Причины и преимущества автоматизации.

· Управление

· Возможность оперативного контроля

· Стратегический контроль

· Ускорение работы персонала

· Сокращение времени на обработку

· Быстро получать данные о работе фирмы и конкретного сотрудника

Экономический эффект туроперейтинга (лекция).

1. Сбалансированность экономики

2. Налоговое поступление в бюджеты всех уровней : федеральный, региональный и местный.

3. Поступления иностранной валюты.

Вопрос

Состав и содержание технологической документации тура, нормативные требования к ней.
В набор технологической документации для каждого тура обязательно включаются:

• технологическая карта туристского путешествия по маршруту;

• график загрузки туристского предприятия группами туристов на определенное время;

• информационный листок к путевке туристского путешествия;

• бланки путевок типовой формы ТУР-1 «Туристская путевка» (утвержденной Минфином России);

• лист бронирования;

• бланки договоров с клиентами - турагентами (в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»);

• договора с партнерами - поставщиками услуг (гостиницами, транспортными компаниями, экскурсионными бюро и т. д.);

• калькуляция или расчет стоимости тура;

• описание маршрута;

• график движения по маршруту;

• карта-схема маршрута;

• текст путевой информации (для автобусных туров);

• описание технологических особенностей - тура (памятка о сроках подачи заявок, заказов на транспорт, билеты, экскурсии и на бронирование в гостиничных предприятиях, предприятиях питания; бланки заявок; графики движения транспорта по маршруту; возможные пересадки, ожидания и пр.);

• тексты памяток для туристов (в особых случаях, например для загранпоездок в карантинные страны, для специализированных спортивных или приключенческих туров по снаряжению и т. д.);

• справочные материалы по маршруту;

• варианты рекламных проспектов и буклетов;

• прайс-листы (каталоги).

Состав и содержание технологической документации туров предусмотрены нормативными документами Российской Федерации. Туры и их технологическая документация должны отвечать нормативным требованиям, направленным на защиту прав потребителей. Они контролируются в процессе проведения сертификации туристской продукции. Технологическая документация комплектуется в папки туров (или направлений). В набор технологической документации для каждого тура обязательно включаются: технологическая карта туристского путешествия по маршруту; график загрузки туристского предприятия группами туристов на определенное время; информационный листок к путевке туристского путешествия; бланки путевок; лист бронирования; бланки договоров с клиентами — тур агентами.

Вопрос

Конкурентные особенности туристского сектора экономики.

Понимание конкурентной среды туризма требует изучения основ конкуренции как экономической категории. Конкуренция в туризме — это борьба между туристскими организациями за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности. Основное содержание конкуренции в туристском секторе экономики — борьба за потребителя-туриста, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю рынка, успех которой зависит от дешевизны и качества туристских продуктов и услуг. Конкуренция превращает потребителя в индикатор туристского бизнеса.

Различают две основные формы конкуренции в туризме - внутриотраслевую и межотраслевую.

Внутриотраслевая конкуренция возникает между производителями туристских продуктов и услуг одной и той же отрасли (напри- мер, услуг размещения туристов), когда предприятия с производительностью труда выше средней получают дополнительную прибыль, а технически и организационно отсталые предприятия, наоборот, теряют часть индивидуальной стоимости производимых ими продуктов (услуг) и разоряются. Такая конкуренция стимулирует инновационное развитие туристских организаций.

Межотраслевая конкуренция — конкуренция между организациями различных отраслей в туризме. Она выражается в переливе капиталов из отраслей, имеющих низкую рентабельность, в отрасли с высокой рентабельностью, что способствует расширению востребованных обществом производств, увеличению предложения нужных продуктов (услуг). Однако в результате цены падают, снижается и прибыль.

К обратному результату приводит утечка капитала из низко прибыльных отраслей: объем производства сокращается, спрос на продукты (услуги) начинает превышать их предложение, в результате цена поднимается, а с ней растет и прибыль. Цены здесь служат сигналами перераспределения ресурсов в ответ на изменение вкусов и платежеспособности потребителей. В итоге межотраслевая конкуренция объективно создает динамическое равновесие, обеспечивающее получение прибыли на равный капитал независимо от того, куда он вложен. Она также стимулирует научно-технический прогресс.

Классификация видов конкуренции зависит от количества и удельного веса на рынке производителей туристских продуктов и услуг. Соответственно различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию.

