. При выборе лекарственного препарата решающее значение имеет соотношение "польза-риск".

Напоминание

Производитель использует красочные обращения в рекламе, которые обращены к опыту применения лекарственного препарата врачом.

Реакция больных на терапию новым лекарственным препаратом

Основной задачей этого типа обращения является демонстрация результатов лечения новым лекарственным препаратом. Очень часто используется прием показа состояния больного до и после лечения лекарственным препаратом.

Обращение, связанное с компанией-производителем, направлено на создание ее положительного образа в сознании врача. Это является одним из факторов мотивации при выписывании рецепта.

Сочувствие - используется в рекламе фармацевтической продукции для проецирования чувств и ощущений больных на чувства и ощущения врача.

Юмор - используется в рекламе фармацевтической продукции с осторожностью. Создать смешной имидж фармацевтической компании или лекарственного препарата не является залогом полного успеха при передаче рекламного сообщения врачам. Использование юмора в качестве естественного введения в рекламное сообщение требует большого таланта.

Секс - может применяться только при рекламе специфической фармацевтической продукции. При рекламировании товаров широкого потребления обращение к чувственности людей является одним из распространенных приемов. Задача в этом случае состоит в том, чтобы в сознании целевой аудитории возникла ассоциативная связь между товаром и удовольствием.

Любопытство - качество, присущее для врачей в большей степени по сравнению с остальными категориями населения. Поэтому при рекламировании фармацевтической продукции для привлечения их внимания очень часто любопытство используется как инструмент.

8. Обсудите со слушателями средства стимулирования сбыта, которые могут включать в себя:

X Пробные образцы, т.е. предложение бесплатного препарата. Может осуществляться на выставках, специализированных семинарах. Необходимо производить бесплатную раздачу препарата врачам-стоматологам на специализированных выставках, семинарах и презентациях.

X Денежные компенсации (скидки), т.е. ценовые скидки, реализуемые после совершения покупки или ценовые скидки, реализуемые после совершения покупки.

X Подарки (премии). Сувениры, которые предлагаются бесплатно как дополнение к заказу. Например, после реализации 3 коробок препарата за квартал, аптеки получают сувениры.

X Призы (конкурсы, лотереи, игры). Когда продукт уже широко известен, в периодическом издании объявляется конкурс на стихотворение, слоган, историю. Победители получают призы. В СМИ объявить конкурс на частушку, стихотворение или историю о применении препарата «Т». Победитель получает призы, например – сувенирные часы.

X Демонстрация в местах продаж. Оформление витрин торговых точек. Здесь возможно несколько стилевых подходов:

³ зарисовка с натуры. Представление одного или нескольких персонажей, использующих препарат;

³ использование данных научного характера. Приводятся научные данные о предпочтительности или большей эффективности препарата по сравнению с остальными;

³ использование свидетельств в пользу товара. Реклама представляет заслуживающий полного доверия источник информации (врач), который одобрительно отзывается о препарате.

Приложение 1. Характеристика товаров и рынков

На российском фармацевтическом рынке вследствие девальвации произошло снижение продаж импортных препаратов как в количественном, так и в денежном выражении. При этом наблюдался количественный рост продаж лекарственных средств отечественного производства, но в денежном долларовом выражении он тоже снизился из-за снижения покупательной способности населения. Усилилась ценовая конкуренция среди производителей и поставщиков, что привело к снижению уровней наценок. Отмечался уход с рынка мелких импортных производителей, а также небольших дистрибьюторов. Ассортимент лекарств также сменил свой вид: произошла переориентация на отечественные, более дешевые аналоги.

Инфраструктура рынка представляет собой в количественном плане более 150 иностранных фирм-поставщиков, около 300 отечественных предприятий-производителей, порядка 4 тыс. дистрибьюторов, 16 тыс. розничных аптечных учреждений и еще 50 тыс. мелких пунктов продаж». Среди дистрибьюторов выделяется тройка компаний общероссийского масштаба, в которую входят фирмы «Протек», «ИНВАКОРП» и «СИА». На долю 25 компаний приходится до 3\4 рынка. В аптечной сети присутствуют учреждения всех форм собственности, появляются фирменные сети типа «36,6», «Мультифарма» и другие. Емкость российского фармацевтического рынка на сегодня составляет порядка 2 млрд долларов (это всего около 0,7% мирового объема). Доля же 150 миллионного населения России среди 6 млрд жителей планеты- 2,5%.

