Билет 15. Происхождение выразительных движений (Дарвин)
Впервые эмоционально-выразительные движения стали предметом изучения Ч. Дарвина.
Согласно мнению Дарвина телесные проявления эмоций — рудименты прежних эволюционно оправданных приспособительных реакций (страх приводил к увеличению мощности мышечных реакций за счет выделения адреналина). Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям жизни.
Дарвин пишет, что главные выразительные движения, носят врожденный или наследственный характер; другими словами, этим движениям не обучаются, хотя некоторые из них начинают выполняться с полнотой и совершенством не сразу, а после определенной индивидуальной практики.
Небольшое количество выразительных движений заучивается каждым индивидом, некоторые возникают в попытке скрыть врожденные выразительные движения.
Хотя в некоторых случаях сознание и воля активно участвовали в формировании выразительных движений, но тем не менее мы не осознаем как движутся какие мышцы.
Обладаем ли мы инстинктивной способностью узнавать выразительные движения?
Пример: ребенок, никогда не видел, как плачет взрослый, но при этом отозвался на притворный плач няни грустным выражением лица.
Именно врожденное чувство должно быть подсказало ему, что чувствует няня.
Поведение и развитие выразительных движений Дарвин объясняет, опираясь на три принципа:
1) Принцип целесообразности, полезности. Ряд выразительных движений, телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, являются рудиментами ранее целесообразных инстинктивных движений, реальных приспособительных реакций организма, которые сохраняют в определенной степени свой биологический смысл и вместе с тем являются биологически значимыми сигналами для представителей не только своего, но и других видов.
2) Принцип антитезы. Некоторые выразительные движения могли возникнуть по контрасту, выражая противоположные чувства.
3) Принцип порождения действий свойствами нервной системы. Некоторые выразительные движения являются просто разрядкой нервной системы и наблюдаются при сильных эмоциях и вспышках аффекта
Выразительные движения играют большую роль в нашей жизни. Они служат первым средством общения матери и ребенка, придают живость речь, помогают смягчить эмоции.
Билет 18. Классификации эмоций (Рубинштейн, Леонтьев).
· Рубинштейн
1) Определение
Эмоция – это переживание, характеризующее состояние субъекта и его отношение к объекту, а не содержание события, в отношении которого она возникает.
Эмоции – психическое отражение актуального состояния потребности. Эмоции легче выявить тогда, когда потребности не удовлетворены.
Эмоциональные переживания полярны (всякое переживание имеет свою противоположность).
Объективная роль в жизни человека и основная функция: эмоции объективно связывают между собой события в жизни человека с его потребностно - мотивационной сферой. Эмоции всегда возникают в связи с определенными потребностями или мотивами и по отношению к каким-либо событиям.
2) Классификация
Основание: по отражаемому предмету, по функции, по степени осознания, по уровню развития, по степени обощенности.
Выделяет 4 вида эмоциональных переживаний:
ü Чувства (эмоции) - переживания, передающие отношение человека к внешнему миру.
Выделяют 3 уровня чувств (в связи с мотивационно - потребностной сферой личности и по возможности осознания):
1. Уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Чувства возникают в связи с органическими потребностями человека. Пр.: удовольствие/неудовольствие. Не осознаются, беспредметные.
2. Предметные чувства. Устойчивые эмоциональные переживания по отношению к определенным предметам, имеющим устойчивый интерес человека. Здесь чувство – отношение к миру, выраженное в осознанном переживании. Пр.: чувства интеллектуальные (познавательные интересы), эстетические и моральные (моральные ценности). Это любовь или ненависть к кому-то, возмущение поступком.
3. Уровень обобщенных чувств. Выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. Связаны с мышлением. Соотносятся с обобщенными жизненными ситуациями. Пр.: чувства юмора, иронии, возвышенного, трагического.
ü Аффекты – стремительный, бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, защитная реакция организма в ситуации жизненной опасности, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии.
ü Страсти – сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. Человек теряет контроль над своим поведением, страсть навязывает его. Страсть выражается в соответствующей направленности всех помыслов личности на единую цель. Единство эмоциональных и волевых мотивов.
ü Настроение – общее диффузное беспредметное эмоциональное состояние. Настроение не предметно, а личностно; оно не приурочено к какому-то событию, а разлитое общее состояние.
· Леонтьев
1) Определение
Эмоции – психическое отражение смыслов выполняемых действий и условий их выполнения.
Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимых, действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Эмоции есть ключ к осознанию мотива, его поверхностное проявление.
2) Классификация
Основание: средства управления эмоциями, наличие/отсутствие таких средств, уровни развития эмоциональной жизни.
Выделяет 3 класса эмоциональных процессов:
ü Аффект – сильное и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию. Не являются управляемыми.
ü Собственно эмоции– более длительные состояния, иногда слабо выраженные во внешнем поведении. Имеют ситуационный характер, выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Они носят идеаторный характер - способны предвосхищать ситуации и события которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Они способны к обобщению и коммуникации - эмоциональный опыт шире, чем опыт индивидуальных переживаний (источник: сопереживание).
ü Чувства – предметные эмоциональные состояния, возникающие в результате специфического обобщения эмоций, которые связываются с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или обобщенном. Они относительно постоянны, не зависят от конкретной ситуации.
Эти классы различаются как по качественным характеристикам, так и по доле участия в регуляции деятельности (основная функция эмоций – регулирующая)
3) Эмоции и деятельность
С одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают обычно у человека те или иные чувства, с другой – чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятельность. Эмоции не только обуславливают деятельность, но и сами обуславливаются ею.
Деятельность на удовлетворение потребности – эмоция (отношение цели и результата).
Ход деятельности:
предвидение критических точек – нарастание напряжения – минуя точку – разрядка.
Внутренняя противоречивость деятельности – возбуждение.
Гармоничный характер деятельности – успокоение.