УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГА»
для студентов специальности
«Маркетинг»-080111
Форма обучения очная/очно-заочная
Москва – 2013
УДК 339.138. (075)
К – 56
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация и планирование маркетинга»/Сост. кандидат экономических наук, профессор А.И.Ковалев, ГУУ. М., 2013.
С о с т а в и т е л ь
кандидат экономических наук, профессор
А.И.Ковалев
О т в е т с т в е н н ы й р е д а к т о р
заведующий кафедрой маркетинга,
доктор экономических наук, профессор
Г.Л. Азоев
О б с у ж д е н
на заседании кафедры маркетинга
протокол от «26» июня 2013 г. № 10
Форма обучения очная/очно-заочная
Москва – 2013
УДК 339.138. (075)
К – 56
Рабочая программа учебной дисциплины «Организация и планирование маркетинга» / Сост. кандидат экономических наук, профессор А.И.Ковалев, ГУУ. М., 2013.
С о с т а в и т е л ь
кандидат экономических наук, профессор
А.И.Ковалев
О т в е т с т в е н н ы й р е д а к т о р
заведующий кафедрой маркетинга,
доктор экономических наук, профессор
Г.Л. Азоев
О б с у ж д е н а
на заседании кафедры маркетинга
протокол от «26» июня 2013 г. № 10
Требования к результатам освоения
дисциплины
В процессе изучения учебной дисциплины «Организация и планирование маркетинга» у студентов формируются профессиональные навыки маркетологов в связи с тем, что функции планирования и организовывания маркетинговой деятельности в целом, разработки комплекса маркетинга для производственного предприятия, организации сегментирования рынка, организации службы маркетинга на предприятии, формирования стратегической маркетинговой программы предприятия и другие виды профессиональной деятельности должны осуществляться с учетом особенностей выполнения этих важнейших функций управленческого процесса на любом предприятии (организации).
Практические занятия по дисциплине ориентированы на применение современных образовательных технологий, включающих деловые игры и производственные ситуации, научные дискуссии по наиболее острым проблемам, связанным с использованием методов маркетингового планирования и формирования организационных структур управления маркетинговых служб в организации.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- актуальные проблемы в области организации и планирования маркетинга на российских предприятиях;
- сущность и структуру внешнего окружения, виды и источники маркетинговой информации, специфику маркетинговых исследований компаний;
- классификацию основных организационных структур управления службами маркетинга компании;
- природу, характеристики и отличительные особенности организационных структур управления служб маркетинга на предприятии;
- методику разработки маркетинговых планов организации;
- содержание и характеристики основных этапов
процесса маркетингового планирования в организации;
- сущность и структуру системы маркетинга в организации;
- базовые концепции и принципы формирования организационной структуры службы маркетинга;
- характеристики и базовые решения основных вариантов роли и места маркетинговых служб в организации;
- особенности стратегического маркетингового планирования в организации.
уметь:
- оценивать альтернативные схемы управления для позиционирования различных видов маркетинговой деятельности;
- аргументировано обосновывать необходимость использования маркетинговых стратегий в организации;
- предлагать стратегические и тактические решения для осуществления маркетинговой деятельности организации;
- обозначать проблемы персонала, связанные с маркетинговой деятельностью;
- оценивать пути контроля маркетинговой деятельности и включать их в общую стратегию;
- определять место службы маркетинга в общей организационной структуре управления компанией;
- определять роль специалистов маркетинговых служб при организации маркетинговой деятельности конкретных компаний;
- разрабатывать конкретные предложения по результатам маркетинговых исследований, готовить справочно-аналитические материалы для принятия управленческих решений;
- организовывать работу службы маркетинга, предполагая иерархию основных задач для конкретной организации.
