Понятие и факторы конкурентоспособности
Аннотация
Статья посвящена изучению вопросов управления конкурентоспособностью бизнеса в современный век глобализации, развития технологий и инноваций. Цель работы состоит в проведении анализа значимости факторов конкурентоспособности и предложении компаниям эффективных инструментов создания конкурентных преимуществ.
Ключевые слова
Бизнес, конкурентоспособность, внешняя среда, внутренняя среда, сотрудничество, слияния и поглощения, стратегическое лидерство.
Введение
Обеспечение конкурентоспособности национального бизнеса – задача, в поиске решения которой постоянно находятся как представители бизнеса, так и органы власти. Компании в первую очередь стремятся закрепить позиции и обеспечить конкурентные преимущества своей продукции и своего конкретного пред- приятия. Однако в том случае, если потенциальная или реальная угроза их конкурентоспособности касается интересов всей отрасли, компании зачастую переходят на общеотраслевой уровень и совместно разрабатывают стратегические решения для укрепления позиций всего сектора экономики.
Государство, говоря о национальной конкурентоспособности, имеет в виду в первую очередь конкурентоспособность экономики страны в целом, понимая, что для этого нужны конкурентоспособные отрасли, предприятия и продукция. С этой целью органы власти будут предлагать различные методы поддержки бизнеса, менять законодательство, решать инфраструктурные, экологические вопросы и т. п.
Однако на каком бы уровне не решались вопросы обеспечения конкурентоспособности, универсальные рецепты отсутствуют до сих пор. В каждой конкретной ситуации при вновь возникающей проблеме те же меры могут дать как положительный, так и отрицательный результат, настолько сложна, многообразна и динамична среда, в которой формируются конкурентные преимущества бизнеса.
В настоящем исследовании ставится цель рассмотреть понятие и факторы конкурентоспособности бизнеса, чтобы в дальнейшем предложить ряд инструментов, которые в современных условиях и ближайшее десятилетие будут наиболее эффективными в управлении конкурентоспособностью на уровне компаний.
Заключение
Обеспечение конкурентоспособности бизнеса в XXI веке, в условиях глобализации, инноваций, знаний и технологий, становится все более сложной задачей для компаний. Умение предвидеть изменения, инициировать их и быстро принимать эффективные стратегические решения становится первостепенным фактором в обеспечении лидирующих позиций на рынке. Изменения могут происходить во внешней или внутренней среде компании и являться как источниками, так и угрозами для конкурентоспособности.
Наиболее эффективными инструментами реакции бизнеса на динамику факторов внешней среды или её форсированного изменения в настоящее время являются сотрудничество фирм и слияния / поглощения. Эти две стратегии внешнего роста широко используются бизнесом и дают ряд преимуществ, необходимых для закрепления и лидерства на рынке.
Среди внутренних и внешних источников конкурентоспособности решающую роль на современном этапе играют факторы внутренней среды компании. Качество и разнообразие ресурсов и бизнес-процессов, способность компании создавать знания и инновации определяют быстроту и эффективность реакции на изменения во внешней среде. Важнейшее значение в управлении внутренней средой играет стратегическое лидерство как новый стиль управления организацией в XXI веке, при котором руководство направляет потенциал всех человеческих ресурсов фирмы на создание знаний и инноваций, что приводит к росту стоимости бизнеса, доли рынка и уровня рентабельности как основных показателей конкурентоспособности компании.
Библиография
1. Басманов Е. Бренд Apple стал еще дороже // РБК daily. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rbcdaily.ru/2012/09/20/world/562949984752964.
2. Кит П.П. Формы межфирменных стратегических альянсов в автомобильной промышленности // Бизнес пищевых ингредиентов. – 2006. – № 12. – С. 36.
3. Коваленко И.С. Теория Г. Хофстеде как основа кросскультурных исследований в маркетинге // Научный потенциал студенчества в ХХI веке. Материалы III международной научной студенческой конференции. Т. 2. – Ставрополь, 2009. – С. 74-77.
