Различие между количественными и качественными методами сбора информации.
Количественные методы отождествляются с проведением опросов. Структурированные вопросы закрытого типа, на которые отвечает большое количество респондентов.
Особенно определяются: четкая определенная информация, источники их получения, обработка данных осуществляется с помощью статистических процедур. Основные статистические методы, используемые при проведении маркетингового исследования, можно условно разделить на 6 групп:
1) статистическое наблюдение, которое может быть сплошным или выборочным. Сплошное наблюдение обычно ограничивается рамками фирмы и применятся крайне редко;
2) сводка и группировка первичных данных. На теории группировок, например, базируются принципы сегментации рынка по комплексу социально-демографических, экономических, психографических и других признаков;
3) дескриптивный анализ. В его основе лежит использование таких мер, как средняя, мода, среднее квадратическое отклонение, дисперсия и другие показатели центральной тенденции и вариации;
4)выводной анализ, в основе которого лежит проверка статистических гипотез с целью обобщения полученных результатов. Он используется, например, для сравнения результатов исследования двух групп (или рыночных сегментов), а также для определения различий между ними, например, различий в поведении двух групп потребителей, в их реакции на одну и ту же рекламу и т.п.;
5) анализ связей, направленный на определение зависимости между двумя и более переменными. Здесь находят применение методы дисперсионного, корреляционно-регрессионного и многомерного анализа. Они могут быть использованы для обоснования маркетинговых решений, в основе которых лежит множество взаимосвязанных переменных, например, зависимость объема продаж от качества товара, цены на него, эффективности рекламных кампаний, уровня жизни населения и т.д.;
6) прогнозный анализ, определяющий развитие рынка в будущем, в первую очередь спроса и предложения, на основе изучения причинно-следственных связей, тенденций и закономерностей.
Весь перечень статистических методов, применяемых в маркетинговых исследованиях, не исчерпывается перечисленными 6 группами методов. В частности, в целях описания реакции покупателей на конъюнктурные сдвиги, для обоснования стратегии маркетинга, оптимизации системы обслуживания, определения лояльности покупателей к определенной торговой марке и других задач применяются также методы статистической теории принятия решений (теория игр, теория массового обслуживания, стохастическое программирование), имитационное моделирование.
В целом в маркетинговом исследовании сочетаются различные методы изучения рыночных явлений и процессов: как формальные, основанные на количественных оценках и экономико-статистических расчетах, так и неформальные, использующие качественные методы анализа и атрибутивные оценки.
Качественные методы - термин, обозначающий, что в ходе исследования была получена информация, которую невозможно количественно измерить или для анализа которой невозможно применить количественные методы. Всегда гораздо дешевле, чем качественные; помогают выявить скрытые мотивы покупок и поведения людей; позволяет выявить некоторые характеристики, которые могут быть скрыты во время количественного анализа. Качественные исследования включают сбор анализ и интерпретацию данных, путем наблюдения за тем, что люди говорят и делают. Проведенное исследование не обладает данными которые могут быть исследованы количественно. Первые качественные методы применяются в 18 веке.
Преимущества качественных методов.
- меньшие затраты на проведение;
- помогают выявить скрытые мотивы покупок и поведения людей;
- позволяют выявить некоторые характеристики, которые м/б скрыты во время количественного анализа.
Виды сбора информации:
- Опрос (интервью и количественные методы (анкета));
- Непосредственное наблюдение;
- Эксперимент
- Кейсы (иногда выделяется).
1. Опрос - использование специальных вопросов для сбора фактов, мнений или отношения респондентов.
Интервью (как вид опроса):
1. Прямые личные контакты
- Индивидуальные беседы (глубинные интервью - в процессе исследуются детальные ответы на вопросы (один на один с респондентом));
- Групповые беседы (фокус-группы);
2. Косвенные контакты
- почтовые;
- телефонные;
- методы саморегистрации (панельное обследование).
С помощью интервью можно получить:
- реальные факты и знания респондентов
- отношение или мнение респондентов
- поведение (в прошлом, настоящем или намерения)
- классификационные переменные (демографические и социально-демографические)
Фокус-группы(вид интевью) - группы участников интервью (8-12 человек), которые под руководством специалистов обсуждают специфическую концепцию. Цель - изучить и понять, что хотят сказать люди, и почему.
3 вида:
- Исследовательские - помогают в точном определении проблемы и выдвижении предварительных гипотез, которые нуждаются в проверке.
- Имитационные - исследование подсознательных мотивов.
- Экспериментальные - дают возможность исследователю наблюдать и слушать, что потребители думают и чувствуют о продукте.
Приемы при интервью:
- Третья персона – применяется для продуктов и услуг, в кот-х респондент не заинтересован или если он не думал о об этом вопросе. В вопросе спрашивают о ком-то постороннем.
- Словесная ассоциация – базируется на предположении, что, если, вопрос задан быстро и спонтанно, то срабатывает подсознание. Используется, когда необходимо проверить марочное имя или ассоциации, связанные с продуктом.
- Закончить предложение – респондента просят откликнуться на начало предложения.
- Тематическое представление – респонденту дают какую-либо картинку и просят ее прокомментировать.
- Придумать окончание истории – респонденту предлагают закончить какую-либо историю или прокомментировать ее.
- Фантазия – респондента просят представить себя каким-либо продуктом и описать его использование.
2. Наблюдение- исследователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой, а коммуникации с респондентом остаются на втором плане.
