Основные виды транспорта, используемые для внешней транспортировки
Железнодорожный транспорт применяют в основном для дальних перевозок и относительно медленного перемещения сырья и малоценных продуктов производства.
Обычно этот вид транспорта использует такую меру, как вагон или полувагон. Поэтому размеры груза подбирают эквивалентными или несколько превышающими средние возможности вагона, для которого установлены главные тарифы.
Автомобильный транспорт в противоположность железнодорожному применяют для недальних перевозок полуфабрикатов и готовых изделий. Объемы перевозок существенно ниже, чем по железной дороге.
Преимущества данного вида транспорта:
■ предоставление услуг "дверь-в-дверь", что не требует дорогих погрузочных средств в местах отправления и назначения, а также сокращает время поставки;
■ возможность частых обращений и доступность обслуживания.
Воздушный транспорт предназначен для оказания регулярных услуг. Он является очень дорогостоящим видом транспорта. С его помощью обеспечивается высокая скорость поставок на большие расстояния и в места, недоступные для наземного или водного транспорта.
Пример: перевозка самолетом цыплят в течение первых часов жизни (в США).
Водный транспорт. В связи с ограниченными возможностями внутренней водной системы страны и климатическими условиями использование этого вида транспорта требует, чтобы грузы были расположены на водных путях или обеспечивалась комбинация перевозок с помощью других транспортных средств.
Управление перевозками
- это типичная логистическая функция, направленная на поддержание производительности и эффективности регулярных перевозок грузов (а в общем случае и пассажиров).
Одной из главных проблем, которую приходится решать менеджеру по перевозкам, является проблема выбора, иметь ли предприятию собственный транспорт или пользоваться наемными средствами.
Оценка возможности применения наемных услуг, особенно оказываемых транспортом общего назначения, должна проводиться с учетом объемов перевозок, операций обработки грузов, качества обслуживания и сопоставимости этих факторов с затратами. Обычно в зависимости от вида транспорта предлагают различные виды услуг.
Обычно непросто выбрать наиболее выгодный способ перевозки при заданных условиях, и менеджеру приходится отыскивать приемлемую альтернативу по косвенным проявлениям. Таким образом, самый дешевый вид транспорта часто является самым медленным или устанавливает значительные размеры минимальной поставки. Соглашаясь на такие предложения, фирма будет иметь высокий уровень запаса в пунктах отправления и назначения и соответственно большие издержки на их содержания. Поэтому, используя концепцию общих затрат, наилучшее решение будет соответствовать минимальным суммарным издержкам на запасы и транспортировку.
Когда осуществляется выбор между наемным и собственным транспортом рассматривают дополнительные обстоятельства. Причинами дли приобретения собственного транспорта могут стать:
- более низкие затраты на транспортировку;
- улучшение времени доставки;
- снижение потерь и убытков.
В основном собственный (или арендуемый) транспорт становится более привлекательной альтернативой при необходимости регулярных перевозок достаточных объемов грузов (чтобы по крайней мере 80 % транспортного парка интенсивно эксплуатировалось).
Главной целью транспортной логистики является обеспечение доставки грузов потребителю в заданном объеме, в заданные сроки и с минимальными затратами.
Наряду со строгими математическими методами, обеспечивающими минимизацию транспортных издержек, предложен метод, согласно которому маршруты перевозок составляют в виде лепестков маргаритки (когда нет пересечений соседних маршрутов).
Рис. 16.6 Маршруты перевозок в виде лепестков маргаритки
Рекомендации по формированию маршрутов перевозок в виде лепестков маргаритки.
1. Начинайте с наиболее удаленной точки.
2. Найдите следующую доступную точку, являющуюся самой близкой к центру точек данной группы (лепестка маргаритки). Добавьте эту точку в маршрут грузовика, если его возможности еще не превышены.
3. Повторяйте шаг 2 до тех пор, пока грузовик не будет использован полностью.
4. Установите последовательность остановок.
5. Найдите следующую, наиболее удаленную от склада точку, не включенную к данному моменту в лепестки, и повторите шаги 2-4.
6. Продолжайте, пока все точки не будут включены в лепестки.
Формирование маршрутов таким способом может дать хорошие результаты, соперничающие с методами математического решения проблемы.
Складское хозяйство
Значение складов в последнее время значительно выросло как с точки зрения торговых, так и технологических задач. На эту тенденцию влияет также то, что затраты по складированию становятся весьма заметными в цепи образования стоимости продукта на производстве.
Складирование и обработка товаров на складе являются важными составляющими логистической деятельности и затраты на их осуществление могут поглощать от 12 до 40 % затрат организации на логистику.
Склады в промышленных организациях выполняют различные функции, и в частности: 1) складов покупных комплектующих;
2) материалов (сырья, вспомогательных и производственного назначения); 3) полуфабрикатов; 4) промежуточных производственных складов; 5) складов готовой продукции.
В торговых организациях задачи складов не так разнообразны, так как здесь идет речь только о распределении готовой продукции, в частности о поставках и сбыте.