Совершенная (свободная) конкуренция возникает при наличии неограниченного количества организаций, а также абсолютно свободного доступа на рынок и выхода из него. Любой желающий имеет право заняться бизнесом или прекратить подобную деятельность. Организации-конкуренты вкладывают свои средства в бизнес ради получения прибыли и имеют неограниченный доступ к рыночной информации, что позволяет им правильно выбрать производственную нишу. Кроме того, наблюдается абсолютная однородность одноименных продуктов и услуг, что выражается в отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик качества продуктов и услуг. Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

Несовершенная конкуренция может иметь вид чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополии.

Чистая (абсолютная) монополия существует, если одна фирма является единственным производителем продукта (услуги), не имеющего к тому же близких заменителей. Продавец уникального продукта (услуги) — единственный. В данном случае отрасль — это синоним фирмы, поскольку фирма всего одна. Монополист имеет рыночную власть, контролирует цены, поставки на рынок и устанавливает непреодолимые для конкурентов входные барьеры. Ярким примером является ОАО «Российские железные дороги».

Монополистическая конкуренция — рыночная ситуация, в которой относительно большое число производителей предлагает похожие, но не идентичные продукты (услуги).

Фирмы производят дифференцированные продукты (услуги). Дифференциация затрагивает, прежде всего, качество турпродукта или услуги, благодаря чему у потребителя складываются неценовые предпочтения. Отсюда следует, что фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не только (и даже не столько) через цены, сколько через всемерную дифференциацию продуктов и услуг. Наблюдается относительная легкость вступления в рынок. Производители, работающие на эти рынки, обычно не являются особо крупными, поэтому сравнительно невелик и требующийся для их становления начальный капитал.

Олигополия возникает среди немногочисленных организаций- конкурентов. Когда относительно мало (в пределах десятка) турист-ких организаций господствует на рынке туристских продуктов (услуг), отрасль следует признать олигополистической. Классические олигополии образуются тремя—пятью производителями, которые изготавливают однородные или дифференцированные турпродукты (услуги). Немногочисленность фирм способствует их монополистическим соглашениям: по установлению цен, разделу или распределению рынков или по иным способам ограничения конкуренции между ними.

Четко установленных границ между различными рынками, разумеется, нет, однако нетрудно заметить, что в настоящий момент на рынке туристских продуктов и услуг сложилась ситуация, характерная для монополистической конкуренции. Монополистический характер туристского рынка проявляется в следующем. Туристские организации обладают монопольной властью над своими продуктами (услугами) и могут повышать или понижать цены на них независимо от действий конкурентов. Однако эта власть ограничивается наличием производителей аналогичных продуктов (услуг) и значительной свободой входа в туристскую отрасль. Кроме того, на рынке туристских продуктов (услуг) наряду с мелкими и средними действуют и весьма крупные фирмы, что ставит участников туристского рынка в неравные экономические условия.

Не менее актуальным для туризма представляется деление конкуренции на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция возникает при продаже туристских продуктов и услуг по более низким ценам, чем у конкурентов. Экономически обоснованное снижение цены происходит либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние туристские организации, чтобы удержаться на рынке, обычно претендуют на небольшую долю прибыли. Крупные монополии туристского бизнеса иногда вообще отказываются от получения прибыли, с тем, чтобы с помощью низких цен на продукты и услуги полностью вытеснить конкурентов с рынка, а в дальнейшем повысить цены и тем самым компенсировать понесенные убытки. Такой метод конкурентной борьбы представлен в магазинах «горящих» туристских путевок.

Неценовая конкуренция возникает при предложении туристских продуктов и услуг более высокого качества, а также более широкого ассортимента. Особое значение в туризме приобретают эргономические и эстетические показатели, безопасность продуктов (услуг). В конкурентной борьбе все большую роль играют надежность и репутация фирмы-производителя, престижность. В последние годы неценовая конкуренция, связанная с соперничеством за достижение наиболее высокого качества туристских продуктов (услуг), приобрела доминирующую роль. Важным инструментом конкурентной борьбы на рынке туристских продуктов (услуг) становятся торговые марки.