Оценки дальнейшего роста фармацевтического рынка можно основать на прогнозах роста платежеспособного спроса на лекарства. Можно достаточно уверенно утверждать, что спрос со стороны государства ощутимо расти не будет. Таким образом, единственным источником роста спроса на лекарства может стать население. Естественно предположить, что такой спрос будет расти вместе с ростом располагаемых доходов, т.е. разницы между реальными доходами населения и прожиточным минимумом. Основываясь на тенденции, установившейся в 1999 году, годовой прирост располагаемых душевых доходов можно оценить в 7%. Это означает, что спрос со стороны населения вырастет примерно на 7%. Так как в настоящее время примерно 70% потребляемых лекарств оплачивается за счет средств населения, то рост платежеспособного спроса на фармацевтическую продукцию в 2000 году можно оценить примерно в 5%, т.е. объем рынка в ценах конечного потребления составит 2620 млн долл. Дистрибьюторская сеть станет более сконцентрирована и доля первой пятерки будет увеличиваться. Наряду с этим продолжится сокращение общего числа фармацевтических оптовиков и рост числа узкоспециализированных компаний. Что касается розничной сети, то вряд ли можно ожидать, что розничная сеть претерпит значительное количественно увеличение, но можно ожидать, что доля сетей будет увеличиваться.

Большие перспективы заставляют компании активнее включаться в рыночные процессы. Как гласит один из принципов маркетинга: «доля перспективного рынка важнее, чем сиюминутная прибыль». Усиление конкуренции заставляет компании снижать цены, улучшать качество, расширять ассортимент и сервис, активизировать маркетинговую политику. Многие наращивают собственную инфраструктуру. Так есть примеры начала схем вертикальной интеграции ведущих дистрибьюторов с аптечной сетью, при сохранении самостоятельности последней. Не за горами интеграция сбытовых структур с производством. Происходит также концентрация бизнеса за счет вливания мелких структур в крупные.

Конкуренция между импортом и отечественными производителями сейчас носит в большей степени непрямой характер. Дорогие брэндовые препараты ведущих концернов находятся вообще фактически за пределами соревнования, в крайнем случае конкурируют между собой.

Препараты, направленные на лечение заболеваний рта и горла поставляются на российский рынок несколькими зарубежными фирмами и выпускаются отечественными предприятиями. Как правило, производители не имеют розничной лицензии, и поэтому все продажи осуществляются оптовым покупателям (аптеки, клиники, оптовые фармацевтические фирмы). Клиники производят лечение закупленным препаратом, оптовики поставляют препарат в аптеки, аптеки продают препарат в розницу.

Большинство препаратов, продаваемых на нашем рынке, имеют разный химический состав. Все они оказывают противовоспалительное действие. Препарат «Т» - нестероидное противовоспалительное средство для лечения воспалительных заболеваний слизистой оболочки рта (стоматиты, парадонтиты, афты и пр.) и горла (ангины, фарингиты, тонзиллэктомия и пр.). Выпускается в 3-х формах: полоскание, спрей и леденцы. Имеет красивый зеленый цвет и приятный мятный вкус. Не содержит сахара, поэтому может применяться для лечения больных диабетом. Обладает следующими действиями: противовоспалительное (причем действует непосредственно на медиаторы воспаления), противобактериальное (т.е. действует на причину заболевания), анельгизирующее и анестезирующее (начинает обезболивание немедленно и действие продолжается до полутора часов). Наличие нескольких форм позволяет использовать препарат в различных ситуациях: спрей у больных, которые не могут полоскать рот, леденцы для детей. Спрей и леденцы можно применять в условиях, когда невозможно полоскание (на работе, улице и пр.).

На препарат имеется лицензия, зарегистрированная Минздравом, и сертификат качества.

Основные преимущества препарата: многолетний опыт использования, быстрое облегчение страданий, ускорение выздоровления, отсутствие сахара - можно применять больным диабетом, приятный вкус, имеет три формы препарата (леденцы, спрей, раствор) - возможность использования в различных ситуациях. Но упаковка с описанием на русском языке отсутствовала. Основным же отличием препарата «Т» от конкурентов является то, что он обеспечивает обезболивание.

Приложение 2. Оценка издержек и расчет точки безубыточности

1999 год
  Постоянные затраты Переменные затраты
Производство Закупочная цена Упаковка Инструкции Прочее     $100,00 $2,65 $0,10 $0,05
Продажи Зарплаты и комиссионные Реклама Прочее $20000,00 $50000,10 $10000,00 $0,05
Основные расходы Аренда Телекоммуникации Прочее $500,00 $200,00 $200,00  
Итого $81000,00 $2,90
Доходы и продажи Продажная цена за единицу Ожидаемое кол-во проданного товара Планируемый доход   $3,50 $26,985 $16191,00
Результаты Разница между ценой продажи и себестоимостью Кол-во продаваемого товара при точке безубыт. Сумма продаж при точке безубыточности Ожидаемые продажи на сумму Ожидаемый доход Кол-во продаваем. товара при ожидаемом доходе Суммы продаж при ожидаемом доходе   $0,60 $58000,00 $203000,00 $94447,50 -$64809,00 $161985,00 $566947,50

