Поведение потребителей и модель принятия решения на покупку услуг

Поведение потребителей можно представить в виде следующего рисунка

«Черный ящик» мыслей покупателя

1) Экономический фактор;

2) Социально-демограф. фактор;

3) Факторы культурного, общественного, психологического характера.

4) Личностно-поведенческие факторы.

Особенности покупки услуги: услуги потребитель оценивает иначе, чем товар.

1) При оценке услуги испытывают 3 категории качества: изучаемое качество/качество поиска; эмпирические качества/качество опыта; предполагаемое качество.

2) Источники информируют о товарах и услугах: личный опыт и память; персональные источники; независимые источники; маркетинговые источники; экспериментальные источники. При покупке услуги потребитель испытывает влияние внешних (культура, реклама) и внутренних (эмоции, мотивы, знания) факторов, так как они дают эмпирическую особенность качества.

3) Уменьшенный набор альтернатив. При покупке услуги у нас меньше выбора, чем при покупке товара. (дантист).

4) В сфере услуг потребитель редко меняет сервисную организацию.

5) При покупке услуги потребитель идёт на больший риск, чем при приобретении товара.

Сущность «сервиса». Принципы современного сервиса

Сервис – это работа по оказанию услуг. Сервис – это целенаправленные действия, которые предполагают трансформацию тела, ума, материальных активов или информации клиентов (нематериальные активы), посредством технологического процесса оказания услуги. Сервисная деятельность – это комплект качественных действий, направленных на создание услуг, удовлетворяющих разнообразные потребности клиентов и способствующих повышению конкурентоспособности предприятия на рынке. Работник контактной зоны – лицо, непосредственно контактирующее с клиентом. Принципы совр. сервиса:

1. Обязательность предложения.

2. Необязательность использования.

3. Эластичность сервиса.

4. Удобство сервиса.

5. Техническая адекватность сервиса.

6. Информац. отдача сервиса.

7. Разумная ценовая политика.

8. Гарантированное соответствие производства сервису.

Структура и функции непроизводственной сферы. Общая характеристика услуг непроизводственной сферы

Непроизводственная сфера – сфера приложения труда, в которой, в рамках производственных отношений, производятся как материальные, так и нематериальные услуги, а также организуется процесс обслуживания с целью удовлетворения спроса населения на данные услуги. Функции непроизводственной сферы:

1. Распределение и обмен услуг.

2. Потребительские услуги.

3. Охрана здоровья населения.

4. Просвещение.

5. Управление и охрана общественного порядка.

Структура непроизводственной сферы состоит из следующих

отраслей:

1. Государственное управление.

2. Наука и научное обслуживание.

3. Финансы и кредит, страховое и пенсионное обслуживание

4. Жилищно-коммунальное хозяйство.

5. Бытовое обслуживание.

6. Здравоохранение, физ-ра и спорт.

7. Соц. обеспечение.

8. Народное образование.

9. Культура и искусство.

10. Торговля и общепит.

11. Транспорт и связь.

12. Природоохранная деятельность.

Общая характеристика услуг непроизв. сферы:

1. Единая социальная направленность услуг.

2. Историческая общность возникновения и развития услуг.

3. Сходство условий производства и потребления услуг.

4. Сходство услуг в отношении возможности их хранения и транспортировки.

5. Сходство услуг в отношении их связи с производителем.

6. Сходство услуг в отношении широты количественных характеристик.

Рынок услуг

Рынок – сфера товарного бизнеса. Это спрос и предложение товаров, услуг, финансовых ресурсов, ценных бумаг, золота, драгоценностей, произведений искусства, инвестиций, труда и т.д. в масштабе мирового хозяйства, страны и её отдельного района.

Особенности рынка:

1. Высокая динамичность рыночных процессов.

2. Территориальная сегментация.

3. Локальный характер.

4. Высокая скорость оборота капитала.

5. Высокая чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры.

6. Специфика организации производства услуг.

7. Специфика процесса оказания услуги.

8. Высокая степень дифференциации услуги.

9. Неопределённость результата деятельности по оказанию услуги.

Структура рынка услуг (рис.).

Наши рекомендации