владеть навыками:
- формирования организационной структуры управления службой маркетинга в компании;
- использования в маркетинговом планировании технологий сегментирования рынка и позиционирования предприятий с оценкой их конкурентоспособности;
- разработки документов, регламентирующих деятельность маркетинговых служб организации;
- определения взаимосвязей службы маркетинга с другими функциональными подразделениями организации;
- разработки стратегической маркетинговой программы организации;
- согласовывать маркетинговые программы с целями, задачами и стратегиями других функциональных служб и организации в целом;
- разработки плана маркетинга, оценки маркетинговой программы или плана маркетинга, определения степени реализации намеченных в них мероприятий;
- определения минимального уровня затрат по финансированию маркетинговой деятельности организации;
- оценки эффективности мероприятий стратегической маркетинговой программы;
- анализа отклонений от выполнения плановых показателей и налаживания маркетингового контроля или маркетингового аудита реализации маркетинговых мероприятий.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Семестры | |||
Аудиторные занятия (всего) | |||||
В том числе: | - | - | - | - | - |
Лекции | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Семинары (С) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | - | - | - | - | - |
Самостоятельная работа (всего) | |||||
В том числе: | - | - | - | - | - |
Курсовой проект (работа) | |||||
Расчетно-графические работы | - | - | - | - | - |
Реферат | - | - | - | - | - |
Другие виды самостоятельной работы | |||||
Под контролем преподавателя (в аудитории) | |||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | Э | ||||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | |||||
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
Раздел 2. Планирование маркетинга.
Тема 5. Система планирования маркетинга на предприятии. Типы маркетинговых планов.
Понятие системы планирования маркетинга на предприятии. Типы маркетинговых планов и программ. Уровни маркетингового планирования. Процесс разработки маркетингового плана. АСП – подход к планированию маркетинга. Цикличность процесса маркетингового планирования. Документ маркетингового плана и его структура.
Контрольные вопросы:
1. Каковы типы маркетинговых планов и программ?
2. Назовите этапы процесса разработки маркетингового плана?
3. Дайте характеристику первых пяти этапов процесса разработки маркетингового плана.
4. В чем особенности седьмого этапа процесса разработки маркетингового плана?
Рекомендуемая литература
1. Дибб С., Симкин Л., Брэдли Дж. Практическое руководство по маркетинговому планированию.-СПб: Питер,2001.-256с. |
2. Диксон П.Р. Управление маркетингом. Пер. с англ. – М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998. – 560 с. |
3. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 496 с. |
4. Ковалев А.И. Промышленный маркетинг. Часть II. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2002. – 312 с – глава 15. |
5. Хибинг-мл. Р.,Купер С. Настольная книга директора по маркетингу: маркетинговое планирование. Полное пошаговое руководство.-3-е изд.-м.:Эксмо, 2007.-832с. |
Тема 6. Процесс разработки стратегической маркетинговой программы (плана).
Понятие маркетинговой стратегии. Процесс разработки стратегической маркетинговой программы предприятия. Отличительные особенности стратегической маркетинговой программы. Структура документа стратегической маркетинговой программы.
Контрольные вопросы:
1. Дайте характеристику процесса разработки стратегической маркетинговой программы предприятия?
2. В чем состоят отличительные особенности стратегической маркетинговой программы?
3. Дайте характеристику структуры итогового документа стратегической маркетинговой программы.
Рекомендуемая литература:
1. Дибб С., Симкин Л., Брэдли Дж. Практическое руководство по маркетинговому планированию.-СПб: Питер,2001.-256с. |
2. Диксон П.Р. Управление маркетингом. Пер. с англ. – М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998. – 560 с. |
3. Вуд, Мэриан Берк. Маркетинговый план: практическое руководство по разработке.: Пер. с англ.-М.:Издательский дом «Вильямс»,2005.-352с. |
4. Ковалев А.И. Промышленный маркетинг. Часть II. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2002. – 312 с – глава 15. |
5. Хибинг-мл. Р.,Купер С. Настольная книга директора по маркетингу: маркетинговое планирование. Полное пошаговое руководство.-3-е изд.-м.:Эксмо, 2007.-832с. |
6.Павлова Н.Н. Маркетинг в практике современной фирмы. Учебник для бизнес-школ. – М.: НОРМА, 2008 – 384 с. http://www.znanium.com/bookread.php?book=159646, ЭБС http://znanium.com 7.Данько Т.П. Управление маркетингом/Учебник/Т.П.Данько – 3-е изд., перераб и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009 – 363 с. http://www.znanium.com/bookread.php?book=124825 |
Примерная тематика курсовых проектов (работ)
Курсовой проект выполняется на базе реального экономического объекта – предприятия или организации. Цель курсового проекта определена как закрепление теоретических знаний и полученных навыков, связанных с определением роли и места служб маркетинга в организационной структуре компании, а также разработки плана маркетинга организации. Курсовой проект выполняется в целом по Модулю 4 «Разработка стратегических решений», в котором в соответствии с методическими рекомендациями по курсовому проектированию, студенту необходимо разработать по данной учебной дисциплине два раздела: 1. Организация службы маркетинга (подэтап 4.1.); 2. Планирование маркетинга (подэтап 4.2.)
