Тема 4. Поведение потребителя в рыночной экономике
4.1. Потребительский выбор и его особенности
4.2. Условия равновесия потребителя. Потребительский спрос
4.3. Кривая безразличия.
4.4. Бюджетные ограничения. Равновесие потребителя
4.5. Эффект дохода и эффект замещения
4.6.Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг
4.1. Потребительский выбор и его особенности
Перед каждым потребителем стоят три вопроса: 1. Что купить?
2. Сколько стоит?
3. Хватит ли денег, чтобы осуществить покупку?
Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность вещи для потребителя, чтобы ответить на второй — исследовать цену, чтобы решить третий вопрос — определить располагаемый доход потребителя.
Эти три проблемы — полезность, цена и доход — и составляют содержание теории поведения потребителя.
Полезность блага {utility of good) -это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.
В результате исследованийв XIX в. была выявлена закономерность: потребляемыепоследовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностьюдля потребителя. При этом предполагается, что вкусыпотребителей постоянны, а функция потребления непрерывна (и, следовательно, дифференцируема в каждой точке).
Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества благаQ соответствует прирост общей полезности (total utility) — TU (см. рис. 4—1a). Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (marginal utility) — MU — каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается т. к. потребитель насыщает свою потребность (рис. 4—1б).
Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, когда предельная полезность становится равной нулю. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.
Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная полезность блага отрицательна), то общая полезность снижается (см. отрезок АВ на обоих графиках).Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Таким образом, цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя.
Поскольку предельная полезность экономического блага для потребителя снижается, то производитель может продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса.
Представители австрийской школы К. Менгер, Е. Бем- Баверк, Ф. Визер одними из первых попытались установить связь между спросом и ценой, запасом и количеством. Они обосновали положение о том, что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченности ресурсов. Ими была выявлена закономерность, что последовательно потребляемые количества какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя (рис. 4—2).
Например, потребитель, страдающий жаждой, с удовольствием выпьет первый стакан пепси-колы. Второй стакан принесет ему меньшее удовлетворение, чем первый, третий — меньшее, чем второй, и т.д. И так будет происходить до тех пор, пока предельная полезность очередного стакана не будет равна нулю. Хотя общая полезность возрастает, предельная полезность при этом падает, что приводит к замедлению роста общей полезности (рис. 4—2). Согласно теории, развиваемой сторонниками австрийской школы, цена блага для потребителя определяется не общей, а предельной полезностью.
Функция полезности — функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом количества его потребления:
MU =d(TU)/dQ(4-1)
где MU — предельная полезность, она равна частной производной общей полезности данного блага.
d(TU) —изменение общей полезности блага для потребителя
dQ —изменение количества потребленного блага.
Критики теории полезности сформулировали еще в XVIII в. парадокс воды и алмаза. Вода, которая жизненно необходима для всех, должна была, полагали они, обладать максимальной полезностью, а алмазы — минимальной. Соответственно цены на воду должны быть максимальны, а на алмазы — минимальны, тогда как на практике — наоборот. Ответ на этот вопрос был найден в начале XX в. в разграничении общей и предельной полезности. Дело в том, что величина запасов воды и алмазов различна. Вода имеется в изобилии, тогда как алмазы встречаются довольно редко. Следовательно, в первом случае количество (Qj) велико, а цена (Pt) низка; во втором — наоборот: количество (Q2) мало, цена (Р2) высока (см. рис. 4—3).
Это означает, что общая полезность воды большая, а предельная — маленькая; у алмазов — наоборот, общая полезность мала, а предельная — велика. Цены же определяются не общей, а предельной полезностью. Таким образом, парадокс воды и алмаза не опровергает функцию полезности. Именно функция полезности лежит в основе потребительского выбора.
В современной теории потребительского выбора предполагается, что:
1)денежный доход потребителя ограничен;
2) цены не зависят от количеств благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;
3) все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов;
4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность при ограниченном доходе и разумно его использовать.
Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:
1. Множественность видов потребления.Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.
2. Ненасыщенность потребителя.Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна.
3. Транзитивность вкусов потребителя. Теория потребительского выбора исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Логически это может быть выражено следующим образом: если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.
4. Субституция.Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута (заменителя).
5. Убывающая предельная полезность. Предельная полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель, и при росте потребления снижается.