ЗАНЯТИЕ 3. Разработка анкет для проведения маркетинговых исследований.
Цель- составление анкет для целей исследования в соответствии с поставленными целями и задачами.
Виды деятельности:работа с конспектами, Интернет-источниками, документами предприятия, составление таблиц и оформление анкет.
3.1. Теоретическая часть: Анкетирование и интервьюирование Анкетный опрос- это не просто перечень вопросов, а весьма тонкий и гибкий инструмент, требующий тщательной проработки. Процедура такого опроса предусматривает следующие этапы:
1) Определение цели опроса.
2) Согласование цели с заказчиком и решение вопросов финансирования.
3) Разработка рабочих гипотез.
4) Разработка бланка (типа) анкеты и метода действия.
5) Определение численности респондентов и способа их отбора.
6) Подбор и подготовка персонала для проведения опроса.
7) Проведение опроса.
8) Обработка результатов опроса и его анализ.
9) Составление отчета и его представление заказчику.
Для составления анкеты требуется достаточно высокая квалификация. Самые распространенные ошибки, встречающиеся в анкетах - это формулирование вопросов, на которые трудно ответить. Очень важно правильно устанавливать последовательность вопросов.
Интервьюпроводят на этапе поисковых исследований. Прежде чем переходить к сбору статистических данных о рынке, необходимо очертить круг наиболее значимых вопросов. С этой задачей можно справиться с помощью проведения индивидуального или группового интервью (фокус -группы).
Индивидуальное интервью - это опрос экспертов в той или иной области, который в основном имеет неструктурированный характер (в форме открытых вопросов). Если проблема достаточно формализована, то опрос может проходить по закрытым вопросам для экспертной оценки проблем.
Простые интервью - это опрос респондентов по заранее составленному сценарию. Такие интервью не предусматривают каких-либо аналитических выводов непосредственно в ходе беседы и корректировки плана интервью. Главная задача интервьюера - установление и поддержание коммуникативного контакта с респондентом.
Глубинные интервью - более сложный метод проведения интервью, который предусматривает более активное участие интервьюера в беседе.
Фокус - группа - это группа, состоящая из 6 - 15 человек с определенными характеристиками, обеспечивающими репрезентативность, осуществляющая качественный анализ предмета обсуждения под руководством специально подготовленного ведущего [5].
Практическая часть: Разработка анкет и бланков.
Содержание анкет
При проведении маркетингового исследования методом опроса и интервьюирования анкета - главный инструмент корреспондента.
В анкете сформулированы вопросы, на которые хочет получить ответы предприятие и отражающие задачи исследования. Задачи уже должны быть сформулированы в 1 пункте. Студент должен определить перечень вопросов, которые он должен задать потребителю услуги и разделить их на несколько областей (например, «Изучение качества и ассортимента меню», «Качество обслуживания и обслуживающий персонал», «Фирменная стилистика»). Допускается использование того перечня, который предложен в анкете в Приложении 2, однако каждое исследуемое предприятие требует индивидуального подхода, т. к. обладает определенной спецификой. Анкету следует тщательно изучить и проанализировать вопросы.
Например, обратить внимание на такой пункт как «Широкий ассортимент алкогольных напитков», если это студенческая столовая или детское кафе. Могут быть и другие нюансы, которые следует учесть. Наиболее правильно будет, если студент сам составит анкету, посоветовавшись с преподавателем, прежде чем проводить опрос.
Следует обратить внимание на корректную и понятную постановку вопроса — это сократит время проведения исследования, т.к. в обратном случае респонденты будут просить пояснения к тем или иным вопросам.
Показатели оцениваются по пятибалльной системе: от 1 до 5.
Особое внимание требует внешний вид анкеты. Респонденту должно быть приятно работать с предложенными анкетами. Таблицы должны быть правильными и красивыми, оформленными в соответствии с ГОСТ-ом или фирменной стилистикой. Если у предприятия есть фирменный знак, то он должен присутствовать на анкете, а цветная анкета должна быть выдержана в корпоративных цветах.
При проведении анкетирования респондент дважды отвечает на одинаковые вопросы, сначала оценивая важность данного показателя для данного заведения и потом собственно сами характеристики.
Ниже приведен примерный перечень вопросов, которые могут быть использованы при формировании анкеты:
Анкета №1 «Оценка меню»
1. Широкий выбор привлекательных блюд
2. В меню есть новые блюда
3. Меню легко читать и понимать
4. Фотографии и описания блюд соответствуют действительности
5. Есть уникальные и интересные блюда
6. Широкий выбор безалкогольных напитков
7. Широкий выбор алкогольных напитков
8. Содержит знакомые и любимые блюда