1. Обоснование маркетинговой ориентации организации.
2. Анализ существующей организационной структуры предприятия и разработка стратегических мероприятий, обеспечивающих рыночную направленность новой проектируемой.
3. Проектирование организационной структуры управления предприятием в условиях реализации стратегии маркетинга. Определение места службы маркетинга в организационной структуре управления компанией.
4. Анализ маркетинговой среды организации, как основы получения информации для разработки плана маркетинга.
5. Разработка плана маркетингового исследования предприятия.
6. Организация маркетингового исследования рынка предприятия.
7. Анализ деятельности конкурентов предприятия: структура, методы, результаты, перспективы.
8. Анализ рыночных возможностей и разработка конкурентной стратегии организации.
9. Разработка маркетинговой стратегии предприятия.
10. Разработка плана и организации управления товарной политикой организации.
11. Разработка ценовой стратегии для нового (действующего) товара.
12. Разработка программы распределения продукции.
13. Разработка рекламной кампании предприятия, ее организация и проведение.
14. Разработка плана кампании по краткосрочному стимулированию продаж товаров.
15. Разработка стратегии (программы) маркетинговых коммуникаций в компании.
16. Разработка маркетингового плана компании.
17. Организация маркетингового планирования на предприятии.
18. Разработка организационной структуры управления службы маркетинга в организации.
19. Организация процесса разработки нового продукта в компании.
20. Организация сети (каналов) распределения продукции компании.
21. Организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта компании.
22. Организация рекламной деятельности в компании.
23. Организация службы паблик рилейшнз на предприятии.
24. Формирование организационной структуры службы сбыта компании.
25. Организация маркетингового контроля компании.
26. Разработка маркетингового бюджета организации.
27. Организация международного маркетинга, оценка производственных, ресурсных и экспортных возможностей предприятия.
28. Организация маркетинга инвестиционных товаров.
29. Разработка маркетинговой (стратегической) программы развития организации (предприятия).
30. Организация системы контроля за реализацией маркетинговой стратегии предприятия.
Учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К курсовому проектированию
по учебной дисциплине
«ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГА»
для студентов специальности
«Маркетинг»-080111
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие методические указания разработаны в соответствии с учебной программой дисциплины «Организация и планирование маркетинга» и призваны помочь студентам очного обучения организовать свою работу по более детальному изучению теоретических и методических основ, аналитических процедур и практических навыков по данной дисциплине.
В данных методических указаниях излагаются основные требования к разработке курсового проекта по учебной дисциплине «Организация и планирование маркетинга», структура, объем, содержание и критерии оценки курсового проекта, график его разработки и перечень проблем и задач для выбора темы курсового проекта.
Курсовой проект по курсу «Организация и планирование маркетинга» представляет собой самостоятельную научно-исследовательскую работу по данному курсу с использованием законов, принципов, методов и всего инструментария промышленного маркетинга. Курсовой проект обеспечивает закрепление знаний, полученных на занятиях по курсу «Организация и планирование маркетинга» и выполняется студентами очного обучения специальности «маркетинг»
Курсовой проект по дисциплине «Организация и планирование маркетинга» является составной частью государственной аттестации студента и должен свидетельствовать о способности студента использовать полученные знания для самостоятельного решения актуальных и практически значимых задач маркетинга.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОГО ПРОЕКТА И ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ
Курсовой проект имеет целью дальнейшее углубление и специализацию знаний и практических навыков студентов в области управления маркетингом на примере конкретного предприятия (организации), работающего в области реального бизнеса. В связи с этим курсовой проект должен решать задачи анализа рынка, разработки эффективных процедур управления маркетингом, организации и планирования маркетинговой деятельности, оценки экономических последствий маркетинговых кампаний, маркетингового аудита и контроля. Важнейшим требованием к курсовому проекту является целевая направленность проектных решений на повышение эффективности производственно-хозяйственной, коммерческой и маркетинговой деятельности предприятия.
