Деловая игра Подбор и выдвижение кадров управления
Деловая игра проводится в одной учебной группе в течение 8-10 часов. В результате выбирается кандидат на вакантную должность управляющего фирмы. Игра построена таким образом, что все студенты группы независимо от распределения ролей, активно участвуют в ней от начала до конца. К моменту начала игры студенты должны на практических занятиях научиться проводить деловые беседы и совещания, работать с документами.
В игре допускаются условности, хотя в целом она имитирует реальную процедуру подбора и выдвижения кадров управления. В процессе игры могут возникать острые ситуации, звучать критические высказывания в адрес друг друга.
Преподаватель должен своевременно реагировать на подобные действия участников игры и не давать событиям перерастать в конфликт.
В конце игры преподаватель отмечает наиболее активных и пассивных участников игры и делает заключение.
Цель игры
Деловая игра имеет целью обучение и самообучение студентов научной методологии, рациональным принципам и системному подходу к подбору и выдвижению кадров управления. В ходе игры студенты проверяют свои знания, умения и навыки, качественно и количественно оценивать деловые, личностные и психологические способности руководителей. Кроме того, участники игры имеют возможность научиться рациональным принципам и эффективным методам коллективной подготовки и принятия управленческих решений (беседы, совещания и пр.).
У студентов развивается действенная коммуникабельность, гибкость, активизируются знания. Игра дает возможность:
1. Обучить методам подготовки, принятия и контроля управленческих решений по подбору кадров с учетом экономических, организационных, правовых и социально-психологических аспектов;
2. Научить поиску альтернативных решений при подборе и выдвижении кадров управления;
3. Привить умение и навыки: выбора лидера, организации групповой работы; анализа личностных отношений внутри группы; использования эвристических методов.
Порядок проведения деловой игры
За 3-5 дней до начала игры участникам-студентам раздается описание игры и блок-схема ее проведения. Участники игры знакомятся с ее содержанием и при необходимости обращаются за консультацией к преподавателю.
Из-за ограниченного времени проведения игры группа не должна ошибаться в выборе лидера (целевого эксперта) - помощника преподавателя и главного действующего лица по ведению игры и распределению ролей между участниками. Каждый член группы имеет равное со всеми право голоса и собственные идеи относительно стратегии и тактики игры и может быть выбран на ту или иную роль.
В ходе обсуждения участники дискутируют, отстаивают свои мнения, убеждают друг друга, прислушиваются к мнению других, идут на компромиссы, т.е. поощряются все формы открытого высказывания и волеизъявления каждого члена группы. Формально и неформально изучается само поведение в условиях межличностного соревнования и взаимовлияния участников игры друг на друга.
При выборе лидера используется метод социологического исследования. Звание лидера получает лицо, показавшее, что оно обладает наибольшей компетентностью в обсуждаемой проблеме и умением руководить. Выбор осуществляется из трех кандидатур, предложенных группой. Студент - кандидат на роль лидера оказывается в ситуации, создавшейся в ходе его выбора, т.е. сразу проявляются быстрота его реакции, гибкость, чувство юмора и пр.
В ходе игры студенты имеют возможность практически проверить свои знания экономических, правовых и социально-психологических аспектов управления, системного анализа сложной ситуации. Для этой цели участники игры фиксируют свои стратегические концепции, составляя модели деловых, личностных и психологических качеств по предлагаемым кандидатурам, выдвинутым на замещение вакантной должности главного экономиста.
Сценарий игры
Получив описание игры, инструктаж и консультацию от преподавателя, студенты распределяют между собой роли. В игре участвуют:
X генеральный директор фирмы;
X директор департамента по кадрам;
X начальник отдела кадров;
X начальник службы безопасности;
X начальник службы маркетинга и рекламы;
X эксперт по личностным качествам;
X представитель профсоюзов;
X психолог;
X социолог.
Перед началом распределения ролей путем опроса участников следует уточнить функции каждого руководителя и специалиста.