4. Любимская А. Седьмой вал // Эксперт. – 2010. – № 6(90). – С. 8.
5. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. – Смоленск: Ойкумена, 2005. – 496 с.
6. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и с предисловием Щетинина В.Д. – М.: Международные отношения, 1993. – 896 с.
7. Прытин Д. Самые дорогие бренды мира в 2009 году // РБК.Рейтинг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rating.rbc.ru/article.shtml?2009/10/06/32578590.
8. Grant R.M. Contemporary strategy analysis. – Oxford: Blackwell Publishing, 2002. – 551 p.
9. Ireland R., Hitt M. Achieving and maintaining strategic competitiveness in the 21st century: The role of strategic leadership // Academy of Management Executive. – 2005. – No. 4 (19). – Pp. 63-77.
10. Snowdon B., Stonehouse G. Competitiveness in globalized world: Michael Porter on the Microeconomic Foundations of the Competitiveness of Nations, Regions and Firms // Journal of International Business Studies. – 2006. – No. 2(37). – Pp. 163-175.
Klochko Ol'ga Aleksandrovna
PhD (Economics),
associate professor of the department of trade policy,
National Research University – Higher School of Economics,
P.O. Box 101000, Myasnitskaya str., No. 20, Moscow, Russia
Abstract
The article is dedicated to the issues of managing competitiveness in the modern age of globalization, technology and innovation. The purpose of the paper is to analyze the influence of factors of competitiveness and offer effective tools for companies to create competitive advantages. The working classification of competitiveness factors includes external and internal factors. The external business environment covers industry-specific environment – competitors, customers, suppliers, as well as non-sectoral, economic, social, political, technological and other factors. The most effective tools for business responses to the dynamics of environmental factors or its forced changes in the present are different forms of inter-firm co-operation and mergers and acquisitions strategy. Both external growth tools are widely used in business and provide a number of benefits that are required for tightening up and market leadership. However, the leading role in ensuring the competitiveness of the business at the present stage plays the internal environment of the company, its resources and business processes. The quality and uniqueness of the internal environment of the company is provideв by the strategic leadership – a leadership style, aimed at knowledge, innovation and technology creation that are not available to competitors. Research methods include theoretical analysis, interviewing experts, analysis of best practices. The results can be used by management companies in various economic sectors in the development, adoption and implementation of strategic decisions. Author's contribution consists in providing the most effective management tools of business competitiveness at present.
Keywords
Business, competitiveness, external environment, internal environment, cooperation, merger and acquisition, strategic leadership.
Introduction
Securing national business competitive power – is the problem which both business representatives and government authorities are in search of the solution to. First and foremost companies tend to consolidate their positions and secure competitive edges of their products and their concrete enterprise. However in case of potential or real threat to their completive ability concerns the interests of the whole branch, the companies often pass to industry-wide level and work out corporate actions in order to consolidate the positions of the whole economy sector. Speaking of a national competitive ability a state, first and foremost, means competitive ability of national economy in whole, understanding that for that end there is a need for competitive branches, enterprises and products. With this end in view authorities will offer various methods of business support, change laws and regulations, solve infrastructural and environmental matters etc.
Yet, so far there are no universal formulations regardless of the level these competitive ability problems are solved on. In each specific situation the result can be both positive or negative as the environment where such business competitive advantages are formed is very complex, multifarious and dynamic.
The present study intends to examine the idea and factors of business competitive ability, so that from this point on offers a range of tools which will be the most effective in competitive abilities control on the level of companies in the near decade.
Idea and factors of competitive ability
The term "competitive ability" during the last 20 years became rather actual because a great number of new states entered the circle of the world economy so economical competition among countries has strengthened. Revelation of national markets, lowering of trade barriers, globalization and internationalization processes as a whole led to that sort of aggravation of competition, so in actual fact none of a company in the world can be sure in its tomorrow. There are always new threads on the horizon in the form of pioneer substitute products, bankruptcy of suppliers, changes in tax regulations, rates of exchange, countries entering WTO, world crisis etc.
