Практических заданий, тестов
Деловых игр
По курсу «Маркетинг»
Владивосток 2000
ББК 65.290-211.1я73
Сборник практических заданий, тестов, деловых игр по курсу «Маркетинг» / Сост. Е.Б. Старикова, И.С. Чиповская. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2001.
ISBN
Сборник содержит практические задания, тесты, деловые игры по курсу «Маркетинг», что позволяет в доступной форме проверить усвоение изученного материала, и предназначен для студентов всех специальностей, магистров, аспирантов, слушателей курсов переподготовки.
Печатается по решению редакционно – издательского совета ДВГТУ
ãДВГТУ, 2000.
ã Е.Б. Старикова, И.С. Чиповская, 2000.
ISBN
Содержание
1. Понятие маркетинга. Ключевые положения маркетинга............... 4
2. Процесс управления маркетингом.................................................. 7
3. Система маркетинговых исследований и маркетинговой информации......................................................... 13
4. Маркетинговая среда..................................................................... 20
5. Потребительские рынки................................................................. 28
6. Рынок предприятий....................................................................... 36
7. Сегментирование рынка................................................................ 43
8. Товар как объект маркетинга........................................................ 52
9. Разработка товара......................................................................... 61
10. Ценообразование в маркетинге................................................... 67
11. Экономия на масштабе и маркетинговые решения по услугам. 74
12. Методы распространения товаров.............................................. 84
13. Продвижение товаров. Стратегия коммуникаций и стимулирования................................................... 94
14. Стратегия маркетинга, планирование и контроль................... 102
Практическая бизнес-ситуация по всем темам курса
Как продвигать истинные ценности или проверено Минздравом верить можно!.......................................... 106
Ответы и решения............................................................................ 123
Библиография.................................................................................. 136
Понятие маркетинга. Ключевые положения маркетинга
Задание 1. Чем отличается обмен идеями от обмена вещами?
Задание 2. Чем отличается запрос от потребности, а потребность от нужды?
Задание 3. Составьте последовательную цепь из следующих составляющих плана маркетинга (рис. 1):
1. Бюджеты;
2. Перечень опасностей и возможностей;
3. Порядок контроля;
4. Перечень задач и проблем;
5. Сводка контрольных показателей;
6. Стратегия маркетинга;
7. Изложение текущей маркетинговой ситуации;
8. Программы действий.
? | ⇒ | ? | ⇒ | ? | ⇒ | ? | ⇒ | ? | ⇒ | ? | ⇒ | ? | ⇒ | ? |
Рис. 1. Последовательная цепь составляющих плана маркетинга
Задание 4. Концепция маркетинга прошла долгую эволюцию. Лишь в начале XX в. она сформировалась как особый подход к управлению производством и реализацией продукции. Однако история человечества знает множество примеров грамотного поведения продавца на рынке. В трактате итальянца Франческо Пеголотти (середина XIV в.) «Книга о различных странах, и о мерах товаров, и о других вещах…», есть такие слова:
«Что должен иметь в себе истинный и честный купец? Быть честным и вести себя степенно. Предвидеть все он должен непременно. Все исполнять, что обещал, пусть тщится. Изящным и красивым быть стремиться. Как требует торговля мировая. Дешевле покупать, дороже продавать. Любезным быть, не гневаться напрасно. Ходить во храм, на бедных не скупиться. Что дорожает, продавать немедля. Игры и роста всюду сторониться. Совсем не избегая, сколько можно. Счета писать так, чтоб не ошибиться. Аминь».
Ответьте на вопросы:
1. Не думаете ли вы, что эти слова, ушедшие в историю, звучат достаточно современно?
2. Что вы находите общего в них с маркетинговым мышлением в современной трактовке?
Задание 5. Впишите в схему циклического управления фирмой (рис. 2) в правильной очередности следующие этапы:
1. Тактическое планирование;
2. Ситуационный анализ;
3. Маркетинговый контроль;
4. Маркетинговый синтез;
5. Стратегическое планирование.
····· | è | ····· | è | ····· | è | ····· | è | ····· | ||
éççççççççççççççççççççççççççççççê | ||||||||||
Рис. 2. Блок-схема циклического управления фирмой
Задание 6. Выберите из предлагаемого перечня мероприятия, проводимые на определенном этапе, представленном на рис. 3, в виде блока. Заполнить блок-схему.
1. Ситуацион-ный анализ | è | 2. Маркетинго-вый анализ | è | 3. Стратегичес-кий анализ | è | 4. Тактический анализ | è | 5. Маркетинго-вый контроль | |
éççççççççççççççççççççççççççççççê | |||||||||
Рис. 3. Схема циклического управления фирмой
Перечень мероприятий:
а) выдвижение целей (что надо сделать, чтобы поправить ситуацию); оценка целей;
б) сбор данных (каковы результаты деятельности); оценка данных; решение о проведении ситуационного анализа;
в) оценка положения фирмы (ее состояния); прогноз (что ожидает фирму); влияние внешней среды;
г) выдвижение стратегий; выбор стратегий;
д) определение тактики; разработка оперативного плана; реализация оперативного плана.
Задание 7. Заполните блок-схему, имея ее элементы, и укажите связи (рис. 4.):
1. Внутренняя ревизия;
2. Сбор данных по всем рынкам;
3. Достижимые цели;
4. Окружающая среда;
5. Интересы заинтересованных лиц и организаций;
6. Достижимые ресурсы в стране и за рубежом;
7. Исходные цели фирмы.
? | ? | |||||
? | ||||||
? | ||||||
? |
Рис. 4. Блок-схема "Разработка плана маркетинга в штаб-квартире компании"
Задание 8. Укажите, какие из нижеприведенных высказываний относятся к преимуществам товарно-функциональной оргструктуры управления маркетингом, а какие - к недостаткам:
1. Управляющий может быстро реагировать на требования рынка;
2. Товарная организация часто требует больших затрат. Первоначально управляющие назначаются ответственными за основной товар. Однако вскоре в структуре появляются управляющие, ответственные и за менее важный товар, каждый из которых имеет свой штат помощников;
3. Управляющий, ответственный за товар, не наделен полномочиями, которые соответствовали бы его деятельности;
4. Легче выделять способных сотрудников, так как они привлекаются к участию во всех сферах оперативной маркетинговой деятельности;
5. Управляющий, занимающийся определенным товаром, имеет возможность координировать различные маркетинговые затраты, по этому товару;
6. У сотрудников товарных подразделений существуют двойные линии подчинения: своим непосредственным руководителям и руководителям функциональных маркетинговых служб;
7. В поле зрения управляющего постоянно находятся все модели товара как пользующиеся повышенным спросом, так и менее популярные у покупателя.
Задание 9. При разработке плана маркетинга проводится: а) анализ маркетинговой деятельности; б) анализ системы маркетинга. Укажите, какие из нижеприведенных высказываний относятся к анализу маркетинговой деятельности, а какие - к анализу системы маркетинга:
1. Анализ по критерию "стоимость - эффективность";
2. Рыночная доля;
3. Информационная система;
4. Система контроля;
5. Цели маркетинга;
6. Контроль маркетинговой деятельности;
7. Объем продаж;
8. Права и обязанности руководителя в области маркетинга;
9. Прибыль;
10. Взаимодействие с другими функциями управления;
11. Анализ всех элементов комплекса маркетинга;
12. Стратегия маркетинга;
13. Анализ прибыльности;
14. Организация маркетинга;
15. Система планирования;
16. Маркетинговые процедуры.