Характеристика кандидатов на должность

1. Петров - возраст 50 лет. Имеет среднее техническое образование, служил в армии, демобилизовался в звании капитана. На фирме работает с 1991 г. в должности зам. начальника службы. Оказывает большую помощь начальнику службы маркетинговых исследований в организации ее деятельности. Активно проводил ме­роприятия по реорганизации службы, по оснащению рабочих мест современной техникой. Инициативен, однако решения принимает не быстро и осторожно. Любимая его поговорка: "Семь раз отмерь, один раз отрежь". С окружающими общителен, вежлив. Порой недостаточно требователен. Увлекается рыбной ловлей. Иногда болеет, женат, имеет сына.

2. Антонов - главный специалист этой службы. Возраст - 40 лет. Высшее образование. На фирме работает с 1992 г в качестве главного специалиста службы маркетинга. В решении производственных и иных вопросов Антонов не особенно инициативен. Однако всегда весьма охотно поддерживает полезную творческую мысль, и часто бывает более напорист и энергичен, чем сам автор предложения.

Антонов - очень исполнительный, требовательный, даже строгий. Внешне - всегда опрятный, сосредоточенный. Принципиальный. С окружающими придерживается официальных служебных отношений. С рабочими шутит редко, молчалив. К нарушителям трудовой дисциплины и недобросовестным работникам относится нетерпимо. Сотрудники уважают Антонова.

Увлекается шахматами, однако сам играет редко. Предпочитает давать советы играющим, особенно проигрывающему (с согласия другого партнера). Получает большое удовольствие, когда игрок при его помощи выигрывает.

Женат, имеет двоих детей. Пользуется репутацией примерного семьянина. Здоров.

3. Русаков - специалист другой службы. Возраст - 27 лет. Образование высшее, инженер. На фирме работает после окончания института.

Русаков инициативен, проявляет творческую смелость при принятии различных решений. Однако часто ошибается. Чувствуется недостаток опыта. Целеустремленный, темпераментный, энергичный, во всем старается разобраться, постоянно советуется с опытными работниками фирмы. Легко вступает в спор со всеми, вплоть до руководителя фирмы. Убеждаясь в ошибочности своих предложений, быстро от них отказывается.

Русаков читает много отечественной и иностранной периодической литературы. Редко придерживается официальных отношений. Со всеми общителен, любит шутить. Хорошо знает настроения рабочих, их запросы и интересы.

Здоров. Увлекается спортом. Женат. Детей нет.

4. Блинов - 38 лет; инженер-экономист. Образование высшее. Работает в коммерческих фирмах с 1991 г., как правило, в финансовых службах. Избирался депутатом городской думы. Имеет значительные деловые связи и авторитет в коммерческих фирмах.

Блинов мало знает о конкретной коммерческой фирме, но имеет солидные рекомендации от деловых партнеров фирмы. Человек энергичный, принципиальный. Квалифицированный специалист.

Принятие решений о назначении на должность

Процесс принятия решений достаточно стандартный: возникновение проблемы, сбор информации о претендентах на должность, разработка вариантов решения, выбор оптимального и его принятие.

Преподаватель и студенты при принятии решения действуют в соответствии с установленной методикой проведения деловых игр.

Таблица 2. Схема примерной системы оценки кадров

№ п/п Требования к претенденту (группы данных, характеризующих личность) Качества
желательные нежелательные
1. Психологические Холерик, психологически уравновешенный Эмоционально - возбудимый, вспыльчивый, раздражительный
2. Деловые Квалификация, специальность, образование, опыт руководящей работы Низкая квалификация, отсутствие высшего образования
3. Моральные Чуткость, тактичность, вежливость, справедливость, сдержанность Черствость, грубость пристрастность, необъективность

Система маркетинговых исследований и маркетинговой информации

Задание 1.Распределите в логическую цепь следующие пункты маркетингового исследования (рис. 5):

1. Сбор информации.

2. Отбор источников информации.

3. Выявление проблем и формулирование целей исследования.

4. Анализ собранной информации.

5. Представление полученных результатов.

? Þ ? Þ ? Þ ? Þ ?

Рис. 5. Пункты маркетингового исследования

Задание 2.Какой из представленных вопросников является скрытым, какой открытым.

А:

1. Как Вы считаете, почему люди покупают спортивные машины?

2. Какие факторы учитывают люди при их приобретении?

3. Думают ли люди, приобретающие спортивные машины, о престиже?

В:

1. Почему Вы покупаете спортивную машину?

2. Какие факторы вы при этом учитываете?

3. Важен ли для вас престиж при покупке спортивной машины?