Конкуренция оказывает существенное влияние на состояние туристского бизнеса. Конкуренция играет роль естественного механизма взаимной координации и регулирования индивидуальных действий субъектов туристской отрасли без централизованного вмешательства государства в их деятельность на основе конкурентных преимуществ каждого субъекта.

Вопрос

Производство туристского продукта и эффект мультипликации.

Туристский продукт формируется исходя из конъюнктуры туристского рынка или по конкретному заказу туриста. Туристский продукт формируется из услуг организаций, причастных к обслуживанию туристов на отдыхе и в путешествии, это, например транспортные компании, гостиницы, рестораны, кафе, экскурсионные фирмы, музеи и выставочные залы, парки аттракционов, азартные мероприятия и заведения, спортивные и курортные организации.

Для формирования туристского продукта туроператор осуществляет поиск следующих контрагентов:

- организаций гостиничной сферы и иных организаций, оказывающих услуги по размещению и проживанию туристов;

- организаций-перевозчиков, иных организаций, оказывающих услуги по транспортному обслуживанию, в частности организаторов чартерных программ, а также обладателей прав на такие услуги;

- организаций общественного питания и иных организаций, оказывающих услуги по питанию туристов, а также обладателей прав на такие услуги;

- экскурсионных бюро и иных организаций, оказывающих услуги по экскурсионному обслуживанию (в частности, организаторов круизов, сафари, горовосхождений и т.п.), а также обладателей прав на такие услуги;

- медицинских учреждений и организаций, санаториев, профилакториев и иных организаций, оказывающих услуги по медицинскому обслуживанию, а также обладателей прав на такие услуги;

- организаций культуры, спорта и иных организаций, оказывающих услуги культурно-просветительского, культурно-развлекательного и спортивного характера, и иных организаций, оказывающих такие услуги, а также обладателей прав на такие услуги;

- страховых организаций, оказывающих услуги по страхованию туристов в период турпоездки, в т.ч. по страхованию туристов от несчастных случаев и медицинскому страхованию в период турпоездки;

- организаций или физических лиц, оказывающих услуги гидов-переводчиков, сопровождающих;

- организаций, оказывающих иные услуги, используемые при производстве туристского продукта;

- туроператоров по приему туристов, обеспечивающих предоставление всех видов услуг, входящих в тур.

Туроператор приобретает право на услуги, входящие в тур, на основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги, или с туроператором по приему туристов, обеспечивающим предоставление всех видов услуг, входящих в тур.

Конкретный заказ туриста или лица, уполномоченного представлять группу туристов, на формирование туристского продукта туроператору оформляется в письменной форме как соглашение, имеющее характер предварительного договора.

После заключения соглашения туроператор разрабатывает и утверждает маршрут, а затем приступают к формированию тура.

Как правило, туроператоры разрабатывают два основных вида туров:

- покет-тур. Данный вид тура включает в себя комплексные туристские услуги: питание, размещение, экскурсионное обслуживание, транспортные, бытовые, спортивно-оздоровительные, физкультурные, медицинские и прочие услуги. Общая продажная стоимость такого тура равна стоимости его элементов.

- инклюзив-тур. Такой вид тура включает в себя жестко спланированную по маршруту, времени, сроку, набору и качеству услуг поездку, которая продается туристу как неразделимый на элементы товар по общей цене, обычно включающий в себя стоимость как обслуживания, так и проезда по маршруту.

Отметим, что сформированный на основании маршрута и конкретного спроса туристский продукт не может сразу стать товарным продуктом, подходящим для продажи, он должен пройти следующие этапы: - экспериментальное внедрение; - реклама и презентация; - продажа.

Если туристский продукт прошел по всем критериям, то необходимо его экспериментальное внедрение. Оно может быть совмещено с рекламным бесплатным (или льготным) круизом, автобусным путешествием и так далее. По результатам пробного рекламного путешествия ведется его презентация, а также последующая рекламная компания. После этого производится калькуляция затрат. Определяется норма прибыли, рассчитывается цена и формируется система льгот (скидок). Далее сформированный турпродукт в виде туристской путевки реализуется через турагентов, бюро по реализации или через бюро путешествий и экскурсий, являющимся посредником между туристом и организациями, оказывающими ему услуги (гостиницы, организации питания, экскурсионные службы, музеи, спортивно-оздоровительные комплексы и так далее).