Приложение 3. Оценка эффективности СМИ

Вид Стоимость Охват Степень воздействия
Телевидение дорого отличный отличная
Газеты, журналы средняя хороший хорошая
Медиц. журналы средняя хороший хорошая
Радио недорого средний средняя
Директ мейл Недорого Хороший хороший

Приложение 4. Таблица характеристики товаров-конкурентов

Препарат Показания Цена $ Наличие в аптеках
Фарингосепт Профилактика и лечение острых воспалительных заболеваний рта и горла 3,2 отлично
Корсодил Гингивит, стоматит, афты, парадонтит, ангина хорошо
Элюгель Лечение и профилактика гингивитов, налета на зубах, зубного камня удовлетво-рительно
Мундизал Боли и воспаления при ранах, нарывах и повреждениях в области рта, носоглотки 6,3 отлично
Пансорал Воспаления, боли и высыпания на слизистой оболочке полости рта (язвочки; повреждения, связанные с ношением зубных протезов) хорошо
Пародиум Покраснение и припухание десен, кровотечения из десен, болезненность десен при ношении зубных протезов, неприятный запах изо рта хорошо
Гексаспрей Противомикробный препарат для местного применения. Оказывает бактерицидное действие в отношении стафилококков, стрептококков, микрококков. А также оказывает обезболивающее и противовоспалительное действие отлично
Каметон Оказывает противовоспалительное, противомикробное и местно-анестезирующее действие 1,8 отлично
Ингалипт Оказывает противомикробное, противовоспалительное и противогрибковое действие отлично
Гексорал Активен в отношении микроорганизмов и грибов. Оказывает кровоостанавливающее и анальгезирующее действие. Также оказывает обволакивающее действие на слизистую оболочку. хорошо
Ларипронт Оказывает противомикробное, противовоспалительное и противовирусное действие 3,2 хорошо
Себидин Бактерицидный препарат для местного применения отлично
Фалиминт Фалиминт обладает освежающим и охлаждающим действием и в этой связи применяется в качестве вспомогательного средства при лечении заболеваний в полости рта и глотки и, соответственно, при инструментальных обследованиях полости рта и глотки. отлично
Дрилл Боль в горле невысокой интенсивности, не сопровождающаяся повышением температуры. Небольшие изъязвления слизистой ротовой полости плохо

Приложение 5. Бюджет рекламы препарата «Т» на 1999 г. (цифры даны в долларах США)

СМИ
  I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
Дальпресс   2500               2500    
Владивосток                    
Приморье +                
Владивостокские аптеки                
Медицинский вестник                    
Фармацевтический вестник                
Стоматология                  
ИТОГО
Общ. транспорт
  I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
Трамвай      
Троллейбус      
ИТОГО
Телевидение
  I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
РТР                  
ОРТ              
ИТОГО
Разное
  I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
Директ Мейл                      
ИТОГО                      
ВСЕГО
                                                         

Приложение 6. Прогноз продаж препарата Тантум Верде на 1999 г. (результаты даны в долларах США)

      По месяцам
Год Месяц Фактор сезонности Пессимис-тично Реально Оптимис-тично Средне-взв. величина
Январь 1,05
  Февраль 1,11
  Март 1,26
  Апрель 1,03
  Май 0,84
  Июнь 0,87
  Июль 0,86
  Август 0,79
  Сентябрь 0,82
  Октябрь 0,95
  Ноябрь 1,07
  Декабрь 1,33
  Итого 11,98

Приложение 7. Федеральный закон о лекарственных средствах (выдержки)

Статья 16. Маркировка и оформление лекарственных средств

1. Маркировка и оформление лекарственных средств должны соответствовать требованиям настоящего Федерального закона.

2. Лекарственные средства поступают в обращение, если на внутренней и внешней упаковках хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны:

1) название лекарственного средства и международное непатентованное название;

2) название предприятия - производителя лекарственных средств;

3) номер серии и дата изготовления;

4) способ применения;

5) доза и количество доз в упаковке;

6) срок годности;

7) условия отпуска;

8) условия хранения;

9) меры предосторожности при применении лекарственных средств.

9. Лекарственные средства должны поступать в обращение только с инструкцией по применению лекарственного средства, содержащей следующие данные на русском языке:

1) название и юридический адрес предприятия - производителя лекарственного средства;

2) название лекарственного средства и международное непатентованное название;

3) сведения о компонентах, входящих в состав лекарственного средства;

4) область применения;

5) противопоказания к применению;

6) побочные действия;

7) взаимодействие с другими лекарственными средствами;

8) дозировки и способ применения;

9) срок годности;

10) указание, что лекарственное средство по истечении срока годности не должно применяться;

11) указание, что лекарственное средство следует хранить в местах, не доступных для детей;

12) условия отпуска.

Наши рекомендации