The actuality and complexity of the problem can be confirmed by the fact that the questions of competitive ability are considered by economists of different specializations and are set out in various economic disciplines. Thus, competitive goods is mainly marketing field of research, which educe essential consumer qualities and terms of goods proposal in the market with a view to ensuring great demand for it. A competitive company – is the problem of strategic management which allocates the targets of business profitability and its benefits, which are necessary for long-term market presence. The competitive branch and national economy are studied by specialists in the field of world economy as here the competition is of international aspect and the function of government regulation in some cases is of fundamental importance.
On account of the fact that the idea is multilevel there is no single, recognized definition of the term "competitive ability. Therefore prior to relying on one oа the multiple definitions we need to define which level is the key and backbone one. Without controversy that is the level of a company. It is just a company and, to be more precise, its actions an decisions realized by its managers and employees make products, compete with other national and foreign companies, together with other companies of the country form a branch and contribute in national GDP. The leading researchers in this field consider market share and profitability as the basic criteria. The positive dynamics of these rates in the longer term mean that the product of a company finds a market, i.e. it is competitive, that the branch wherein the firm is functioning is consolidating on domestic or foreign markets, that it contributes to national economy by way of work positions, taxes, levies and other payments.
However, while distinctly understanding the main objectives of their business and criteria of competitive ability, all too often companies do not know where to find growth sources and do not investigate which factors bring an appreciable effect and which should not be considered at all. Aside from that when colliding with changes managers often respond to accomplished events just using intuition or the most evident short-run decisions. Yet it would be more effective to foresee the events which can influence their business, and to develop reaction strategies through acting proactively. In such a manner business may not wait for any changes but to create, but to provoke them pro domo sua.
The most complete system of sources of competitive advantage of a company was suggested by an English scientist in the field of strategic management R. Grant. One of the approaches he proposed lies in separation of inner and external sources. For example the external sources include shift in consumers' tastes, onset of new goods and services on the market, departures of foreign economic policy of the state, changes of free market prices etc. Yet to the end that the external change frames the calmative advantage, it must render differentiated effect on companies owing to their various resources and responsibilities or strategic positioning. The peculiarities of the internal environment of a company, its resources and business processes define the character and rate of response to external changes, that's why the quality of internal environment also leads to enhancement or loss of competitive ability.
Conclusion
Securing business competitive abilities in the 21st century, in the age of globalization, innovations, knowledge and technologies becomes more and more troublesome problem for companies. Ability to foresee changes, initiate them and quickly make effective strategic decisions becomes the supreme factor as a security of leading positions on the market. Such changes can take place in internal or external environment of a company and be both the sources of competitive ability and threats for it.
At the present time the most effective tools of business reaction to the dynamics of external environment factors or its forced change are cooperation of firms and merge. These two strategies of external growth are widely used in business and give a range of advantages necessary for consolidation and leadership on the market.
In recent times factors of internal environment of a company play the decisive role among external and internal sources of competitive ability. Quality and diversity of recourses and business processes, a company's ability to create knowledge and innovations determine the quickness and effectiveness of reaction as for changes in external environment. Strategic leadership, as a new organization management style in the 21st century wherein management direct all human recourses of a company to creation of knowledge and innovations, has the most important meaning in management of internal environment. And it results in business cost increase, market share and level of profitability as the basic indexes of a company's competitive ability.
References
1. Basmanov, E., "The brand Apple became more expensive" ["Brend Apple stal eshche dorozhe"], RBK daily, available at: www.rbcdaily.ru/2012/09/20/world/562949984752964
2. Grant, R.M. (2002), Contemporary strategy analysis, Blackwell Publishing, Oxford, 551 p.
3. Ireland, R., Hitt, M. (2005), "Achieving and maintaining strategic competitiveness in the 21st century: The role of strategic leadership", Academy of Management Executive, No. 4(19), pp. 63-77.