При формировании тура следует учитывать его основные свойства: - привлекательность, надежность, безопасность, обоснованность, целостность (завершенность), адресную направленность, информативность, гибкость.

Мультипликативный эффект туризма (эффект мультипликации) - его способность благодаря инициации спроса вызывать необходимость развития многих удовлетворяющих этот спрос производств на территориях, посещаемых туристами. Имеются в виду не только те организации, существование которых обусловлено работой непосредственно с туристами (туроператоры, турагенты), но и средства размещения, организации общественного питания, средства транспорта, музеи, театры, иные объекты туристского показа, т.е. организации, которые в той или иной степени участвуют в обслуживании туристов.

Вопрос (это какой-то провал, ребята, очень долго искала, ничего четко не написано, вот все, что нашла, если кому-то будет не лень и он возьмется найти что-то еще, то скиньте, пожалуйста, а то я переживаю, что тут хрень написана и ничего по вопросу)

Рыночные инструменты в управлении предприятиями туризма.

особенности использования рыночных инструментов в сфере туризма и индустрии гостеприимства на современном этапе развития экономики России:

- непосредственная адресация рыночных инструментов к потребителю услуги. Выбор того или иного инструмента осуществляется с учетом потребностей и предпочтений заказчика и потребителя услуги;

- индивидуальный подход к формированию комплекса рыночных инструментов для сферы туризма и индустрии гостеприимства;

- широкое использование виртуальных инструментов (брэндов, форм фиктивного капитала);

- переплетение социальных и экономических факторов в процессе использования каждого инструмента. Такое переплетение наиболее характерно для социальных услуг (образовательных, охраны здоровья и рекреации, общественной коммуникации, культурных и др.);

- переходный характер государственного регулирования развития сферы туризма и индустрии гостеприимства (от социального государства к субсидиарному, берущему на себя обеспечение лишь небольшой части общественных потребностей и передающему все остальные потребности частным лицам, домохозяйствам и общественным объединениям);

- незащищенность отечественных производителей от последствий глобальной трансформации национального рынка услуг.

Среди экономических рычагов управления выделяют также налогообложения, инвестиции, таможенные сборы и пошлины, страхование, штрафные санкции, предоставления льгот, бюджетный метод, предоставление возможности коллектива распоряджатися материальными фондами, доходом (прибылью), зарплатой тощ.

Стратегическим основой реализации финансовых методов управления турфирмой является финансовая политика, которая зависит от многочисленных внутренних и внешних факторов. В рамках единой финансовой политики назначаются источники финансовых ресурсов и их распределение с помощью определенных инструментов:

- распределения и перераспределения прибыли;

- финансирование и кредитование деятельности подразделений;

- определение структуры и характера внутрифирменных финансовых операций и расчетов по ним

К финансовой политики включают: определение источников финансовых ресурсов, распределение и перераспределение прибыли; финансирования различных подразделений, определение структуры и характера внутренних операций в рамках х фирмы, расчетов Гибкость финансовой политики турфирмы определяется прежде умением приспособиться к рынку, валютного курса, налогового законодательства.

Стимулирование как метод заключается в использовании для достижения целей организации таких инструментов, как заработная плата и ее составляющие: оклад или тариф, надбавка, доплата, премия Важными стимулирующими факторами также улучшение условий труда, предоставление жилья, обеспечения хорошего рабочего места, падения возможности оздоровления и лечения.

Применяя экономические методы управления, необходимо сопоставить затраты и результаты: материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, заработную плату, себестоимость, прибыль, цену обычно основными инструментами являются заработная плата и премирования, которые максимально связываются с результатами деятельности исполнителя Для менеджера целесообразной основой их определения результаты его деятельности в сфере ответственности или результаты деятельности всей фирмы.

Туристический продукт, его разработка и потребительские свойства.

Туристский продукт - это право на тур, предназначенное для реализации туристу, а тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.

Туристский продукт — комплекс услуг, работ, товаров, необходимых для удовлетворения потребностей туриста в период его туристского путешествия.

Туристский продукт состоит из трёх элементов: тур, дополнительные туристско-экскурсионные услуги, товары.

Тур — первичная единица туристского продукта, реализуемая клиенту как единое целое.

3 компонента туристского продукта:

1. место назначения

2. транспорт

3. размещение

В туристский продукт входят основные и дополнительные услуги:

· Основные — услуги, которые входят в туристский пакет и приобретаются туристом, по месту проживания.

