Можно рассказать про сегментирование рынка. Вопрос 17.
30.Рыночная атрибутика товара и ее использование.
Важной задачей товарной политики является оформление индивидуального рыночного «лица» товара. Это достигается путем использования товарно-знаковой символики и информации.
1) В первую очередь, это товарная марка. Она представляет собой имя, знак или символ, требующийся для того, чтобы различать товары разных изготовителей. В качестве товарной марки могут быть использованы:
- фирменное имя (марочное название) – это буква, слово или группа букв или слов, которые можно произнести;
- фирменный (марочный) знак – это символ, рисунок, отличительный цвет или какое-либо иное обозначение.
2) Товарный знак – это обозначения, способствующие отличию товаров одних фирм от аналогичных товаров других фирм. Товарный знак регистрируется, юридически защищается и обладает свойствами исключительной принадлежности. Ставится «®» , «™» справа вверху от изображения товарного знака. Нанесение такого обозначения является правом, а не обязанностью владельца знака, что подкрепляется статьей 5D Парижской Конвенции. Маркировка «TM» согласно законодательству РФ не имеет правовой защиты, такая маркировка выполняет лишь информативную функцию. В зарубежных странах обычно обозначает, что заявка на товарный знак уже подана
Роль и значение товарного знака в маркетинге обусловлены его функциями:
- Гарантия качества
- Индивидуализирующая
- Рекламная
- Охранная (Незаконное использование товарного знака влечет за собой гражданско-правовую (ст. 1515 ГК РФ), административную и уголовную ответственность (ст. 180 УК РФ)).
Бренд (англ. товарный знак, марка, клеймо) — термин в маркетинге, символизирующий комплекс информации о компании, продукте или услуге; популярная, легко узнаваемая и юридически защищённая символика какого-либо производителя или продукта.
В России орган, регистрирующий товарные знаки, — Федеральная служба по интеллектуальной собственности (ранее Ростпатент).
3) Упаковка – определенное вместилище или оболочка, в которую помещается данный товар и которая в большинстве своем надлежащим образом оформлена. Непосредственное вместилище товара считается первичной упаковкой.
4) Неотъемлемой частью всякой упаковки является маркировка товаров ( этикетки и ярлыки)
5) Штрих-код. Штриховой код содержит информацию о стране, места нахождения производителя, о предприятии и его товаре.
6) Руководства по эксплуатации разрабатываются в том случае, если для правильной эксплуатации изделия потребителю нужны дополнительные сведения о конструкции, правилах использования, техническом обслуживании. Кроме того, в руководствах содержатся основные параметры и характеристики товаров, гарантии.
7) Логотип - специально разработанное, оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы или марки.
8) Сертификационный знак не является товарным знаком. Сертификационный знак указывает на то, что товары или услуги, в связи с
которыми он используется, сертифицированы владельцем знака в отношении происхождения, способа производства товаров, качества или
других характеристик. Сертификационный знак может быть использован только в соответствии с определенными стандартами.
Правила сертификации продукции регламентируются Постановлением Госстандарта РФ от 21.09.1994 N 15 «Об утверждении Порядка
Проведения сертификации продукции в Российской Федерации».
Ростест имеет аккредитацию для проведения оценки соответствия в системах обязательной и добровольной сертификации ГОСТ.
9) Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. Статья 2. Маркировка знаком обращения на рынке.
Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном настоящим
Федеральным законом [Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ], маркируется знаком обращения на рынке. СТР.
31.Макро-, мезо - и микромаркетинг и особенности их реализации
32. Общее и особенное в маркетинге социокультурной деятельности..
33. Исследование спроса в сфере социокультурного обслуживания.
34. Ценовая политика и ценообразование.
35. Организация маркетинговой деятельности.
36. Цель, объекты, классификация и методы маркетинговых исследований.
37. Потребитель как основной объект маркетинговых исследований.
38. Маркетинговое исследование деятельности конкурентов.
39. Этапы маркетингового исследования и их информационное обеспечение.
40. Основные источники маркетинговой информации.
41. Товар как основной элемент комплекса маркетинговых средств.
42. Классификация товара в зависимости от продолжительности использования и его потребительских свойств.
43. Характеристика спектра сопутствующих услуг для товаров индивидуального пользования.
44. Особенности товаров в области социокультурной сферы.
45. Коммуникационная политика фирмы – средство конкурентной борьбы.
46. Системы формирования спроса и стимулирования сбыта на стадиях ЖЦТ.
47. Сбытовая ориентация и ролевое назначение рекламной деятельности.
Читай вопрос 19 про сбыт. +
Реклама -звено в маркетинговой коммуникативной деятельности.
Функции рекламы:
1) Информативная функциярекламы состоит в том, что реклама знакомит потенциальных потребителей с особенностями качеств, конструкцией, возможностями использования, преимуществами того или иного продукта или услуги.
2) Побуждающая – воздействует на эмоциональные и мыслительные процессы человека, на формирование и развитие его потребностей, на процессы принятия решений. Реклама, реализуя эту функцию, убеждает человека купить товар, поскольку это отвечает его потребностям.
3) Стабилизирующая функциярекламы ответственна за сохранение клиентов и объема продаж. Она формирует контингент постоянных клиентов.
Цели стимулирования продаж и рекламы:
1)Стратегические
- увеличить число потребителей и повысить количество товара, покупаемого каждым потребителем;
- оживить интерес к товару со стороны клиентуры;
- увеличить оборот и выполнить показатели плана продаж.