4. Kit, P.P. (2006), "Forms of inter-firm strategic alliances in automobile industry" ["Formy mezhfirmennykh strategicheskikh al'yansov v avtomobil'noi promyshlennosti"], Biznes pishchevykh ingredientov, No. 12, p. 36.
5. Kovalenko, I.S. (2009), "Geert Hofstede's theory as a basis for cross-cultural research in marketing", Scientific potential of students in XXI century. Proceedings of the III International Scientific Student Conference. Vol. 2 ["Teoriya G. Khofstede kak osnova krosskul'turnykh issledovanii v marketinge", Nauchnyi potentsial studenchestva v KhKhI veke. Materialy III mezhdunarodnoi nauchnoi studencheskoi konferentsii. T. 2], Stavropol, pp. 74-77.
6. Lyubimskaya, A. (2010), "The seventh grate wave" ["Sed'moi val"], Ekspert, No. 6(90), p. 8.
7. Pilipenko, I.V. (2005), Competitiveness of nations and regions in the world economy: theory, the experience of small nations of Western and Northern Europe [Konkurentosposobnost' stran i regionov v mirovom khozyaistve: teoriya, opyt malykh stran Zapadnoi i Severnoi Evropy], Oikumena, Smolensk, 496 p.
8. Porter, M., Shchetinin, V.D. (1993), International competition: Trans. from Eng. [Mezhdunarodnaya konkurentsiya: Per. s angl.], Mezhdunarodnye otnosheniya, Moscow, 896 p.
9. Prytin, D., ["Samye dorogie brendy mira v 2009 godu"], RBK.Reiting, available at: www.rating.rbc.ru/article.shtml?2009/10/06/32578590
10. Snowdon, B., Stonehouse, G. (2006), "Competitiveness in globalized world: Michael Porter on the Microeconomic Foundations of the Competitiveness of Nations, Regions and Firms", Journal of International Business Studies, No. 2(37), pp. 163-175.
Аннотация
Статья посвящена изучению вопросов управления конкурентоспособностью бизнеса в современный век глобализации, развития технологий и инноваций. Цель работы состоит в проведении анализа значимости факторов конкурентоспособности и предложении компаниям эффективных инструментов создания конкурентных преимуществ.
Ключевые слова
Бизнес, конкурентоспособность, внешняя среда, внутренняя среда, сотрудничество, слияния и поглощения, стратегическое лидерство.
Введение
Обеспечение конкурентоспособности национального бизнеса – задача, в поиске решения которой постоянно находятся как представители бизнеса, так и органы власти. Компании в первую очередь стремятся закрепить позиции и обеспечить конкурентные преимущества своей продукции и своего конкретного пред- приятия. Однако в том случае, если потенциальная или реальная угроза их конкурентоспособности касается интересов всей отрасли, компании зачастую переходят на общеотраслевой уровень и совместно разрабатывают стратегические решения для укрепления позиций всего сектора экономики.
Государство, говоря о национальной конкурентоспособности, имеет в виду в первую очередь конкурентоспособность экономики страны в целом, понимая, что для этого нужны конкурентоспособные отрасли, предприятия и продукция. С этой целью органы власти будут предлагать различные методы поддержки бизнеса, менять законодательство, решать инфраструктурные, экологические вопросы и т. п.
Однако на каком бы уровне не решались вопросы обеспечения конкурентоспособности, универсальные рецепты отсутствуют до сих пор. В каждой конкретной ситуации при вновь возникающей проблеме те же меры могут дать как положительный, так и отрицательный результат, настолько сложна, многообразна и динамична среда, в которой формируются конкурентные преимущества бизнеса.
В настоящем исследовании ставится цель рассмотреть понятие и факторы конкурентоспособности бизнеса, чтобы в дальнейшем предложить ряд инструментов, которые в современных условиях и ближайшее десятилетие будут наиболее эффективными в управлении конкурентоспособностью на уровне компаний.