Основными задачами проектирования являются:
- закрепление знаний по теории организации и планирования маркетинга;
- приобретение навыков использования методологии организационного проектирования и планирования маркетинга при решении задач предпринимательской деятельности;
- развитие навыков самостоятельной работы студентов с научной и справочной литературой, нормативными актами, ГОСТами;
- приобретение навыков самостоятельного анализа и обобщение проблем, возникающих в сфере организационного проектирования, развития каналов товародвижения и распределения товаров, сбыта этих товаров, а также в сфере управления этими процессами на основе концепций, технологии и методологии планирования маркетинга;
- развитие навыков применения теоретических положений курса с учетом условий современной практики управления при организации службы маркетинга на предприятии.
Студентам, выполняющим курсовой проект, следует уделять внимание изучению теоретических положений и практического состояния рынка, конкурентоспособности создаваемых изделий, широко использовать рекомендуемую специальную и дополнительную литературу. Результаты сопоставительного анализа и оценки, в том числе рыночной ситуации, представляются виде таблиц, матриц, графиков. В заключениях работ должны быть выработаны конкретные предложения по обеспечению коммерческого успеха изделия (или технологии), рекомендации либо алгоритм действий (упрощенная методика) по обеспечению конкурентоспособности товаров.
Для студентов, избравших прикладное направление работ, первостепенным является тщательное изучение состояния объекта, маркетинговый анализ на практике, ознакомление с аналогичными работами, приведенными в специальной литературе, методическими пособиями по организации и планированию маркетинга, конкретными материалами по реализации аналогичных товаров в условиях предприятия.
При разработке курсового проекта студент должен дать самостоятельное изложение избранной проблемы на основе глубокого изучения отечественной и зарубежной экономической литературы, статистических и фактических материалов, широко использовать данные о маркетинговой деятельности российских и иностранных предприятий.
Основные требования к такой разработке: целевая направленность результатов проектных предложений на повышение эффективности деятельности предприятий (организаций); соответствие предлагаемых проектных решений целям и тенденциям развития организации; предметность, действенность и конкретность выводов и предложений; соответствие уровня разработки темы проекта современному уровню научных разработок, методических положений и рекомендаций, представленных в специальной литературе, а также практическому состоянию изучаемой проблемы.
Выполняя курсовой проект, студент обязан показать:
· глубокие знания в области макроэкономики и экономики предприятия (организации), тенденций развития народного хозяйства России и отдельных его отраслей;
· знание общих основных экономических законов, теории спроса и предложения на национальных и международных рынках товаров и услуг;
· умение формулировать маркетинговые цели предприятия и переводить теоретические положения в область практики;
· владение методами изучения потребностей, знание истинных запросов потребителей и умение их анализировать;
· умение проводить сегментирование рынка, выделять целевые сегменты и позиционировать товар;
· умение обеспечить конкурентное положение конкретного товара на рынке и спланировать своевременный выход на рынок с новым товаром;
· знание путей и способов снятия с производства морально устаревшей техники и оборудования;
· способность формулировать требования к товару производственного назначения и находить пути их совершенствования, модификации, стандартизации и т.п.;
· знание и умение использовать на практике маркетинговый подход к разработке новых товаров;
· знание методов планирования стратегии ценообразования, умение определять исходную цену товара на отдельных этапах его жизненного цикла;
· владение методами сбыта и умение выбрать оптимальные каналы сбыта товаров;
· владение техникой продвижения товаров;
· умение анализировать состояние маркетинговой деятельности предприятия (организации) в разрезе комплекса маркетинга;
· способность управлять деятельностью предприятия через стратегию маркетингового планирования;
· умение разрабатывать проектные решения по комплексу маркетинга в рамках общей маркетинговой программы развития производственного предприятия;
· способность разрабатывать управленческие решения по функциям маркетинговой деятельности и интегрировать их в систему управления организацией;
· владение методами планирования и контроля маркетинговой деятельности на промышленном предприятии;
· владение средствами вычислительной техники и информационных сетей в процессе анализа, проектирования и оформления курсового проекта;
· умение свободно ориентироваться в источниках вторичной маркетинговой информации, в файлах виртуальной среды, правильно работать со специальной литературой;
· способность логично, грамотно и обоснованно формулировать методические рекомендации, результаты анализа, проектные решения и мероприятия по их внедрению на конкретном производственном предприятии;
· способность квалифицированно и убедительно излагать существо предлагаемых решений, используя графический материал, иллюстрирующий содержание курсового проекта, а также публично выступать, подготавливать тексты докладов, оформлять раздаточные материалы и проводить мультимедийную презентацию при защите курсового проекта.