Среди важнейших причин использования складов следует указать:
1. Снижение затрат на изготовление и транспортировку, что приводит к уменьшению риска остановки производства из-за отсутствия материальных ресурсов; к рациональному использованию оборудования; к перевозке большими объемами и т.п.
2. Координацию спроса и предложения, особенно при их сезонных колебаниях, что позволяет действовать по принципу: продажа по требованию при равномерном производстве.
3. Удовлетворение нужд производства, так как складирование может быть частью этого процесса (например, изготовление вин, ликеров, сыров и т.п. требует определенного периода выдержки).
4. Создание условий для эффективного маркетинга за счет сокращения времени доставки товаров.
В складской системе взаимодействуют материальные потоки, которые основаны на функциях транспортировки и хранения. Функции транспортировки определяют движение материалов.
Функции хранения реализуют кроме складирования различные виды выравнивания хранимых запасов.
Выравнивание по времени необходимо для тех отраслей, в которых функции времени и периодичности спроса не соответствуют времени изготовления. Например, может возникать противоречие между изготовлением оптимальными партиями и сезонными изменениями спроса.
Выравнивание по количеству относится к предприятиям, имеющим серийное производство, которое, учитывая задачи экономии затрат, изготавливает большее количество продукции, чем это нужно исходя из текущего спроса.
Выравнивание объемов требуется там, где местоположение производств не соответствует нахождению потребителя продукции. Это вызывает необходимость привлечения транспортных средств. Путь к потребителю может следовать непосредственно или через промежуточный склад.
Выравнивание ассортимента необходимо для предприятий, которые производят широкий ассортимент, требующийся в различное время, или изготавливают как собственными, так и посторонними предприятиями. Так как потребители часто заказывают не только товары из спектра производственной программы, выравнивание спроса достигается с помощью склада, где складируется общий ассортимент продукции.
Из двух первых основных функций вытекает важность учета производственных мощностей склада:
мощности, исходя из необходимости количественного выравнивания;
оборота, исходя из соотношения количества по времени.
Виды складов. В целом склады делятся на пять разновидностей:
-оборотные склады;
-склады хранения;
-склады комиссионирования, выполняющие посредническую деятельность;
-склады, осуществляющие временное сохранение, выдачу и возвратную приемку объектов;
-специальные склады.
Задачи специальных складов в зависимости от различных объектов весьма различны, например локальная концентрация и специфическая защита; защита от изъятия хранимых объектов.
Производство и логистика
Производственное расписание, разработанное с использованием логистических принципов, оказывает влияние на координацию товарных потоков и уровень запасов, необходимых для удовлетворения спроса потребителей. Планирование потребителей в системе Just-In-Time (JIT) имеет непосредственное влияние на качество выпускаемой продукции, заставляя поставщиков повышать качество выпускаемой продукции. Система JIТ может работать только при уверенности в получении высококачественных материалов и комплектующих.
Логистические решения влияют на производственный план. Время поставки материальных ресурсов зависит от таких видов логистической деятельности, как оформление заказов и транспортировка.
Система KANBAN, основанная на карточках и системе регулирования запасов по точке перезаказа, базируется на логистике. При этом предприятие использует следующие принципы.
1. Темпы выпуска продукции поддерживают стабильными. Предприятие с большой неохотой изменило бы уровень производственных мощностей. Так объемы производства становятся весьма предсказуемыми.
2. Попытки изготавливать продукцию ежедневно более оправданы, чем организация длительного производственного цикла. Сроки снабжения сохраняются короткими, а период прогнозов для сырья и комплектующих невелик и определен.
3. Поставщики расположены близко к потребителям, что сокращает время поставки. Это еще больше снижает запасы.
Когда материалы израсходованы, карточка KANBAN отправляется поставщикам, чтобы пополнить ресурсы. Так как прогнозируемые количество и время снабжения невелики, заказываемые партии имеют небольшие размеры. Кроме того, запас, сохраняющийся на период поставки, поддерживается невысоким.
Регулирование запасов и материальных потоков в системе KANBAN, как уже отмечалось ранее, организуется с помощью сигнальных карточек (карточки отбора и карточки производственного заказа) и контейнеров для перемещения и хранения материальных ценностей. В карточках отбора указывают количество деталей, которое должно быть доставлено с предшествующего участка обработки, а в карточках заказа — количество деталей, которое необходимо изготовить.
Детали складируются рядом с участком изготовления в контейнерах с сопровождающими карточками заказов. При возникновении на сборочном участке потребности в какой-либо детали к месту складирования отправляют автопогрузчик с карточками отбора. Рабочий загружает в автопогрузчик указанное в карточках отбора число контейнеров с деталями и заменяет карточки заказа в контейнерах на карточки отбора.
Рис. 16.7. Движение карточек KANBAN и контейнеров с учетом складирования деталей
Лежащие не в контейнерах карточки заказа — это сигнал для запуска в производство дополнительных деталей.
Запасы в этом случае рассматриваются не только как буфер для снижения отрицательных воздействий неритмичного потребления или поставок, но как факторы, направленные на улучшение использования оборудования и повышение качества. Логистику в этом случае важно понять, что, уменьшая время поставки и делая его более предсказуемым, организуя снабжение малыми количествами, он повышает качество и снижает запасы.