V. Рынок интеллектуальных продуктов.
В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция увеличения значимости рынка интеллектуальных продуктов и финансового рынка.
В свою очередь указанные рынки подразделяются на:
- национальные;
- международные;
- внутренние.
Необходимо отметить, что важной характеристикой товарного рынка является его емкость, которая рассчитывается как сумма внутреннего производства товаров плюс импорт (прямой и косвенный) за вычетом экспорта (прямого и косвенного). Емкость обычно рассчитывается в натуральном и денежном выражениях по следующей формуле:
Ер = П+З+И-Э, где
П - национальное производство данного товара в данной стране;
З - остаток товарных запасов на складах организаций-изготовителей в данной стране;
И - импорт;
Э - экспорт.
Предприятие должно оперировать на рынке определенной емкости, где оно может получить достаточную экономию. Например, предприятие с общим оборотом в 1 млрд. долларов вряд ли стоит всерьез изучать возможность выхода на рынок (сегмент рынка), где совокупный объем продаж не может превысить 1 млн. долларов.
Перед любым предприятием, выходящим со своей продукцией на рынок, неизменно встает задача анализа этого рынка, включающая:
- конъюнктурные и прогнозные исследования рынка (конъюнктура рынка – результат взаимодействия спроса и предложения и его влияние на динамику развития цены);
- определение емкости рынка;
- изучение конкурентов и их стратегий;
- исследование возможной реакции покупателей и конкурентов на введение нового товара.
Функции рынка: организующая, координирующая, ценообразующая, интегрирующая, регулирующая, санирующая.
Условия эффективного функционирования рынка:
1. Право всех производить, продавать, покупать все (в рамках закона).
2.Право установления свободной цены, на которую найдется потребитель.
3.Свободнай доступ (в рамках закона) в любые отрасли производства или оказания услуг.
Вывод: рынок – регулятор процесса производства и потребления и координатор процесса купли-продажи.
Сегментирование рынка
Сегментирование рынка – это разбивка рынка на четкие группы (сегменты) покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары.
Сегмент рынка – это особым образом выделенная часть рынка (группа потребителей), обладающая определенными признаками.
Цель сегментирования рынка – выявить наиболее важные для каждой группы потребителей потребности в товарах и сориентировать свою деятельность на удовлетворение спроса.
Рынок (сегмент), сориентированный на определенный вид товара, называют целевым рынком. То есть, это наиболее привлекательный для предприятия рынок, на котором оно сосредотачивает свою деятельность.
В зависимости от типа рынка меняется и тип маркетинга.
Различают:
- массовый маркетинг – это массовое стимулирование одного и того же товара для всех покупателей сразу;
- дифференцированный маркетинг – применяется при производстве нескольких товаров с различными свойствами (разного качества, разного оформления, в разной расфасовке и т.д.), когда надо создать разнообразие товара для покупателей с различными вкусами;
- целевой маркетинг – разработка товаров для определенной группы потребителей. Например, фирма «Coca-Cola» создала свой напиток «лайт» для удовлетворения нужд потребителей, заботящихся о диете.
Сегодня предприятия все больше переходят от методов массового и товарно-дифференцированного маркетинга к технике целевого маркетинга.
При сегментировании рынка (потребительских товаров) используются следующие критерии: географические; демографические; социально-экономические; психографические (личностные); поведенческие.
Географическая сегментация – деление рынка на различные географические регионы (страны, республики, города, области, районы и т.д.). Например, шубы, кожа, сапоги – это такой товар, который не везде пользуется спросом.
Демографическая сегментация – деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей как: возраст, пол, семейное положение и т.д. Например, мужские и женские сигареты , автомобили.
Социально-экономическая сегментация – предполагает деление потребителей по уровню доходов, роду занятий, уровню образования, принадлежности к социальной группе. Например, уровень образования предполагает использование соответствующей литературы, а принадлежность к социальной группе – использование соответствующего транспорта, одежды и т.д.
Психографическая сегментация – деление рынка на различные группы в зависимости от образа жизни, характеристики (типа) личности. Образ жизни характеризует то, на что потребители тратят свое время, как отдыхают, в каких домах и квартирах живут, что представляет их интерьер, хобби.
Поведенческая сегментация – предполагает деление потребителей на группы в зависимости от их знаний, отношений, характера использования товара, реакции на товар.
При сегментировании рынка товаров производственного назначения могут быть использованы многие из признаков сегментирования рынка потребительских товаров. Например, географические и поведенческие признаки.