Таблица I.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Независимо от направления и темы, курсовой проект включает пояснительную записку и графические материалы. Обязательными составляющими пояснительной записки являются:
1. Титульный лист;
2. Оглавление;
3. Введение;
4. Аналитическая часть (глава I);
5. Проектная часть (глава II);
6. Заключение;
7. Список используемой литературы;
8. Приложения (вспомогательный материал для аргументации основной части).
Общий объем курсового проекта составляет 40-45 страниц машинописного текста.
Титульный листоформляется в соответствии с установленными требованиями. Он должен быть подписан автором и руководителем курсового проектирования (Приложение 2).
Оглавлениевключает развернутый перечень всех частей и параграфов курсового проекта. Против названий параграфов проставляются номера страниц по тексту.
Введениедолжно содержать обоснование выбора темы курсового проекта, аргументированное доказательство актуальности избранной темы и ее значимости для конкретной организации. Для этого дается краткая характеристика проблемы, определяется ее связь с решением экономических, организационных и управленческих задач, выделяются основные вопросы, подлежащие рассмотрению в процессе разработки курсового проекта. При оценке практической значимости можно привести статистические или иные данные, подтверждающие возможность получения дополнительной прибыли или устранения имеющихся потерь. Подтверждением практической значимости выбранной темы может служить ссылка на целевой характер разработки. После обоснования актуальности и практической значимости выбранной темы необходимо сослаться на отечественный и зарубежный опыт решения аналогичных задач, показать вариантность методического и практического решения возникающих в этой связи вопросов. Введение завершается формулировкой цели и задач курсового проектирования. Цели и задачи должны быть сформулированы ясно, лаконично и соотноситься с названиями отдельных частей и параграфов курсового проекта. Также дается краткое пояснение, как решаются цели и задачи разработчиком.
Введение должно занимать не более 3-5 страниц машинописного текста, в нем не принято размещать графические и табличные материалы.
Аналитическая часть (глава I)должна иметь конкретное название. Например, если тема курсового проекта связана с разработкой комплекса маркетинга для целевого сегмента рынка автомобильных аккумуляторных батарей производственного объединения «Электроисточник», то название аналитической части может быть следующим:
Глава I: «Анализ тенденций развития российского рынка аккумуляторных батарей и обоснование направлений развития маркетинговой деятельности на предприятии».
Объем аналитической части должен составлять примерно 20 страниц машинописного текста, включая таблицы и рисунки.
Рекомендуется следующая последовательность аналитических этапов:
1. Анализируется общая характеристика объекта проектирования (производственного предприятия, организации), его сфер деятельности и, главное, состояние и развитие целевого рынка. Проводится общий анализ результатов деятельности организации и анализ результатов маркетинговой деятельности. Выделяются наиболее значимые сегменты и структуры целевого рынка, определяется потенциальная и фактическая емкость рынка, а также другие значимые его параметры. В качестве источников используются аналитические обзоры о развитии определенных рынков, отчетная документация предприятия, экспертные оценки, отраслевые издания, в том числе Интернет-источники.
