Тема 6. маркетинг и конкуренция
Необходимость и значимость изучения конкуренции на современном этапе развития экономики рекомендуется оценить по материалам специализированных изданий средств массовой информации. В рамках изучения темы студентам рекомендуется обратить особое внимание на процесс и методы оценки конкурентоспособности товаров (работ, услуг), предприятий. Рассмотрение технологии анализа конкурентов на базе концепции 4 «Р», определение роли и образа предприятия должно осуществляться во взаимосвязи с процессом разработки стратегий присутствия на конкурентном рынке.
Теоретическую основу темы составляют ключевые понятия и категории: конкуренция, конкурентоспособность, ниша рынка, потенциал рынка.
Литература: 1 [с. 63–84]
План занятия
Маркетинг и конкуренция. Роль и значение конкуренции на рынке. Ценовая и неценовая конкуренция. Роли и образы конкурентов на рынке. Оценка конкурентоспособности фирмы.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Прокомментировать утверждение: «Конкуренция является основной регулирующей и контролирующей силой в экономике».
2. Какой тип конкурентной стратегии является наиболее подходящим для людей, впервые открывающих свое дело и вступающих в свой бизнес? Для тех предпринимателей, которые желают быстрого успеха? Для деловых людей, склонных избегать прямых столкновений с конкурентами? Почему?
3. Чем руководствуются экономисты, настаивая на недопустимости введения каких-либо юридических ограничений и препятствий расширению и свертыванию отдельных отраслей? Вступлению в ту или иную отрасль?
4. Чем характеризуется конкурентоспособность фирмы?
5. Какую информацию целесообразно накапливать в банках данных фирмы для изучения потенциальных конкурентов?
Практические задания
1. Дать оценку деятельности фирм-конкурентов, специали-зирующихся на оказании парикмахерских услуг, воспользовавшись методами: а) суммы мест; б) балльной оценки. Оценить уровень конкурентоспособности «Салона красоты».
Исходные данные сведены в табл.2.
Таблица 2
Исходные данные фирм-конкурентов
Показатель | Конкурент | ||
«Салон красоты» | «Универсаль» | «Стиль» | |
Объем реализации, тыс.р. | |||
Качество услуг | удовлетворительное | Хорошее | хорошее |
Использование прогрессивных технологий | не использ. | использ. | использ. |
Культура обслуживания | Низкая | Высокая | Высокая |
Рентабельность услуг, % |
2. На рынке общий оборот услуг по пошиву и ремонту одежды составил 14 млн. р. Оборот предприятия в общем обороте – 5 млн. р. Результаты исследования рынка показали, что на этом рынке оборот можно повысить до 20 млн. р., если заинтересовать потенциальных покупателей. Ответить на вопросы:
1) Какова доля предприятия на рынке?
2) Каковы потенциал рынка, потенциал сбыта предприятия?
3) Какой потенциал рынка уже использован?
3. В отрасли А функционируют 2311 фирм, а в отрасли В – всего 24. Не выдержали конкуренции и прекратили существование соответственно 150 и 4 фирмы. Рассчитать, насколько возросли размеры рынка для каждой из продолжающих конкурентную борьбу фирм первой и второй отраслей. В какой отрасли выше интенсивность конкурентной борьбы?
4. Население города обслуживает пять фирм по пошиву одежды с объемом реализации: 1 – 200 тыс. р.; 2 – 730 тыс. р.; 3 – 125 тыс. р.; 4 – 573 тыс. р.; 5 – 330 тыс. р.
Определить емкость рынка, долю рынка каждой фирмы. Возможно ли увеличение емкости рынка, если платежеспособный спрос населения на данный вид услуг, по данным опроса экспертов, составил 2500 тыс. р.?
Контрольные вопросы
1. Что такое конкурентоспособность товара?
2. Что входит в понятие «качество товара»?
3. В чем сходство и различие понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность»?
4. В чем проявляется воздействие рынка на качество и конкурентоспособность товара?
Контрольные тесты по теме
1. Рынок олигополии характеризуется …
а) полной свободой «входа-выхода»;
б) возможностью продавца повлиять на цену, сложившуюся на рынке продукции;
в) большим количеством продавцов на рынке;
г) большим количеством покупателей на рынке.
2. Если конкурентная позиции фирмы (роль фирмы в конкурентной борьбе) – «претендент на лидерство», - то доля фирмы на рынке составляет примерно …
а) 20 %; в) 40 %;
б) 10 %; г) 30 %.
3. Если рыночная доля фирмы более 25, но менее 50% рыночной доли лидера, то следует использовать…
а) оборонительную стратегию; в) стратегию поддержания;
б) созидательную стратегию; г) стратегию развития.
4. Если актуальной стадией жизненного цикла продукции является внедрение, конкуренты имеются и спрос эластичный, то следует принять…
а) стратегию хищнической цены;
б) стратегию высокой цены;
в) стратегию цены проникновения;
г) стратегию поддерживающего маркетинга.