Лекция 6. Организация, мотивация и контроль как функции менеджмента
Сущность функции состоит в том, чтобы обеспечить выполнение решения с организационной стороны, то есть создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболее эффективные связи между всеми элементами управляемой системы.
Организовать — значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.
Содержанием функции является:
· приспособление организационной структуры фирмы к задачам намечаемой деятельности;
· подбор людей для конкретной работы и делегирование им полномочий, прав использования ресурсов организации.
Для успешной реализации функции необходимо учитывать требования следующих локальных принципов организации:
· принцип цели. Организация, ее отдельные звенья работают во имя достижения общей цели;
· эластичности организации. При определении задач и ответственности должен быть установлен оптимум между свободой действий отдельных работников и административными предписаниями;
· устойчивости. Систему управления необходимо строить так, чтобы ее элементы не подвергались коренным изменениям под влиянием внешней и внутренней среды;
· непрерывного совершенствования. Предполагает необходимость систематической организационной работы по совершенствованию процесса организации и реализации решений;
· прямой соподчиненности. Любой работник должен иметь одного начальника;
· объема контроля. Менеджер в состоянии квалифицированно обеспечить и проконтролировать работу ограниченного числа подчиненных;
· безусловной ответственности руководителя за действия подчиненных;
· соразмерности ответственности данным полномочиям;
· исключения. Решения повторяющегося характера низводятся до рутинных, выполнение которых поручается нижестоящим управленческим звеньям;
· приоритета функций. Управленческая функция рождает орган управления, а не наоборот;
· комбинирования. Необходимо обеспечивать наиболее правильное сочетание централизма и самостоятельности
Для более эффективной организации персонала в организации обязательна его мотивация. Мотивация представляет процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации.
Функция мотивациипредставляет собойдействие,направленное настимулированиевсех участниковдеятельности по достижению целей развития организации.
Стимулирование – предоставление участникам деятельности достигнуть удовлетворения своих потребностей.
Потребность – это ощущение дефицита сопровождаемое стремлением ликвидировать его. Бывают материальными и нематериальными. Дефицит денег, стремления к власти, стремления к самореализации, к уважению, к причастности, к интересной работе и т.п.
Вознаграждение– материальная или нематериальная (психологическая, статусная) оценка результата удовлетворения потребности. Вознаграждение может носить внешний и внутренний характер.
Контроль — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий.
Существует три аспекта управленческого контроля:
· установление стандартов — точное определение целей, которые должны быть достигнуты в определенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования;
· измерение того, что было достигнуто за период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами;
· подготовка необходимых корректирующих действий.
Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение или пересмотреть стандарт.
Выделяют следующие виды контроля:
· предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. Средства осуществления — реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется по отношению к человеческим (анализ профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, отбор квалифицированных людей), финансовым (составление бюджета) и материальным ресурсам (выработка стандартов минимально допустимых уровней качества, проведение проверок);
· текущий контроль. Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы. Для осуществления контроля аппарату управления необходима обратная связь;
· заключительный контроль. Одна из функций состоит в том, что контроль дает руководству информацию, необходимую для планирования, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Также способствует мотивации, так как измеряет достигнутую результативность.
Технология контроля осуществляется по следующей схеме:
· выбор концепции контроля (система, процесс, частная проверка);
· определение целей контроля (целесообразность, правильность, регулярность и эффективность контроля);
· установление норм контроля (этические, производственные, правовые);
· выбор методов контроля (диагностический, терапевтический, предварительный, текущий, заключительный);
· определение объема и области контроля (сплошной, эпизодический, финансовый, качества услуг). [2]