Подходы в наблюдении:
- прямое (непосредственное) и непрямое наблюдение (изучение результатов таких наблюдений);
- открытое и скрытое;
- структурализованное (наблюдатель заранее знает за чем он будет наблюдать) и неструктурализованное (фиксирует все виды наблюдения);
- осуществляемые с помощью человека или технических средств.
Существуют виды оценки надежности результатов наблюдения:
- коэффициент согласия наблюдателя - одно и тоже событие наблюдается одновременно различными наблюдателями;
- коэффициент устойчивости - один наблюдатель производит наблюдение в разное время;
- коэффициент надежности - различные наблюдатели производят наблюдение в разное время.
3. Эксперимент - манипулирование независимыми переменными с целью определения их влияния на зависимые переменные.
Этапы:
- отбор сопоставимых между собой групп для обследования;
- создание для этих групп разной обстановки;
- установление различий между группами.
Виды эксперимента:
- лабораторные - создаются определенные искусственные условия;
- полевые - проводятся в реальных условиях.
Сравнительные характеристики | Качественное обследование | Количественное обследование |
Тип вопросов | Спорные вопросы | Точно определенные вопросы |
Размер выборки | Очень маленький | Большой |
Управление | Интервьюер должен обладать высокими профессиональными качествами | Требования к интервьюеру незначительные. |
Тип анализа | Субъективный анализ и интерпретация данных | Сводка и статистические методы |
Используемые средства | Видеоаппаратура, магнитофоны, рисунки и т.д. | Анкеты компьютерные средства |
Воспроизводимость | Очень низкая | Высокая |
Глубинные интервью
Глубинные интервью – это индивидуальная беседа, проводимая по заранее разработанному сценарию. Хотя интервьюер придерживается некого общего плана интервью, порядок вопросов и их формулировки могут существенно меняться, в зависимости от того, что говорит респондент. При использовании метода углубленных интервью на высказывания респондента не влияют окружающие (как это происходит, например, в фокус-группах).
Глубинное интервью позволяет получить неформализованную информацию качественного характера. Например, для поиска идей позиционирования и тестирования рекламных образов метод глубинного интервью один из самых обоснованных.
Также этот метод является практически единственным способом изучения труднодостижимых респондентов, недоступных для организации формализованных опросов и фокус-групп, например лиц с высокими и сверхвысокими доходами.
Глубинные интервью базируются на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов. Это позволяет добраться до самых мелких деталей, выяснить все аспекты поведения и реакций респондентов, которые могут быть важны для решения задач исследования. Проведение глубинного интервью требует очень высокой квалификации интервьюера. Интервью проводится при личной встрече в отсутствие посторонних лиц, либо по телефону, если это допускается характером исследования.
Глубинное интервью может длиться от 30 минут до 3-4 часов в зависимости от задач исследования и особенностей самого респондента. Чаще всего глубинное интервьюирование подразумевает опрос одного человека, но существуют модификации этого метода, когда в беседе принимают участие 2 или 3 респондента. Беседа фиксируется на аудио или видеопленку. Запись подвергается обработке, в результате которой исследователь получает текст всего интервью (письменная расшифровка). На основе письменной расшифровки беседы пишется аналитический отчет. Видеозапись используется также для того, чтобы учесть при анализе невербальные реакции респондентов.
Среди личных интервью данный метод глубинных интервью является наиболее дорогим. Объем выборки зависит от исследовательских задач и бюджета исследования. Как правило, в рамках одного исследования проводится не менее 20-30 глубинных интервью.
Виды глубинных интервью, реализуемых «Бизнес Аналитикой»:
- «Стандартное интервью c одним участником» - используется для решения большинства исследовательских задач, когда требуется получить предельно детализированную информацию о покупательском поведении и отношении потребителей к различным товарам и маркам.
- «Экспертные» и «B2B интервью» со специалистами и профессионалами изучаемого рынка товаров и услуг - необходимы для получения независимых «экспертных» оценок \ часто являются единственно возможным способом получения информации в отношении товаров, ориентированных на корпоративных клиентов.
- «Триады и парные интервью» - компромисс для получения «нескольких точек зрения» в ситуации, когда проведение фокус групп по тем или иным причинам невозможно. Метод позволяет сочетать живой обмен мнениями между респондентами и получить подробные детальные ответы на вопросы от каждого из участников дискуссии.
- «Дружеские триады \ парные интервью» - все участники интервью хорошо знакомы между собой, что позволяет добиться большей расслабленности и гарантирует получение интересных результатов.
Преимущества метода.
· полная представленность и «большинства», и «меньшинства» мнений в силу отсутствия влияния доминирующих личностей и проблем, связанных с групповыми процессами;
· возможность обсуждения интимных или сугубо личных тем;
· отсутствие психологического давления со стороны людей своего круга;
· преодоление определенных сложностей рекрутинга;
· преодоление тенденции выражать широко распространенные, социально приемлемые точки зрения;
· возможность более дробной сегментации совокупности респондентов по сравнению с групповыми дискуссиями
Ограничения метода
Сложность обработки данных глубинного интервью влияет на сроки проведения исследования и может вести к потере качества. Анализ данных глубинного интервью начинается с письменной расшифровки интервью с аудио или видео носителя. После этого аналитик изучает все материалы глубинного интервью и формирует в аналитическом отчете общую картину, выявленную в ходе исследования. Достаточно высокие цены на исследования методом глубинного интервью также можно отнести к условным недостаткам метода.