Стадии жизненного цикла организации.
Жизненный цикл организации — совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования.
1. Становление.Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели еще нечеткие, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения. В эту стадию входят следующие явления: зарождение, поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое оформление организации, набор операционного персонала и выпуск первой партии продукта.
В компанию на этой стадии часто приходят люди, привлеченные самой личностью создателя и разделяющие его идеи и надежды. Коммуникации между сотрудниками легки и неформальны.
Контроль основан на личном участии руководителя во всех рабочих процессах.
На этом этапе каждый член организации обладает собственными культурными представлениями и системой ценностей. Совместная деятельность, которую начинают вести члены организации, запускает процессы формирования знаний на индивидуальном уровне, когда опыт, получаемый каждым членом организации, перерабатывается в соответствии с личными убеждениями и представлениями. На этом же этапе начинается ярмарка знаний, когда в ходе совместной деятельности каждый член коллектива вольно или невольно демонстрирует собственную систему представлений, умения и навыки.
2. Стадия развития.
Это период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства). Этот этап можно условно назвать периодом формирования базиса организационной культуры.
В целом стадия роста характеризуется:
• увеличением числа сотрудников;
• более формальными и обезличенными коммуникациями;
• внедрением систем стимулирования, бюджетирования и стандартизации работ и др.
Согласовываются цели, происходит формирование видения организации как отдельной сущности, осознание еe взаимоотношений с внешней средой, формируются правила взаимного сосуществования как членов организации между собой, так и по отношению к субъектам внешней среды.
3. Стадия зрелости. Этап формализации деятельности.
На этом этапе, на организационном уровне наиболее интенсивны процессы интернализации, когда знания, полученные и переработанные организацией на предыдущих этапах, получили свое выражение через провозглашенные ценности: миссия организации, цели и символы, артефакты и проходят процесс индивидуального осознания.
Зрелость организации означает, что ей удаeтся сохранять устойчивое положение во внешней среде; показывает, что остальные процессы переработки опыта и встраивания его в существующую систему представлений имеют явное выражение в базисных представлениях организационной культуры и подкреплены мощно влияющими на членов организации артефактами.
4. Стадия старости. Этап спада.
Этап спада — период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли; организация ищет новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация). Происходит накопление неформализованных знаний, которые между тем никаким образом не встраиваются в существующую систему представлений.
7. Моделирование организационного поведения (модель М.Грегора, теория Оучи, технология моделирования А.И.Кочеткова).
Модель Д. Макгрегора люди типа «Х» и люди типа «У».
Теория Х:
• Обычный человек не любит работы и стремится ее избегать;
• Заставить людей работать можно только принуждением, контролем, приказами и т.д.;
• Средний человек предпочитает чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственности и желает находиться в безопасной ситуации.
Теория У:
• Нежелание работать не является врожденным. Люди могут осуществлять
самоконтроль и самопобуждение к деятельности;
• Ответственность и обязательства по отношению к целям организации зависит от вознаграждения, получаемого за результаты труда;
• Наиболее важным вознаграждением является то, которое связано с удовлетворением потребностей в самовыражении и самоактуализации;
Модель У. Оучи теории «Z».
Основные положения теории «Z»:
• Стремление к долгосрочному найму кадров;
• Создание условий для группового принятия решений;
• Индивидуальная ответственность;
• Менее формальные системы контроля деятельности;
• Неспециализированная карьера;
• Всесторонняя забота о работниках.