Классификация моделей самооценки деятельности организации

Самооценка деятельности организации, как правило, проводится в сравнении с какой-либо моделью, выбранной в качестве эталона. В настоящее время существует достаточно много моделей самооценки деятельности организаций по различным, заранее определенным критериям. На наш взгляд, все модели можно классифицировать в зависимости от двух основных признаков: сферы распространения и целей проведения самооценки (рис. 7.1).

Несмотря на многообразие существующих моделей, можно выделить черты, объединяющие их.

1. Общие цели учреждения премий по качеству: определение организаций-лидеров, которые могут быть примером в работе по

Классификация моделей самооценки деятельности организации - student2.ru Классификация моделей самооценки деятельности организации - student2.ru Классификация моделей самооценки деятельности организации - student2.ru Классификация моделей самооценки деятельности организации - student2.ru Классификация моделей самооценки деятельности организации - student2.ru Классификация моделей самооценки деятельности организации - student2.ru Классификация моделей самооценки деятельности организации - student2.ru Классификация моделей самооценки деятельности организации - student2.ru

Рис. 7.1. Классификация моделей самооценки деятельности организации

качеству, предоставление любой организации ориентиров для постоянного совершенствования ее деятельности на основе использования метода самооценки.

2. Балльная оценка участников конкурса на соискание премий по заранее установленному комплексу критериев. Это позволяет четко отделить данные премии от других премий и конкурсов по качеству, существующих в странах мирового сообщества. Национальные и региональные премии по качеству — это оценочные системы.

3. Наличие двух групп критериев в модели премии, по которым осуществляется оценка участников: возможности (усилия организации в области управления качеством и совершенствования деятельности) и результаты использования этих возможностей. Причем соотношение между группами критериев в моделях практически всех премий приблизительно равное.

4. Используемые методы оценки в отличие от оценки системы качества при сертификации носят более гибкий характер.

5. Примерно одинаковая процедура организации проведения конкурсов на соискание премий в области качества, включающая:

- заочную оценку по материалам, представленным на конкурс (самооценку);

- принятие решения о выходе на следующий этап;

- обследование конкурсантов на местах;

- повторное, окончательное рассмотрение оценки жюри;

- принятие решения о победителях;

- награждение победителей.

Перейдем к рассмотрению моделей самооценки в зависимости от целей ее проведения. Первый вид моделей по этому признаку – конкурсные модели, которые применяются, прежде всего, тогда, когда ставится цель сопоставить деятельность организации с каким-либо общепринятым эталоном. Как правило, данный вид модели самооценки используется при участии или оценке возможности участия в конкурсе на соискание премии в области качества (международной, национальной, региональной, отраслевой). В данном случае преследуется цель получить искомую премию или, по крайней мере, определить место организации среди лидеров. Наиболее распространенными в мировой практике являются модели самооценки деятельности организации на основе:

- критериев Японской национальной премии в области качества – премии У.Э. Деминга;

- Национальной премии США в области качества – премии М. Болдриджа;

- Европейской премии по качеству – модели делового совершенства.

Если организация при проведении самооценки преследует цели выявить сильные и слабые стороны деятельности относительно поставленных задач, планировать необходимые улучшения и нововведения в соответствии со своими возможностями, использовать полученные оценки в процессах стратегического и оперативного планирования, то в данном случае речь идет о применении диагностических моделей. Как правило, это модели, разработанные самой организацией, либо существующие конкурсные модели, адаптированные к условиям ее деятельности. Однако в настоящее время уже существуют попытки разработки такого типа моделей, которые со временем стали бы носить распространенный характер. К ним, на наш взгляд, можно отнести модель самооценки деятельности организации, содержащуюся в ГОСТ Р ИСО 9004: 2001, а также модель, разработанную Т. Конти. Последняя, по мнению разработчика, относится к моделям третьего поколения, которые развиваются в рамках концепции TQM, с тем, чтобы стать моделями бизнеса, полезными для диагностической самооценки и, следовательно, для планирования улучшений в организации.

Наши рекомендации