Тема 3. поведение потребителя
В рамках изучения темы студентам рекомендуется обратить особое внимание на модель покупательского поведения и процесс принятия решения о покупке. Рассмотрение факторов, влияющих на потребительское (покупательское) поведение, позволит понять особенности систематизации задач, стоящих перед маркетологами при разработке политики присутствия фирмы на потребительском рынке. Изучение теорий мотивации Фрейда и Маслоу необходимо для понимания поведения потребителей.
Теоретическую основу темы составляют ключевые понятия и категории: побудители и раздражители поведения потребителя, культура, субкультура, социальный класс, социальная групп, семья, лидеры мнений и распространения инноваций.
Литература: 1 [с. 37–63]
План занятия
Влияние окружающей среды на поведение потребителя. Модель покупательского поведения. Процесс принятия решений потребителем о покупке. Природа покупки товара.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Для чего необходимо моделировать поведение конечного потребителя и в чем оно заключается?
2. Определить уровень потребности в иерархии А. Маслоу, на удовлетворение которых рассчитаны следующие товары, услуги:
а) индикаторы дыма;
б) международная телефонная связь;
в) страхование.
3. Потребитель, выбирающий универсам для повседневных покупок, находится на этапе оценки вариантов. Какие факторы будут особенно важными для большинства потребителей при выборе универсама (назвать три фактора в порядке их убывающей значимости)?
4. Получив задание, разработать модель потребительского поведения. Какие переменные и/или отношения можно включить в нее, помимо тех, о которых шла речь в данной теме?
5. С какой целью в модель процесса покупки включен этап реакции на покупку?
6. Соотнести этапы процесса принятия решения о покупке с вашей недавней покупкой пары обуви.
7. Как можно оценить и измерить личные потребности?
8. Каковы отличия и особенности моделирования поведения предприятия-потребителя?
Логические суждения (верно/ неверно)
1. Факторы, влияющие на покупательское поведение, не поддаются контролю со стороны деятелей маркетинга.
2. Человек склонен запоминать лишь информацию, поддерживающую его отношения и убеждения в коммерческом плане.
3. Результаты изучения мотивации покупателей не представляют ценный материал.
4. Люди более склонны замечать раздражители, связанные с имеющимися у них в данный момент потребностями.
5. Потребитель получает наибольший объем информации о товарах из личных источников.
Контрольные вопросы
1. Какие основные принципы формируют представления о поведении потребителей?
2. Какие факторы определяют поведение потребителей на рынке?
Контрольные тесты по теме
1. Чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо является:
а) необходимостью; в) запросом;
б) потребностью; г) нуждой.
2. Потребность, подкрепленная покупательной способностью – это:
а) запрос; в) товар;
б) нужда; г) услуга.
3. Основная первопричина, определяющая потребности и поведение человека, является его:
а) мотивация; в) культура;
б) семья; г) экономическое положение.
4. Что относится к побудительным факторам маркетинга в развернутой модели покупательского поведения?
а) методы распространения;
б) процесс принятия решения покупателями;
в) выбор объекта покупки;
г) характеристики покупателей.
5. Группы, оказывающие прямое или косвенное влияние на отношения или поведения человека, называются…
а) национальностью; в) социальными группами;
б) общественными классами; г) референтными группами.
6. Определенные перемены, происходящие в поведении индивида под влиянием накопленного опыта, называются…
а) запоминанием; в) усвоением;
б) мотивом; г) восприятием.
7. К какому виду референтной группы потребителя относится его семья?
а) вторичная группа; в) социальная группа;
б) первичная группа; г) желательная группа.
8. Склонность людей трансформировать информацию, придавая ей личностную значимость, называется…
а) избирательным усвоением;
б) избирательным запоминанием;
в) избирательным восприятием;
г) избирательным искажением.
9. Как называются лидеры мнений в своей среде, воспринимающие новые идеи довольно рано, хотя и с осторожностью, в классификации людей по степени их восприимчивости товара-новинки?
а) раннее большинство; в) ранние новаторы;
б) ранние последователи; г) новаторы.
10. Если потребитель предпочитает несколько торговых марок, его привлекают скидки по ним, он редко их меняет и обычно не стремится апробировать новые марки, то говорят, что существует…
а) отсутствие приверженности к торговой марке;
б) полная приверженность к торговой марке;
в) частичная приверженность к торговой марке;
г) определенная приверженность к торговой марке.
11. Кто автор теории мотивации, в основе которой лежит утверждение, что формирование поведения человека происходит под воздействием множества неосознанных влечений?
а) Фрейд; в) К. Маркс;
б) Ф. Котлер; г) А. Маслоу.
12. Что относится к потребности человека с точки зрения маркетинга?
а) пища; в) знания;
б) одежда; г) фасоль.