Виды цен и их использование в ценовой политике.

В учебнике «Маркетинг на предприятии» Е. В. Ильющенко написано, что к На примере рассматриваемого предприятия используется «затратная методология» ценообразования, которая преду­сматривает различные методы определения издержек как элемента цены: по полным издержкам; калькули­рования сокращенной себестоимости; по нормам (стан­дартам) с отдельным учетом отклонений фактических затрат от нормативных (в международном маркетинге этот метод называется «Стандарт-Кост»). [4, стр. 100]

Рассмотрим их содержание.

Цена производства складывается из издержек на производство и средней прибыли и является исходной базой при расчете других видов цен.

Из всех видов цен особое значение имеет рыночная цена, т. е. фактическая цена, которая устанавливается в соответствии со спросом и предложением товаров. Значение рыночной цены для развития товарного про­изводства определяется ее функциями: информацион­ной, стимулирующей и балансирующей.

Основа рыночных цен формируется в сфере произ­водства, а рыночные факторы ценообразования начи­нают действовать в сфере обращения, где происходит отклонение цены от стоимости.

Сейчас рассмотрим вид цены, которая устанавливается на Брестском отделении Белорусской железной дороги:

«Монопольная цена — особый вид рыночной цены. Ее уровень, как правило, устанавливается выше стои­мости товара. Это делается с целью получения моно­польной сверхприбыли, которая возникает в результате господствующего положения монополистов на рынке. Бывают случаи, когда цена устанавливается на уровне немного выше средних издержек производства для сдерживания притока новых конкурентов в отрасль. Такая цена называется сдерживающей. Другой вид мо­нопольной цены — цена вытеснения. Она ниже уровня переменных издержек. Следует отметить, что примене­ние сдерживающей цены и цены вытеснения в боль­шинстве стран считается противозаконным.

Цены, устанавливаемые на основе объемов спроса и предложения в условиях монополизированного (олигопольного) рынка, называют управляемыми.

Иногда с целью завоевания рынка, вытеснения конку­рентов, осуществления спекулятивных сделок используют демпинг — продажу товаров по необоснованно низким ценам, называемым демпинговыми (бросовыми). [4, стр. 77-78]

Так же, как написано в этом же учебнике, бывают и другие виды цен:

«Цена приобретения — фактическая цена, по кото­рой осуществляется купля-продажа товаров.

Цена потребления — затраты покупателя на при­обретение и использование товара на протяжении нор­мального периода его эксплуатации (потребления). Це­на потребления включает в себя цену при покупке то­вара, транспортные издержки, затраты на утилизацию, стоимость монтажных и пусконаладочных работ, рас­ходы на обучение персонала, эксплуатационные расхо­ды (материалы, электроэнергия, заработная плата и т. д.), затраты на профилактические и аварийные ре­монтные работы, техническое обслуживание, налоговые платежи, страховые взносы и другие возможные затра­ты при покупке товара и его эксплуатации». [4, стр. 78]

«Цена предложения — рыночная цена при таком состо­янии спроса и предложения, когда складывается рынок продавца. Рыночная ситуация, в которой цена формиру­ется как цена предложения, стимулирует расширение то­варного предложения. Ухудшение условий конкуренции сопровождается понижением рыночной цены и приводит к сокращению товарного предложения.

Цена номинальная бывает двух видов: цена товара, опубликованная в прейскурантах или справочниках (обычно называется базисной), и биржевая котировоч­ная цена за товар, по которому в день котировки не были заключены сделки.

Цена контрактная (договорная) — цена, устанавли­ваемая в контракте. В зависимости от способа фиксации различают следующие виды контрактных цен: твердая, подвижная, скользящая, с последующей фиксацией. Твердая цена устанавливается в момент подписания кон­тракта и не подлежит изменению в течение всего срока его действия; подвижная фиксируется при заключении контракта, но в дальнейшем может быть пересмотрена, если рыночная цена данного товара к моменту его постав­ки изменится; скользящая устанавливается на товар, под­лежащий поставке в будущем, в зависимости от условий, определенных договором, и не является окончательной. Цена с последующей фиксацией устанавливается по согласованию сторон в определенный после подписания контракта момент на основе рыночной цены товара, кото­рая будет существовать на определенную дату (например, на дату поставки). Порядок определения рыночной цены устанавливается договором, например на основе котиров­ки, указанной в договоре биржи, по справочникам и дру­гим публикациям.

Биржевые котировки представляют собой цены ре­альных контрактов, осуществляемых на унифициро­ванных условиях в отношении качества, объема и сро­ка поставки, валюты платежа и т. п.

Цена оптовая — цена за товар при продаже его крупными партиями (оптом) предприятиям, организа­циям, предпринимателям.

Цена справочная — вид оптовой цены во внутрен­ней и международной торговле. Особым видом справоч­ной цены являются прейскурантные цены. Справочная цена, будучи в большинстве случаев номинальной или же отражая уровень фактических цен уже заключен­ных сделок (за прошедшую неделю, месяц), выступает для продавца и покупателя в виде исходного пункта при определении цены, фиксируемой в контракте».[4, стр. 78-79]

Наши рекомендации