Поведение потребителей и модель принятия решения на покупку услуг
Поведение потребителей можно представить в виде следующего рисунка
«Черный ящик» мыслей покупателя
1) Экономический фактор;
2) Социально-демограф. фактор;
3) Факторы культурного, общественного, психологического характера.
4) Личностно-поведенческие факторы.
Особенности покупки услуги: услуги потребитель оценивает иначе, чем товар.
1) При оценке услуги испытывают 3 категории качества: изучаемое качество/качество поиска; эмпирические качества/качество опыта; предполагаемое качество.
2) Источники информируют о товарах и услугах: личный опыт и память; персональные источники; независимые источники; маркетинговые источники; экспериментальные источники. При покупке услуги потребитель испытывает влияние внешних (культура, реклама) и внутренних (эмоции, мотивы, знания) факторов, так как они дают эмпирическую особенность качества.
3) Уменьшенный набор альтернатив. При покупке услуги у нас меньше выбора, чем при покупке товара. (дантист).
4) В сфере услуг потребитель редко меняет сервисную организацию.
5) При покупке услуги потребитель идёт на больший риск, чем при приобретении товара.
Сущность «сервиса». Принципы современного сервиса
Сервис – это работа по оказанию услуг. Сервис – это целенаправленные действия, которые предполагают трансформацию тела, ума, материальных активов или информации клиентов (нематериальные активы), посредством технологического процесса оказания услуги. Сервисная деятельность – это комплект качественных действий, направленных на создание услуг, удовлетворяющих разнообразные потребности клиентов и способствующих повышению конкурентоспособности предприятия на рынке. Работник контактной зоны – лицо, непосредственно контактирующее с клиентом. Принципы совр. сервиса:
1. Обязательность предложения.
2. Необязательность использования.
3. Эластичность сервиса.
4. Удобство сервиса.
5. Техническая адекватность сервиса.
6. Информац. отдача сервиса.
7. Разумная ценовая политика.
8. Гарантированное соответствие производства сервису.
Структура и функции непроизводственной сферы. Общая характеристика услуг непроизводственной сферы
Непроизводственная сфера – сфера приложения труда, в которой, в рамках производственных отношений, производятся как материальные, так и нематериальные услуги, а также организуется процесс обслуживания с целью удовлетворения спроса населения на данные услуги. Функции непроизводственной сферы:
1. Распределение и обмен услуг.
2. Потребительские услуги.
3. Охрана здоровья населения.
4. Просвещение.
5. Управление и охрана общественного порядка.
Структура непроизводственной сферы состоит из следующих
отраслей:
1. Государственное управление.
2. Наука и научное обслуживание.
3. Финансы и кредит, страховое и пенсионное обслуживание
4. Жилищно-коммунальное хозяйство.
5. Бытовое обслуживание.
6. Здравоохранение, физ-ра и спорт.
7. Соц. обеспечение.
8. Народное образование.
9. Культура и искусство.
10. Торговля и общепит.
11. Транспорт и связь.
12. Природоохранная деятельность.
Общая характеристика услуг непроизв. сферы:
1. Единая социальная направленность услуг.
2. Историческая общность возникновения и развития услуг.
3. Сходство условий производства и потребления услуг.
4. Сходство услуг в отношении возможности их хранения и транспортировки.
5. Сходство услуг в отношении их связи с производителем.
6. Сходство услуг в отношении широты количественных характеристик.
Рынок услуг
Рынок – сфера товарного бизнеса. Это спрос и предложение товаров, услуг, финансовых ресурсов, ценных бумаг, золота, драгоценностей, произведений искусства, инвестиций, труда и т.д. в масштабе мирового хозяйства, страны и её отдельного района.
Особенности рынка:
1. Высокая динамичность рыночных процессов.
2. Территориальная сегментация.
3. Локальный характер.
4. Высокая скорость оборота капитала.
5. Высокая чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры.
6. Специфика организации производства услуг.
7. Специфика процесса оказания услуги.
8. Высокая степень дифференциации услуги.
9. Неопределённость результата деятельности по оказанию услуги.
Структура рынка услуг (рис.).