Я купил фотоаппарат. В первые же дни он перестал работать. Имею ли я право обменять его в магазине, а не делать гарантийный ремонт?
Ваш адвокат советует
Да, Вы вправе заменить товар с недостатками. Заметим, что продавец вправе провести экспертизу для установления причины недостатков аппарата.
При покупке товара ненадлежащего качества (в том случае, если недостатки товара не были оговорены продавцом) Вы вправе по своему выборупотребовать (п.1 ст.18 Закона РФ "О защите прав потребителей"):
· безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление своими силами или третьим лицом;
· соразмерного уменьшения покупной цены;
· замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
· замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с перерасчетом цены;
· кроме того, Вы вправеотказаться от исполнения договора купли-продажи. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Однако продавец (изготовитель) несет ответственность перед Вами только в том случае, если недостатки возникли по его вине. Поэтому когда Вы обратитесь к продавцу (изготовителю) с требованиями относительно недостатков товара, он, скорее всего, захочет убедиться в наличии этих недостатков (п.5 ст.18 Закона РФ "О защите прав потребителей") и в том, что они возникли по его вине - для этого может быть проведена экспертиза.
Настоятельно советуем Вам сразу обращаться к продавцу в письменной форме писать претензию (заявление). Желательно показать в претензии Вашу юридическую грамотность, знание своих прав одно это обычно уже является достаточным для положительного решения продавца (если продавец солидная фирма, то судиться он не хочет). Если же тем не менее решение будет не в Вашу пользу и Вы решите обратиться в суд, то тогда у Вас будут иметься важные доказательства незаконного поведения продавца, сроков Вашего обращения с требованиями и др.
Я купил мобильный телефон, через несколько дней он стал плохо работать...
Я купил мобильный телефон, через несколько дней он стал плохо работать. Я обратился в магазин с требованием о его замене, но мне заявили, что я, видимо, неправильно с ним обращался и послали в гарантийную мастерскую для получения заключения по причинам порчи. Правомерно ли это?
Ваш адвокат советует
Да, правомерно.
Продавец (изготовитель) несет ответственность перед Вами только в том случае, если недостатки возникли по его вине. Поэтому когда Вы обращаетесь к продавцу (изготовителю) с требованиями относительно недостатков товара, он вправе убедиться в наличии этих недостатков (п.5 ст.18 Закона РФ "О защите прав потребителей") и в том, что они возникли по его вине - для этого им может быть проведена экспертиза (в вашем случае в гарантийной мастерской).
Подробнее см.
Проверка качества товара. Экспертиза
Если Вы будете не согласны с результатами этой экспертизы, Вы можете провести за свой счет независимую экспертизу и затем по ее результатам обратиться в суд.
Магазин упорно предлагает провести ремонт и не возвращает деньги за магнитофон...
Я купил магнитофон, который сразу сломался. Я хочу вернуть его в магазин и получить назад свои деньги, но магазин упорно предлагает провести ремонт - 3 недели назад я подал им претензию с требованием о расторжении договора купли-продажи, но письменного ответа не получил. Решил обращаться в суд. Какую сумму я вправе требовать?
Ваш адвокат советует
В исковом заявлении Вы вправе требовать возврата денег за магнитофон, взыскания убытков (они должны быть документально подтверждены), выплаты неустойки 1% от стоимости товара за каждый день просрочки исполнения Ваших требований и возмещения морального вреда, а также наложения штрафа на продавца в размере 50% цены иска. Приложите к исковому заявлению копию претензии, поданной Вами продавцу.
Гарантийной мастерской в нашем городе нет...
Купил отечественную электробритву, во время гарантийного срока она сломалась, а гарантийной мастерской в нашем городе нет. Магазин отказался заменить ее или вернуть за нее деньги, а сказали обращаться к изготовителю. Что мне делать?
Ваш адвокат советует
Все требования относительно товара с недостатками Вы вправе предъявить продавцу.
Если Вы купили товар с недостатками, то все требования относительно этих недостатков Вы вправе предъявить продавцу (или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним) (п.2 ст.18 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Продавец обязан удовлетворить Ваши требования, если он не докажет, что недостатки товара возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (п.5 ст.18 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Причем доказывать это должен именно продавец, а не Вы. Для этого может быть проведена проверка качества товара и экспертиза.
Подробнее см.
К кому обращаться с требованиями - к продавцу или к изготовителю
В каких случаях Ваши требования не подлежат удовлетворению
Ваши права при покупке товара ненадлежащего качества - 5 требований на выбор
Проверка качества товара. Экспертиза
Ваше право на замену товара ненадлежащего качества
Ваше право на расторжение договора купли-продажи (возврат товара)
Так что если Вы соблюдали правила эксплуатации, то Вам нужно направить письменную претензию продавцу с требованием о замене бритвы или отказаться от исполнения договора купли-продажи.
Подробнее см.
Как писать претензию
Что делать дальше в случае отказа удовлетворения Ваших требований
Если продавец не ответит или ответит отказом, то Вам следует обращаться в суд.
В исковом заявлении Вы вправе требовать возврата денег за товар (или его замены), взыскания убытков (они должны быть документально подтверждены), выплаты неустойки 1% от стоимости товара за каждый день просрочки исполнения Ваших требований и возмещения морального вреда, а также наложения штрафа на продавца в размере цены иска. Приложите к исковому заявлению копию претензии, поданной Вами продавцу.
Сколько раз продавец вправе ремонтировать телефон - хочу, чтобы его заменили...
Я купил неудачный телефон, уже третий раз в ремонте. Сколько раз продавец вправе ремонтировать его? Я бы предпочел, чтобы мне его заменили. Имею ли я право требовать новый телефон вместо этого? Гарантийный срок еще не кончился.
