Сегментация рынка потребителей по продукту.

Сегментация по продукту – это распределение выпускаемых предприятием товаров (услуг) по их функциональному назначению, другим показателям, важным для успешного продвижения товара на рынке.

Признаки (переменные) сегментации продовольственных товаров:

♦ цена (ценовые диапазоны);

♦ функциональные и органолептические свойства;

♦ сохраняемость и безопасность.

Выбор переменных и детализация отдельных параметров осуществляются в зависимости от специфики конкретного предприятия.

Сегментация рынка по продукту имеет особенно важное значение при выпуске и сбыте новых модификаций продовольственных товаров. С ее помощью предстоит определить, для каких групп потребителей предназначено данное изделие, на какие его вкусовые, внешние и другие потребительские свойства обратят внимание потребители данной группы, над какими параметрами продукта или условиями его продвижения на рынке еще предстоит поработать, что изменить или что подкорректировать.

Для повышения конкурентоспособности и правильного определения емкости рынка, помимо сегментации рынка по группам потребителей, производится сегментация рынка по продукту, то есть по наиболее важным для его продвижения на рынке параметрам, при этом используется метод составления функциональных карт (метод двойной сегментации).

Сущность метода заключается в том, что на основе выделенных сегментов рынка по группам потребителей и сопоставления их с различными значениями факторов (функциональных и технических параметров изделия), выбранных для анализа, определяется, какие из параметров более всего подходят для выделенной группы потребителей.

Наиболее распространенными для оценки рынка по продукту являются параметры: цена, каналы сбыта, технические характеристики. Результаты анализа методом двойной сегментации оформляются в виде матрицы, по строкам которой откладывается значение фактора, а по столбцам - сегменты рынка по потребителям.

Сегментация рынка по продукту предполагает, что на стадии разработки новой продукции для каждой модели товара:

- учитываются все факторы, отражающие систему потребительских предпочтений и одновременно технические параметры нового изделия, удовлетворяющие запросы потребителей (выделение сегмента рынка по параметру изделия);

- определяются группы потребителей, каждая со своим набором запросов и предпочтений (психографическая сегментация);

- все выбранные факторы ранжируются по степени значимости для каждой группы потребителей (сегментов рынка).

Традиционные права покупателя и продавца на рынке.

Белорусский Закон "О защите прав потребителей", в час­тности, провозглашает их права:

В настоящее время признаны 7 осн.прав потр-лей:

1. право на безоп-ть товара (защита потр-лей от маркетинга товаров, опасных для здоровья или жизни)

2. право на информированность о наиболее важных свойствах товаров, способах продажи, гарантиях (В СМИ, на упаковке товара реклама может быть недостоверной)

3. право выбора в условиях разнообразия предложения по конкурентным ценам (гарантированный доступ к разнообразию товаров и услуг по конкретным ценам)

4. право быть выслушанным и получить поддержку при защите своих интересов от гос.и общест-х органов (гарантия полного и благожелательного учета интересов потр-лей при формировании гос.торговой политики)

5. право на зищиту от недоброкачественных товаров и возмещение ущерба, связанного с их использованием (реализация права путем замены недоброкачественного товара новым, соразмерного уменьшения цены, устранения недостатков или возмещения расходов по устранению недостатков)

6. право на получение потребительского просвещения (право обеспечивается путем вкл-ния вопросов по основам потреб.знаний в программы общеобраз-ных школ и орг-ции различным систем информирования)

7. право на здоровую окружающую среду, не представляющую угрозы жизни ("зеленые" явля-ся сегодня серьезной полит.силой, влияющей и на политику, и экономику, и на некоторые мировые процессы (глобализация, потепление климата, борьба с бедностью)

Эволюция консьюмеризма

Консьюмеризм –движения потребителей в области защиты прав потребителей на просветительском, законодательном и законоисполнительном уровнях, направленные на обеспечение и расширение потребительских прав и влияния покупателей на продавцов.

Три волны К.:

1-ая - начало 20 в.. Причина - повышение цен, скандалы в фармацевтической отрасли, статья Синклера от сост. дел в пищевой пром-ти. Для ограничения монополий и нечестной торговой практики в 1914 г был принят Закон о Федеральной торговой комиссии.

2-ая - в сер. 30-х гг 20 в. была вызвана повышением потребительских цен в период Великой депресии и очередным скандалом в фармацевтич. сфере. В 1938 г. принимается поправка к закону, которая предусматривала судебное преследование нечестной и обманной торговой практики, особенно рекламы. В 1936 г.создается Союз потребителей, независимый от гос-ва и бизнеса, финансируемый самими участниками.

3-я. - 60-е гг 20 в. (обостряется проблема кач-ва жизни, в связи с ростом технологич. новшеств в материальном произв-ве, постоянным притоком нов. тов. на рынок, совершенств. методов предложения товаров. Резкий подъем движения потр-лей вызвало равнодушие политиков к нуждам населения. Было принято Конгрессом США более 10 спец.законов по защите ПП

Важнейшее положение К. - в процессе эконом.деят-ти ПП абсолютны, неприкосновенны и не могут быть переуступлены.

В сов. мире движение потребителей в защиту своих прав приобрело широкое развитие. Активно используются периодические издания, реклама, консультации потребителей, независимые экспертизы товаров, судебные иски по некачественным товарам, просветительская работа по воспитанию потребителей, культуре потребления. Под давлением этого общественного движения в большинстве гос-в приняты спец з-ны о защите прав потребителей. Обобщив давно установившуюся в мире практику, Ген. Ассамблея ООН в 1985 году разработала “Руководящие принципы для защиты интересов потребителей” с целью:

- содействовать странам в борьбе с вредной деловой практикой предприятий национального и международного уровней (которая отрицательно сказывается на потребителях);

поощрять создание рыночных условий, предоставляющих потребителям больший выбор при более низких ценах;

- поощрять высокий уровень этических норм поведения тех, кто связан с производством и распределением товаров для потребителей.

Наши рекомендации