Понятие и факторы конкурентоспособности
Термин «конкурентоспособность» стал чрезвычайно актуальным в последние 20 лет из-за включения в орбиту мирового хозяйства большого количества новых государств и усиления экономической конкуренции между странами1. Открытие национальных рынков, снижение торговых барьеров и в целом процессы глобализации и интернационализации привели к такому обострению конкуренции, что практически ни одна компания мира не может быть уверена в своём завтрашнем дне. На горизонте всегда возникают угрозы в виде новых продуктов-заменителей, банкротства поставщиков, изменений налогового законодательства, валютного курса, вступления страны в ВТО, мировых кризисов и т. д.
Подтверждением актуальности и комплексности проблемы является то, что вопросы конкурентоспособности рассматриваются учёными-экономистами разных специализаций и излагаются в разных экономических дисциплинах. Так, конкурентоспособный товар – это область исследования преимущественно маркетинга, который выявляет необходимые потребительские качества и условия предложения товара на рынке для обеспечения высокого спроса на него. Конкурентоспособная компания – это задача стратегического менеджмента, который во главу угла ставит рентабельность бизнеса и его прибыль, необходимые для долгосрочного присутствия на рынке. Конкурентоспособная отрасль и национальная экономика исследуются специалистами в области мировой экономики, т. к. здесь конкуренция носит уже исключительно международный характер, и роль государственного регулирования в ряде случаев имеет решающее значение.
В связи с многоуровневостью самого понятия отсутствует единое, общепризнанное определение термина «конкурентоспособность». Поэтому прежде чем опираться на одно из множества определений, целесообразно определить, какой из уровней является ключевым, системообразующим. Бесспорно – это уровень компании. Именно компания, а точнее действия и решения, осуществляемые её менеджерами и сотрудниками, производит товар, конкурирует с национальными и иностранными фирмами, вместе с другими компаниями своей страны образует отрасль и вносит свой вклад в ВВП государства.
Основными критериями конкурентоспособной компании ведущие мировые исследователи в данной области признают долю рынка и рентабельность2. Положительная динамика этих показателей в долгосрочной перспективе говорит о том, что продукт компании пользуется спросом, т. е. он конкурентоспособен, что отрасль, в которой работает фирма, укрепляется на внутреннем или внешнем рынках, что она вносит свой вклад в национальную экономику в виде рабочих мест, налогов, сборов и других платежей.
Однако при чётком понимании основных целей своего бизнеса и критериев конкурентоспособности компании зачастую не знают, где искать источники роста, и не исследуют, какие факторы дадут ощутимый эффект, а влияние каких не следует учитывать вовсе. Кроме того, сталкиваясь с изменениями, менеджеры компании очень часто реагируют на уже свершившиеся события, используя при этом интуицию или наиболее очевидные краткосрочные решения. Однако гораздо эффективнее было бы предвидеть события, которые могут повлиять на бизнес, и заранее разрабатывать стратегии реакции на них, действуя проактивно. Таким образом, бизнес может и не дожидаться каких-либо изменений, а создавать, провоцировать их в своих интересах.
Наиболее полная система источников конкурентного преимущества компании была предложена английским учёным в области стратегического менеджмента Р. Грантом. Один из предлагаемых им подходов состоит в выделении внутренних и внешних источников. К внешним источникам относятся, например, изменение вкусов потребителей, появление новых товаров и услуг на рынке, новые направления внешнеэкономической политики государства, изменение мировых цен на нефть, и т. п. Однако для того, чтобы внешнее изменение создавало конкурентное преимущество, оно должно оказывать дифференцированное действие на компании в связи с их различными ресурсами и компетенциями или стратегическим позиционированием3. Особенности внутренней среды компании, её ресурсы и бизнес-процессы определяют характер и быстроту реакции на внешние изменения, поэтому качество внутренней среды также приводит к повышению или потере конкурентоспособности.