· Дополнительные — услуги, не предусмотренные в ваучере или путёвке, доводимые до потребителя в режиме его свободного выбора. Не входят в основную стоимость путёвки (прокат, телефон, бытовое обслуживание, почта, обмен валюты, дополнительное питание, общественный транспорт, развлечения и т. п.)

Разработка любого нового туристского продукта начинается с поиска идей. Поиск идей предполагает определение объекта путешествий. В качестве источников идей для создания новинок могут выступать:

1. потребители, нужды и потребности которых можно выявить с помощью опросов, групповых обсуждений, поступающих предложений и жалоб;

2. продукты конкурентов;

3. персонал фирмы, находящийся в повседневном контакте с клиентами;

4. статистика поездок русских туристов за рубеж, которая показывает самые популярные на сегодняшний день направления.

Вторым этапом разработки турпродукта является отбор идей. После того как центральная идея определена и одобрена, наступает этап разработки концепции турпродукта и его проверки. Следует различать идею продукта и его замысел. Идея продукта представляет собой общее представление о возможном продукте, который фирма могла бы предложить рынку. Замысел продукта - проработанный вариант идеи, выраженный значимыми для потребителя понятиями (потребительскими свойствами турпродукта). Потребительские свойства турпродукта определяются полезностью и функциональностью входящих в него товаров и услуг, их надежностью и способностью удовлетворить потребности покупателя. Для того чтобы разработать маркетинговую стратегию следует провести подробный анализ целевого рынка, планирование позиции турпродукта, объема сбыта, доли рынка и целевой прибыли. После этого можно приступать к анализу маркетинговых возможностей. Они анализируются по трем основным критериям:

1. анализ рыночных возможностей, открываемых продуктом-новинкой

2. анализ возможностей туристского предприятия

3. соотношение имеющихся перспектив с целями предприятия

Если анализ всех указанных основных частей маркетинговых возможностей прошел успешно, можно приступать непосредственно к разработке турпродукта. Фирма определяет содержание своего продукта, куда входит: страна путешествия, вид туризма, сезон и продолжительность поездки, маршрут следования, классность услуг. При разработке турпродукта необходимо уметь правильно скомпоновать предложение.

Разработанный турпродукт подлежит экономической оценке и целесообразности внедрения его на рынок. Фактически данный этап предполагает разработку бизнес-плана по выведению продукта на рынок. Необходимо провести технико-экономическое обоснование тура: оценить реальные затраты на разработку и реализацию, определить общую стоимость, норму прибыли, верхние и нижние границы прибыли, разработать стратегию и тактику ценообразования.

Новый разработанный тур не сразу становится продуктом для про-дажи. Предварительно необходимо его экспериментальное внедрение. Наиболее часто встречающимися формами экспериментальной про-верки -- апробации туристских продуктов являются рекламные и обучающие туры, пробные продажи.

Рекламные туры предназначены для информирования целевой аудитории о существовании нового продукта, наглядная демонстра-ция его потребительских свойств, достоинств и конкурентных пре-имуществ. Обычно рекламные туры проводятся для представителей средств массовой информации, авторитетных для целевых групп по-требителей людей, а также турагентств, которые впоследствии будут осуществлять продажу данного продукта.

Таким образом, этап испытания продукта в рыночных условиях позволяет на практике проверить качество туристского продукта, по-требность в нем, доступность, цены. В случае положительных результатов рыночного испытания ту-ристское предприятие принимает окончательное решение о выведе-нии туристского продукта на рынок.

Пробный маркетинг дает руководству компании необходимую информацию для принятия окончательного решения: выпускать или не выпускать новый продукт.

Потребительские свойства туристского продукта, включая маршрут путешествия, условия перевозки и средства размещения, имеют существенное значение для заказчика (туриста) и не могут быть изменены туроператором (турагентом) в одностороннем порядке.

Туристские формальности( пограничные, таможенные,Санитарно-эпидемиологические формальности)

туристские формальности - это введенные законодательством той или иной страны или группой государств одновременно строго обязательные нормы, которые должны выполняться туристом, туристской фирмой (далее - турфирма), и всеми другими организациями, имеющими отношение к подготовке и проведению туристской поездки (далее - турпоездка), тем более если она совершается в другое государство.

Наши рекомендации