2. Проводится анализ состояния и динамики факторов макросреды (экономические, политические, технологические, научно-технические и др.) организации. В процессе анализа выявляются наиболее значимые факторы, которые оказывают наибольшее влияние на достижение целей организации на целевом сегменте рынка. При этом применяется метод позиционирования каждого конкретного благоприятного влияния факторов, а также оценка неблагоприятных для организации факторов.
3. Исследуется состояние и динамика микросреды:
- состав и структура потребителей, особенности их поведения на рынке, объемы, периодичность закупок, характер потребления;
- состав и деятельность основных конкурентов, включая распределение рыночных долей, оценку интенсивности конкуренции, измерение и сопоставление конкурентоспособности предлагаемой продукции, используемых маркетинговых приемов и стратегии конкуренции;
- состав и структура поставщиков и посредников, особенности их взаимодействия с производителями (продавцами) продукции;
- ключевые факторы микросреды, способствующие успеху на рынке и возможные направления их изменения.
4. Анализируется маркетинговая деятельность выбранной организации:
- ассортиментное предложение товаров и услуг со стороны анализируемого предприятия, тенденции сбыта в различных сегментах рынка;
- влияние продаж на финансовое положение, основные источники, формирующие прибыль, платежеспособность предприятия и динамика его активов;
- ценовая политика предприятия в различных ассортиментных группах и сегментах рынка, эластичность спроса по ценам и доходу, особенности динамики цены, основные тенденции изменения цен;
- организация каналов распределения продукции, деятельность службы сбыта, систем товародвижения, эффективность распределения продукции, маркетинговых коммуникаций и стимулирования продаж;
5. Разрабатывается аналитическое резюме, в котором обобщаются результаты анализа и предлагаются основные направления устранения имеющихся недостатков, совершенствования действующей или создание новой системы управления маркетинговыми операциями. Аналитическое резюме является завершающим документом по аналитической части курсового проекта. Оно также должно обосновать и доказать целесообразность разработки проектных решений, их экономическую обоснованность. Аналитическое резюме включает: цель проекта, обоснование для разработки проектной части, состав проектных решений, экономическую целесообразность разработки проекта и т.п.
Проектная часть (глава II)представляет собой комплекс взаимосвязанных проектных решений, определяемых темой курсового проекта и разработанных на основе результатов проведенной аналитической работы в первой главе (выводов аналитического резюме).
Проектная часть, как и аналитическая, должна иметь конкретное название: «Глава II. Проектные решения по разработке комплекса маркетинговой деятельности ПО «Электроисточник». Объем проектной части составляет 25 стр. машинописного текста, включая таблицы и рисунки; один из параграфов должен быть посвящен экономическому обоснованию курсового проекта.
Разработку проектной части целесообразно начать с построения общей модели (структуры, схемы) проектных решений. Последующие параграфы должны детализировать основные принципиальные блоки общей модели. Их результатом является разработка проектных решений. Примерная модель курсового проекта представлена в приложении 3.
Проектные решения должны содержать предлагаемые изменения деятельности организации (объекта проектирования) в области маркетинга, необходимые для решения проблем предприятия при реализации рыночных возможностей. Проектные решения могут включать:
1) изменения всей товарной политики предприятия, в части: изменения ассортимента; вывода на рынок нового товара; совершенствование сервисного обслуживания товара; обеспечения в целом доходности от решения проблем товарной стратегии предприятия на разных этапах жизни товаров;
2) основные тенденции изменения ценовой политики для различных ассортиментных групп товаров и сегментов целевого рынка предприятия;
3) проектные решения по организации каналов распределения продукции, деятельности службы сбыта, системы товародвижения и повышения эффективности системы распределения продукции;
4) решения о продвижении продуктов: предложения по персональным продажам; стимулированию продаж; рекламе; РR-программам продвижения продаж; использованию Интернета и электронной рассылки.
