Теория потребительского выбора

Мы уже знаем, что теория потребительского выбора (ординалист-ская теория) отрицает возможность количественного измерения по­лезности. Ординалисты (в отличие от кардиналистов) предъявляют к потребителю менее строгие требования: надо только определить, дает ли комбинация товаров X и Y большую, меньшую или такую же величину полезности по сравнению с любой другой комбинацией этих товаров. И эту теорию они применяют для объяснения схемы, по ко­торой потребители рационально распределяют свой ограниченный доход между необходимыми для них товарами.

----------------------------------------------------

СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА И ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ АНАЛИЗА

Итак, задается функция полезности U = f (Qx Qy, Qz где Q - количество товаров X, Y, Z ..., потребляемое потребителем. Мы (как и ординалисты) будем рассматривать функцию полезности для двух товаров: U = / (Q,., 0„)> полагая, что верно для двух товаров, то верно и для любого количества (если на одной оси координат откла­дывать одно благо, а на другой — все остальные). Потребитель стре­мится максимизировать функцию полезности U = / (Q, О) —> max, т. е. найти оптимальную комбинацию двух товаров (X и У), которая бы принесла ему наибольшее удовлетворение. В этом — задача ана­лиза. Выбор потребителя зависит от его желания и возможностей. Эко­номический смысл теории потребительского выбора состоит в том, что­бы совместить желания потребителя с его возможностями.

В начале главы мы сделали некоторые предпосылки, необходи­мые для анализа теории потребительского поведения в целом. При рассмотрении теории потребительского выбора предполагается так­же, что:

1. Предпочтения потребителя уже сформировались, т. е. он спо­собен расставлять по порядку альтернативные наборы товаров либо он не делает различия между ними, т. е. безразличен к ним. Напри­мер, из двух наборов А и В, состоящих из разного количества товаров X и У, потребитель предпочитает набор А набору В или одинаково к ним относится. При этом игнорируется стоимость наборов: можно отдать предпочтение набору Л, а купить набор В, так как его цена ниже.

2. Транзитивность предпочтений: если потребитель набор А, со­ставленный из двух товаров X и Y, предпочитает набору В, состав­ленному из этих же товаров, а набор В предпочитает набору С, то, следовательно, набор А будет предпочтителен нежеле набор С. Эта предпосылка очень важна, так как существуют случаи при принятии решений о производстве общественных товаров большинством голо­сов (теория общественного выбора), когда наблюдается парадокс го­лосования. Например, проблемы национальной обороны важнее стро­ительства туннеля, строительство туннеля предпочтительнее возве­дения плотины, а в результате, когда сравнивается важность проблемы национальной обороны и возведения плотины, последняя оказывается предпочтительнее первой (подробнее см. гл. 11).

3. Большее количество товара потребитель предпочитает мень­шему, так как потребитель — человек рациональный (при этом пред­полагается, что потребляемые товары — не антиблага, т. е. они не вре­дят здоровью потребителя).

Все эти предпосылки образуют основу модели потребительского выбора.

--------------------------------------

БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Анализ возможностей потребителя проводится с помощью линии бюджетного ограничения. Линия бюджетного ограничения показывает различные комбинации двух товаров, которые могут быть приобре­тены при фиксированной величине денежного дохода и при данном уровне цен на эти товары. Например, товар X покупается по цене Рx , а товар У — по цене Рy. На покупку этих товаров потребитель тратит фиксированный доход I. Тогда уравнение бюджетного ограничения имеет вид:

теория потребительского выбора - student2.ru

Мы видим, что зависимость здесь линейная, следовательно, ли­ния бюджетного ограничения на графике имеет вид прямой и ее мож­но построить по двум точкам. Начальная ордината равна I/P , а угло­вой коэффициент (PJP) отрицательный и равен отношению цены товара X к цене товара У. Расположение линии бюджетного ограни­чения зависит от величины дохода потребителя и изменения цен:

теория потребительского выбора - student2.ru

а) если доход потребителя увеличится, то, следовательно, увеличится количество наборов то­варов, доступных покупателю, и линия бюджетного ограниче­ния сдвинется вправо (рис. 5.3). И, наоборот, при уменьшении денежного дохода количество доступных наборов товаров снизится, и линия бюджетного ограничения сдвинется влево;

б) снижение цен товаров X и У сместит линию бюджетного ограничения вправо (так как это эквивалентно увеличению дохо­да), а рост цен сдвинет линию бюджетного ограничения влево;

в) снижение цены товара X (при неизменной цене товара Y) при­ведет к тому, что имея прежний доход, можно купить больше товара X. нижняя часть линии бюджетного ограничения сдвинется вправо (см. рис. 5.3);

г) снижение цены товара К(при неизменной цене товара X) сдви­нет верхнюю часть линии бюджетного ограничения вверх, так как на прежний доход можно будет купить больше товара Г(см. рис. 5.3).

Итак, мы видим, что линия бюджетного ограничения отражает объективные рыночные характеристики (доход и цены). Но существу­ют еще и субъективные факторы, которые влияют на поведение по­требителя. Этими факторами являются различные вкусы потреби­телей и их предпочтения, которые анализируются при помощи кри­вых безразличия.

-------------------------------------------- Потребительские предпочтения

КАРТА КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯмы можем представить графичес-И ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ЗАМЕНЫки, используя кривые безразли-

-------------------------------------------- чия. Кривая безразличия — это

линия, соединяющая все точки наборов двух благ, имеющих для по­требителя одинаковую общую полезность, т. е. потребителю безраз­лично, какой набор товаров (X и У) выбрать. Допустим, потребитель безразлично относится к наборам Л, В, С, D, составленным из опреде­ленного количества персиков и яблок, так как общая полезность этих наборов для него одинакова (табл. 5.2):

Таблица 5.2 Таблица безразличия

Таблица 5.2 Таблица безразличия

Наши рекомендации