Предмет и задачи организационного поведения. Методологические особенности.
Предмет и задачи организационного поведения. Методологические особенности.
Предметом ОПявляются основные закономерности и движущие силы, которые определяют поведение людей в организации в условиях совместного труда и межличностного общения.
Задачи организационного поведения:
· Систематическое описание поведения людей в различных возникающих в процессе труда ситуациях.
· Объяснение поступков людей в определенных условиях. Плох тот руководитель, который имеет возможность обсуждать с людьми их поведение и влиять на него, но не пользуется ею и не понимает причин лежащих в основе действий сотрудников.
· Предсказание поведения людей. Умение предвидеть ситуацию и ее развитие основано на профессиональных знаниях и интуиции менеджера.
· Овладение навыками управления поведением людей в процессе работы и поиск путей повышения эффективности их деятельности.
Методологические особенности ОП:
1 - междисциплинарность, синтетичность. Синтетичный характер ОП вытекает из того, что синтезируются различные науки с другими областями познания. В ОП используются различные способы познания:
A)научное познание опирается на теоретические обобщения;
Б)обыденное познание опирается на наблюдение, которое основано непосредственно на наблюдаемых нами свойствах предметов/явлений;
B)художественное познание - образная форма отображения действительности, направленная на личность;
Г)религиозное познание - мир оно рассматривает как проявление божественного замысла.
2 - Системность ОП проявляется в том, что в основе изучения основных проблем лежит системный подход - направление в методологии научного познания и ее официальной практике, которое опирается на понимание изучаемого объекта как системы.
Структура организационного поведения. Природа поведения.
В качестве организационных систем в данной дисциплине рассматривается личность, группа, организация, общности Организационной единицей выступает личность, которая лежит в основе любых организационных структур. Под организацией в ОП принято понимать – скоординированное образование, состоящее по меньшей мере из двух человек, которые работают, взаимодействуют для достижения общей цели. ОП – систематически научный анализ индивидов, групп и организаций, с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации. Поведение индивидов в значительной степени определяется целью и задачами, которые ставит перед собой организация, теми ограничениями, которые она накладывает на личность.
Природа поведения. Поведение - осознанное действие, поэтому, чтобы понять природу поведения, необходимо знать, что такое сознание.
Сознание - человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении, т.е. психологическая деятельность как отражение действительности. Бессознательное или неосознанное чувство - это не непережитое чувство, а чувство, в котором переживание не соотнесено или неадекватно соотнесено с объективным миром.
Природа человека, социально-психологическая структура личности
Природа человека - это уникальное в своей противоречивости единство материального и духовного, природного и социального.
Природу личности отражает ее социально-психологическая структура, в которой выделяется: направленность, характер, темперамент, способности.
Темперамент - система природных качеств.
Способности - совокупность интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств.
Характер - синтез отношений и способов поведения.
Направленность представляет собой совокупность тенденций, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами.
Каждая личность - это индивидуальность.
Модель У. Оучи теории «Z».
Основные положения теории «Z»:
• Стремление к долгосрочному найму кадров;
• Создание условий для группового принятия решений;
• Индивидуальная ответственность;
• Менее формальные системы контроля деятельности;
• Неспециализированная карьера;
• Всесторонняя забота о работниках.
Поведенческий маркетинг.
Поведенческий маркетинг— изучение рынка поведения производителей и контрагентов, исходя из выработанной в организации стратегии развития и в соответствии с моделями поведения сотрудников для адаптации организации к изменениям внешней среды.
Выделяют следующие направления поведенческого маркетинга:
1) Поведение сотрудников задается стратегией развития организации и является составной частью репутации организации и компетенции персонала. Это направление предполагает формирование и поддержание у сотрудников требуемых стандартов поведения в соответствии с моделями поведения.
2) Поведение клиентов. Клиенты — ключевая группа, ради которой, в конечном счете, и существует организация. Данная группа включает: непосредственно потребителей и заказчиков. Поведение изучается специалистами организации, собирается всевозможная информация о клиентах при помощи анкетирования, при проведении презентаций, маркетинговых акций, в результате чего составляется банк данных клиентов организации.
3) Поведение поставщиков — изучение перспективы работы с уже существующими поставщиками с учетом стратегии развития организации и наличия альтернативных вариантов на рынке.
4) Поведение акционеров — изучение поведения желающих вложить свои свободные средства в развитие организации, возможностей привлечения упрочение и повышение частоты функциональных форм поведения.
Предмет и задачи организационного поведения. Методологические особенности.
Предметом ОПявляются основные закономерности и движущие силы, которые определяют поведение людей в организации в условиях совместного труда и межличностного общения.
Задачи организационного поведения:
· Систематическое описание поведения людей в различных возникающих в процессе труда ситуациях.
· Объяснение поступков людей в определенных условиях. Плох тот руководитель, который имеет возможность обсуждать с людьми их поведение и влиять на него, но не пользуется ею и не понимает причин лежащих в основе действий сотрудников.
· Предсказание поведения людей. Умение предвидеть ситуацию и ее развитие основано на профессиональных знаниях и интуиции менеджера.
· Овладение навыками управления поведением людей в процессе работы и поиск путей повышения эффективности их деятельности.
Методологические особенности ОП:
1 - междисциплинарность, синтетичность. Синтетичный характер ОП вытекает из того, что синтезируются различные науки с другими областями познания. В ОП используются различные способы познания:
A)научное познание опирается на теоретические обобщения;
Б)обыденное познание опирается на наблюдение, которое основано непосредственно на наблюдаемых нами свойствах предметов/явлений;
B)художественное познание - образная форма отображения действительности, направленная на личность;
Г)религиозное познание - мир оно рассматривает как проявление божественного замысла.
2 - Системность ОП проявляется в том, что в основе изучения основных проблем лежит системный подход - направление в методологии научного познания и ее официальной практике, которое опирается на понимание изучаемого объекта как системы.