Ваш адвокат советует
В период гарантийного срока Вы вправе требовать замены или отказаться от исполнения договора купли-продажи некачественного товара (т.е. требовать возврата денег).
Никаких ограничений на количество гарантийных ремонтов законом не установлено, но это и не важно при покупке товара ненадлежащего качества (в том случае, если недостатки товара не были оговорены продавцом) Вы вправе по своему выбору потребовать (п.1 ст.18 Закона РФ "О защите прав потребителей"):
· безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление своими силами или третьим лицом;
· соразмерного уменьшения покупной цены;
· замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
· замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с перерасчетом цены;
· кроме того, Вы вправеотказаться от исполнения договора купли-продажи. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Т.е. гарантийный ремонт (другими словами - безвозмездное устранение недостатков товара) это одно из 5 требований, а Вы вправе предъявить любое требование по своему выбору и без объяснения мотивов выбора.
Эти требования Вы вправе предъявить в период гарантийного срока. А если этот гарантийный срок менее 2 лет, - то в пределах 2 лет, но при этом Вы(а не продавец, как в течение гарантийного срока) должны доказать, что недостатки товара возникли до передачи Вам товара или по причинам, возникшим до этого момента (п.5 ст.19 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Подробнее см.
Ваши права при покупке товара ненадлежащего качества - 5 требований на выбор
Ваше право на замену товара ненадлежащего качества
Если продавец отказывается выполнить Ваше требование, то Вам следует обратиться к нему с письменной претензией.
Подробнее см.
Как писать претензию
Что делать дальше в случае отказа удовлетворения Ваших требований
См. также ответы на вопросы
Фотоаппарат сразу перестал работать. Вправе ли я обменять его, а не делать гарантийный ремонт
Магазин упорно предлагает провести ремонт и не возвращает деньги за магнитофон
Музыкальный центр купили для прослушивания классической музыки...
Гражданка Х, увлекающаяся классической музыкой, купила музыкальный центр Technics-530 для прослушивания компакт-дисков, аудиокассет и радиостанции Орфей. Через несколько дней она обнаружила, что диапазон радиочастот Technics-530 не позволяет настраиваться на УКВ частоты радиостанции Орфей. При покупке продавец не предупредил ее об этом, в инструкции к центру не указано ограничение радиочастот. Какие права имеет Х?
Ваш адвокат советует
Гражданка Х имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи и получить стоимость музыкального центра, а если в связи с этой покупкой Х произвела расходы (документально подтвержденные) - например, оплатила доставку товара, то Х имеет право на возмещение этих расходов продавцом.
В данном случае продавцом был нарушен п.1 ст.10 Закона РФ "О защите прав потребителей", указывающий, что продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В данном случае предоставление ненадлежащей, то есть недостоверной или недостаточно полной, информации о товаре повлекло приобретение товара, не обладающего необходимыми потребителю свойствами и в соответствии с п.1 ст.12 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков. При этом потребитель обязан возвратить товар продавцу.
При этом закон указывает (п.4 ст.12 Закона РФ "О защите прав потребителей"), что при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре, необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара.
Так что в данном случае гражданка Х не обязана была знать об ограничении диапазона частот у данного музыкального центра, проинформировать ее об этом своевременно, т.е. до заключения договора купли-продажи, было обязанностью продавца. Поэтому в результате непредоставления необходимой информации Х приобрела товар, не обладающий нужными ей свойствами и теперь Х имеет право:
· отказаться от исполнения договора купли-продажи и получить стоимость музыкального центра,
· если в связи с этой покупкой Х произвела расходы (документально подтвержденные) - например, оплатила доставку товара, то Х имеет право на возмещение этих расходов продавцом.
Продавец должен выплатить деньги в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования (ст.22 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Телевизор Sharp без инструкции на русском языке...
Гражданка Х купила телевизор Sharp. После того, как она оплатила покупку, продавец сообщил ей, что инструкции на русском языке нет и что он, продавец, покажет, как настраивать телевизор. Х согласилась, но через несколько месяцев, в пределах гарантийного срока телевизора, понадобилось снова настроить телевизор, а за это время Х забыла устные инструкции продавца. Что можно сделать в этой ситуации?
Ваш адвокат советует
Гражданка Х вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков. При этом она обязана возвратить товар продавцу.
В данном случае продавцом были нарушены п.1 ст.10 Закона РФ "О защите прав потребителей", указывающий, что продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, и п.2 ст.8 Закона РФ "О защите прав потребителей", указывающий, что надлежащая информация о товарах должна быть на русском языке.
Поэтому в соответствии с п.1 ст.12 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков. При этом потребитель обязан возвратить товар продавцу.
При этом закон указывает (п.4 ст.12 Закона РФ "О защите прав потребителей"), что при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре, необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара.
Так что в данном случае гражданка Х не обязана знать о способах настройки телевизора: "очень просто и всем известно", - по словам продавца.
Поэтому в результате непредоставления необходимой информации Х приобрела товар, которым не может пользоваться и теперь Х имеет право:
· отказаться от исполнения договора купли-продажи и получить стоимость телевизора,
· если в связи с этой покупкой Х произвела расходы (документально подтвержденные) - например, оплатила доставку товара, то Х имеет право на возмещение этих расходов продавцом.
Предъявить эти требования Х имеет право во время гарантийного срока на телевизор, а если этот срок не установлен - в течение разумного срока, но в пределах 2 лет со дня покупки.
Не подошел купленный радиатор для автомобиля...