5) решения по расчету бюджета маркетинга и схемы его распределения; методы контроля и аудита маркетинговой деятельности; оценка эффективности проектных решений; решения по изменению системы управления маркетинговой деятельностью предприятия; предложения об интеграции маркетинговых решений в систему управления предприятия.
Приведенный план проектной части может быть использован для разработки комплексной маркетинговой программы развития предприятия. Для некоторых тем он может быть избыточен, поэтому студент должен сам сформулировать состав параграфов проектной части, исходя из поставленной цели, и включать только те вопросы, которые являются наиболее важными относительно выбранной темы курсового проекта.
В заключении формулируются основные результаты курсового проекта, даются выводы о реализации целей и задач проекта и оценка эффективности проектных решений. Заключение строится как авторская аннотация выполненных работ и является логической основой доклада (презентации результатов проектирования) в процессе защиты. Заключение не должно превышать 5 стр. машинописного текста.
Организация и планирование маркетинга. Данный этап курсового проектирования целесообразно разделить на два подэтапа: 1) организация маркетинговой службы; .2) планирование маркетинга в организации.
Организация службы маркетинга на предприятии предусматривает: 1)определение места данной службы в системе управления предприятием;
2) проектирование организационной структуры управления службы маркетинга на предприятии; 3) разработку внутренних нормативно-методических документов, регламентирующих маркетинговую деятельность на предприятии. Выполнение в приведенной последовательности этих мероприятий позволяет создать систему управления маркетинговой деятельностью предприятия. Более подробно общую методику или последовательность мероприятий, осуществляемых в процессе разработки системы управления маркетинга на предприятии при выполнении курсового проекта, можно представить следующими тремя стадиями, каждая из которых может включать определенные действия, операции и мероприятия.
І. Подготовительная стадия:
1.1. Исследования общей действующей системы управления организацией;
1.2. Анализ существующей организационной структуры управления предприятием (фирмы, компании);
1.3. Разработка системы целей и задач предприятия в области маркетинга, реализация которых намечается руководством в перспективе;
1.4. Определение места и роли организации маркетинга (службы маркетинга) в общей системе управления предприятием;
1.5. Анализ эффективности маркетинговой деятельности организации и службы маркетинга, выявление недостатков в существующей системе управления маркетинговой деятельностью предприятия и постановка проблемы, которую необходимо решить при проектировании;
1.6. Поиск и отбор направлений совершенствования системы управления маркетинговой деятельностью, которые позволяют повысить эффективность работы организации в целом.
ІІ. Проектная стадия:
2.1. Постановка цели проектирования организационной структуры управления службы маркетинга;
2.2. Выбор типа организационной структуры управления службы маркетинга на предприятии (функциональная организация; матричная, проектная организация; организация, ориентированная по товарам и/или маркам; организация, ориентированная на рынки; перекрестно-функциональная организация; географическая организация; дивизиональная организация маркетинга; служба маркетинга в условиях создания организационной структуры управления Торгового Дома предприятия; организация маркетинга по отдельным маркетинговым процессам или совместным маркетинговым, производственным, сбытовым и распределительным процессам);
2.3. Разработка вариантов моделей организационной структуры управления службы маркетинга для решения поставленных перед компанией целей и задач. При этом надо учитывать, что модель организации маркетинга на конкретном предприятии может не совпадать с типовой организационной структурой маркетинга (пункт 2.2.), а включать элементы двух или более типов организации (например, товарно-функциональная структура, регионально-функциональная, матрично-товарная модель организации и т.д.);
2.4. Оценка моделей, выбор и обоснование окончательной организационной структуры управления службы маркетинга компании с учетом структуры комплекса маркетинга;
2.5. Реорганизация общей организационной структуры управления компанией и другими функциональными подразделениями с учетом разработанной новой системы управления маркетингом;
2.6. Разработка информационного, материального, ресурсного и финансового обеспечения функционирования организации маркетинга;
2.7. Разработка штатного расписания и кадровое обеспечение организации маркетинга;
2.8. Разработка положения о службе маркетинга и внутренней нормативно-методической документации, регламентирующей маркетинговую деятельность.
ІІІ. Реализация проектных решений:
3.1. Утверждение руководством компании организационной структуры управления марк