2) Специфические
- ускорить продажу наиболее выгодного товара;
- повысить оборачиваемость товара, избавиться от затоваривания и придать регулярность сбыту;
- оказать противодействие конкурентам.
3) Разовые
- извлечь выгоду из ежегодных событий (праздники, начало учебного года и т.п.);
- воспользоваться имеющимися благоприятными возможностями (годовщина фирмы, открытие нового магазина и пр.).
Организация рекламной деятельности включает:
- проведение целенаправленных рекламных кампаний, конкурсы, акции, промоушен, выставки.
- помещение в СМИ (ТВ, печать, Интернет, радио) тщательно отработанных рекламных объявлений, открытой и косвенной рекламы, отзывов покупателей о товаре;
- транспортная реклама (на автобусах, метро и т.д.)
- афиши (городе, в массовых местах)
- использование в рекламных целях специализированных газет и журналов, справочников, научных журналов, буклетов;
- проведение рекламных мероприятий (концертов, игровых, например – «Сникерс-урбания» на Воробьевых горах)
- использование в рекламных целях товарного знака
- сувенирная продукция
- бегущая строка
- прямая почтовая реклама, рассылка каталогов на дом ( популяр. журнал Ридерс Дайджест)
- слоган и девиз.
- PR.
Эффективность рекламной деятельности определяется путем анализа следующих показателей:
- расходы на рекламу на тысячу потенциальных покупателей по каждому средству и виду рекламы;
- процент покупателей, обративших внимание на рекламу и купивших изделие;
- популярность продукции фирмы как результат рекламной деятельности.
В практике рекламы получили распространение три основные модели:
1) Купи — Почувствуй — Узнай (КПУ) — для потребителей-новаторов. Эта модель коммуникаций делает акцент в сообщении на факте появления нового товара, вариантов снижения цен, новых условий сбыта, продаж, девизы, слоганы: «А вот и Я!», «Попробуй, и я тебе понравлюсь», «Скидка — 50%», «У нас — дешевле», «Нигде, кроме...»;
2) Узнай — Почувствуй — Купи (УПК) — для требовательных покупателей, склонных к предварительному анализу, аргументированному сопоставлению конкурирующих товаров. Здесь важна логика рассуждений, велика роль языка. Требуется объяснение, почему данный товар обладает преимуществами перед другими. Примеры рекламных слоганов: «У Вас проблема? У нас есть решение», «Вы отдыхаете. Мы работаем».
3) Почувствуй — Купи — Узнай (ПКУ) — для постоянных покупателей, приверженцев определенного долговременного выбора. Здесь делается акцент на эмоциональных аргументах формирования бренда. Велика роль аргументов престижа. Эффективен юмор. Примеры: «Ведь я этого достойна!», «ШОК — это по-нашему!».
Для рекламной компании чаще всего организации или компании обращаются в рекламные агенства. В штат рекламного агентства (особенно — полного цикла) входят профессионалы различных направлений: художники, «креативщики» (creative managers), т.е. создатели концепций (содержательного ядра рекламы), менеджеры, медиапланнеры, исследователи рынка, дизайнеры, верстальщики, часто режиссеры, а также производственники. Что напрямую связано с СКД.
Тенденции: благотворительность, спонсорство («Кока-Кола», «Мерседес», «Макдоналдс», «Адидас» — эти фирмы известны повсюду и выступают в качестве спонсоров при проведении популярных акций всемирного масштаба), Газпром.
Закон РФ «О рекламе» установил четкие требования к ней. Там о сертификации, лицензии.
Целью содействия продажам и стимулирования сбыта являются специфические изменения, которые происходят в конкретной торговой точке. Например:
- снижение цен (распродажа, талоны на приобретение товаров по сниженной цене, кредит, предложения на льготных условиях и т.д.);
- премии (денежные, к примеру, миллионному покупателю или в виде бесплатного товара в придачу);
- образцы и испытания (малые партии товара на продажу, бесплатные раздачи - подарки, демонстрации товара, разного рода дегустации и пробы — testing);
- игры (конкурсы, лотереи).
Например, сэмплинг - это совершенно особое событие в жизни магазина. По всему торговому залу расставлены столы, у которых работают промоутеры, раздающие образцы новой, улучшенной и бесплатной продукции, специальная экспозиция, улучшение выкладки; замещение продукции по мере продажи, на виду у клиентов; положительные впечатления от первого продукта в серии стимулируют покупателей попробовать другие,
По расчетам специалистов, на каждые 100 единиц, проданных в день сэмплинга, можно прогнозировать до 40 повторных покупок.
48. Мотивация конечных потребителей на рынках потребительских и промышленных товаров.
49. Факторы, влияющие на выбор политики ценообразования.
50. Ценовые стратегии в бизнесе.
51. Особенности маркетингового управления и планирования деятельности.
52. Прогнозирование и моделирование маркетинговых инструментов.
53. Особенности маркетинговых планов и программ в крупном, среднем и малом бизнесе.
54. Формы и методы контроля маркетинговой деятельности.
55. Социальная сущность маркетинга.
56. Роль рекламы в маркетинговой деятельности.
57. Источники вторичной информации.
58. Методы получения первичной информации.
59. Комплекс маркетинговых инструментов и его особенности в сфере услуг.
60. Роль ценовых стратегий в маркетинговой деятельности.
61. Функции и подфункции маркетинга.