Наборы фруктов Количество персиков, шт. Количество яблок, шт.
А 12 2 '
В 6 4
С 4 6
D 3 8
По данным таблицы безразличия построим кривую безразличия (рис. 5.4).
Каждая точка на этой кривой (at) представляет набор фруктов, общая полезность которых для потребителя одинакова. Но если мы увеличим количество персиков и яблок (а наш потребитель большее количество благ предпочитает меньшему), то перейдем на дру-
гую кривую безразличия, которая будет расположена дальше от начала координат (а2). И любой набор фруктов, находящийся на этой кривой, будет лучше, чем любой их набор на кривой av так как общая полезность от потребления этих наборов увеличится. В своей совокупности все кривые безразличия представляют собой карту кривых безразличия. Карта кривых безразличия обеспечивает ранжирование наборов потребительских товаров, т. е. распределяет наборы по порядку: от наиболее предпочтительных до наименее предпочтительных, но не указывает, насколько один набор предпочтительнее другого (нельзя, например, утверждать, что потребитель, купивший набор товаров, отобранных на кривой ау в два раза довольнее того, который купил набор товаров, отобранных на кривой а,). На графике все кривые, расположенные выше а, (например, а2), находятся в зоне улучшения благосостояния потребителя, а кривые, расположенные ниже а{ (например, а3) — в зоне ухудшения его материального положения.
Таблица безразличия и кривая безразличия ах показывают, каким количеством персиков потребитель готов пожертвовать ради приобретения двух дополнительных яблок. Вначале, чтобы получить два дополнительных яблока, он готов пожертвовать шестью персиками, для получения следующих двух яблок покупатель готов отказаться уже от двух персиков, а для получения еще двух яблок он откажется только от одного персика. Итак, мы видим, что по мере движения вниз по кривой безразличия а, покупатель готов отказаться от все меньшего
количества персиков. Поэтому кривая безразличия имеет выпуклую форму, т. е. вогнута вовнутрь, что отражает тот факт, что потребители получают все меньше удовольствия по мере потребления все большего количества товара.
Количество товара У, которое потребитель согласен потерять с тем, чтобы получить дополнительную единицу товара X и оказаться на том же уровне полезности, называется предельной нормой замены (MRS) товара У товаром X.
Знак «минус» вводится для того, чтобы предельная норма замены одного товара другим товаром была величиной положительной, так как числитель будет всегда отрицательным. В нашем случае, отказавшись от шести персиков ради двух дополнительных яблок, предельная норма замены персиков яблоками равна трем (6/2); в случае отказа от двух персиков ради двух яблок норма замены будет равна единице (2/2); а в случае отказа от одного персика ради следующих двух яблок предельная норма замены равна 1/2, т. е. только половину персика согласен отдать потребитель ради одного дополнительного яблока. Величину предельной нормы замены одного товара другим товаром отражает наклон кривой безразличия: проведем касательную к точке Л на кривой безразличия (см. рис. 5.4), тогда tg α = — AQy/Qx, что и является предельной нормой замещения, которая уменьшается по мере продвижения вниз вдоль кривой безразличия. Но бывают случаи, когда предельная норма замены одного товара другим товаром не снижается:
1. Что касается взаимозаменяемых товаров, то потребитель в равной степени будет жертвовать определенным количеством товара У для приобретения одного дополнительного товара X (говядина — свинина, сливочное масло — маргарин и т. д.), предельная норма замены будет величиной постоянной и кривая безразличия примет вид прямой линии (рис. 5.5, а).
2. В отношении взаимодополняемых товаров, когда потребление одного товара не возможно без другого (молоток и гвозди, теннисные ракетка и мячик и т. д.), предельная норма замены будет равна нулю, а кривая безразличия будет иметь прямоугольную форму (рис. 5.5, 6).