Задание 3.Расставьте в правильной последовательности операции, составляющие процесс маркетингового исследования?

1. Рекомендации.

2. Получение первичной информации.

3. Определение проблемы.

4. Исследование результатов.

5. Анализ данных.

6. Анализ вторичной информации.

Задание 4.Заполнить таблицу 3 примеров предварительных и завершающих исследований.

1. Почему столь велика текучесть торговых работников?

2. Проведение экспериментов в магазине для определения эффекта.

3. Эффективна ли реклама?

4. Обсуждение среди ведущих сотрудников с целью определения размера снижения цены.

5. Опрос торгового персонала, беседы с руководителями сбытовых служб.

6. Почему падает сбыт?

7. Обсуждение среди ведущих сотрудников с целью формирования эффективности.

8. Окажет ли снижение цены на 10% существенное воздействие на сбыт.

9. Опрос потребителей и непотребителей для измерения запоминаемости рекламы.

10. Приведет ли снижение цены к увеличению объема сбыта?

11. Обсуждение среди ведущих сотрудников с целью выявления основной проблемы.

12. Могут ли потребители вспомнить рекламное объявление через день после его появления?

Таблица 3. Примеры предварительных и завершающих исследований

1. Неопределенная постановка проблемы 2. Предварительное исследование 3. Конкретизация проблемы 4. Завершение исследования
? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?

Задание 5.Заполните таблицу 4 "Выбор рыночных стратегий", имея следующие решения о разработке нового продукта:

1. Быстрое наращивание рыночных операций;

2. Получение прибыли;

3. Быстрый уход с рынка;

4. Усиление деятельности на рынке;

5. Постепенное свертывание рыночных операций;

6. Наращивание или быстрое наращивание рыночных операций;

7. Постепенное свертывание рыночных операций или их осторожное продолжение;

8. Усиление позиций или уход с рынка;

9. Осторожное продолжение рыночных операций или их наращивание.

Таблица 4. Выбор рыночных стратегий

Конкурентоспособность продукта Перспективы развития продукта
Плохая Средняя Хорошая
Слабая      
Средняя      
Высокая      

Задание 6.При маркетинговых исследованиях проводятся: а) исследования рынка и продаж; б) исследование продукта. Укажите, какие из нижеперечисленных высказываний относятся к исследованию рынка и продаж, а какие - к исследованию продукта:

1. Генерация идей о новых продуктах;

2. Прогноз объема продаж;

3. Получение информации о конкурентах;

4. Тестирование продукта;

5. Оценка емкости рынка;

6. Анализ тенденций изменения рынка;

7. Организация маркетинга тестируемых продуктов;

8. Определение характеристики рынка и его сегментов;

9. Разработка концепции тестирования продукта;

10. Получение информации о существующих и потенциальных потребителях;

11. Исследование и испытание различных видов упаковки;

12. Выявление системы предпочтений потребителей.

Задание 7.При маркетинговых исследованиях проводятся: а) исследования цен; б) исследования продвижения продукта; в) исследования по доведению продукта до потребителя. Укажите, какие из нижеперечисленных высказываний относятся к исследованию цен, какие - к исследованию продвижения продукта и какие - к исследованию по доведению продукта до потребителя:

1. Исследование месторасположения складов;

2. Исследование взаимосвязи между ценой на продукт и спросом;

3. Исследование эффективности рекламной деятельности;

4. Комплексный соотносительный анализ различных средств и методов продвижения продукта;

5. Исследование месторасположения точек розничной торговли;

6. Прогнозирование ценовой политики для разных стадий жизненного цикла продукта;

7. Исследование месторасположения сервисных служб;

8. Исследование эффективности различных средств массовой информации.

Задание 8.Какие из нижеперечисленных понятий являются внешними источниками и какие внутренними источниками вторичной информации при маркетинговых исследованиях:

1. Сообщения торгового персонала самой организации;

2. Данные международных организаций, правительства, официальной статистики;

3. Бюджетные отчеты;

4. Данные маркетинговых исследований;

5. Научные исследования, проводимые специализированными маркетинговыми организациями;

6. Информация, полученная с выставок и ярмарок, конференций и совещаний;

7. Обзоры рекламаций потребителей;

8. Научные исследования, собранные различными организациями (торговыми палатами, торговыми ассоциациями и др.).

Задание 9.Составьте блок-схему «Организация управления маркетингом в дифференцированной компании», имея следующие элементы:

1. Совет директоров подконтрольной компании № 2;

2. Специалисты компании по отдельным продуктам;

3. Совет директоров компании учредителя;

4. Совет директоров подконтрольной компании № 1;

5. Функциональный штаб компании.

Наши рекомендации