О пользе размышлений во время поездок
ДНЕВНИК МАРКЕТОЛОГА
О ПОЛЬЗЕ РАЗМЫШЛЕНИЙ ВО ВРЕМЯ ПОЕЗДОК
INCREDIBLE INDIA
Горобченко С.Л., Санкт-Петербург, [email protected]
О ПОЛЬЗЕ РАЗМЫШЛЕНИЙ ВО ВРЕМЯ ПОЕЗДОК
Возможно, Вам знаком такой маркетинговый метод, который можно было бы назвать «маркетингом во время прогулок», когда вы пытаетесь создать объемную картину по элементам страны, увиденным вами и сопряженным с Вашим бизнесом. Конечно же, из того, что удалось увидеть во время пребывания в стране. Каждый увиденный штрих, если он действительно серьезен, станет определенной крутящей шестерней в вашем рассмотрении и так или иначе повлияет на общую картину движения страны, покажет то или иное направление развития Вашего бизнеса.
Не без скромности заметим, что такой «маркетинг во время прогулок» является весьма важной составляющей практического маркетинга, как и искусство владения им маркетологами. Умение выделять главное из потока событий и информации, обрушивающейся на специалистов каждый день, не только экономит время, но и создает возможности для роста бизнеса или возможности упустить такие возможности (прошу прощения за тавтологию).
Для этого нужно не только обладать способностями к наблюдению, как основе такого вида практического маркетинга, но и в более развернутом виде – способностями к эмпатии, восприятию другой реальности, других культурных, экономических, этических и бизнес представлений (Кое-что о методе вы можете узнать из книги Горобченко С.Л. «Практический маркетинг. Пособие для арматурных компаний». Деп. СПб, 2012. Сокр. вариант. Журнал ТПА -экспресс, №4\2012, стр35-40).
Дело усложняется, если мы имеем дело с другой страной. Чтобы участвовать в процессах управления развитием компаний и в стратегическом планировании в других странах необходимо искать опору в закономерностях развития, выходящих за пределы того, что «видно снаружи». Видимые явления в бизнесе часто являются следствием более глубоких процессов в стране. Чтобы их открыть, необходимо глубже забираться в пласты жизни страны за пределами только лишь обязательств по контрактам.
Какие методы маркетологи могли бы применить для более глубокого изучения страны? В первую очередь приходит простой ответ – спросите любого Жителя страны, и он вам ответит, что есть, что было и что будет в стране. Однако он ответит так, как это понятно ему в его условиях жизни и это т.н. взгляд «изнутри наружу». Но наша задача увидеть «снаружи вовнутрь», поскольку тот же взятый нами Житель не сможет увидеть картину того, что нужно Российскому или международному бизнесу для ведения дел в Индии.
К тому же то, что является понятным Европейцу, может с трудом приживаться в другой стране, тем более такой далекой от нас по менталитету как Индия. Не из-за этого ли возникает недоверие между компаниями и требование гарантий первоклассного банка, неверие местным банковским аккредитивам и пр.? Для определения таких возможностей и распознания угроз в т.ч. и делаются командировки, а отнюдь не для выполнения строки отчета в командировочном задании о «проведенных переговорах». Однако представьте себе мнение бухгалтера или проверяющего о том, что командировочный съездил «познать Индию»?
Чтобы разобраться в стране, точнее – делать или нет бизнес в стране, нужно применить совсем другие методики. Нужно увидеть основные доминанты восприятий, посмотреть на развитие в последнее время как своеобразное поле сил факторов, влияющих на сознание и вытекающие из них бизнес решения компаний. Какова будет сегодняшняя фаза развития бизнес – среды и типовые линии развития компаний? Типовые линии – это и освоенные бизнес – решения и связанные с ними развивающиеся противоречия, например дилеммы: развивать или стабилизировать, продолжать действовать как есть или что-либо изменять.
Определение точек бифуркаций – вычленение ключевых событий в мозаике событий компаний, особенно лидерских, влияющих на весь бизнес в целом, может стать ключом к контракту или развитию партнерских отношений. Основные аргументы и возражения компаний подскажут и основные ответы, а аналогии в развитии между странами и компаний в них подскажут ответы об основных формах развития бизнеса в стране.
Как следствие также возникают вопросы объективности перемен в собственных компаниях и толчков, позволяющих им проводить изменения для работы в конкретной стране. Возникает переосмысление исходных положений о том, что и как развивать. Лучше становится видна диалектика изменения рынка и отраслей, выражающаяся в непрерывных количественных и качественных изменениях, поляризации, достижении определенных пределов, игре внутренних стихий, постоянстве и стремлении к развитию, часто превращающемуся в хаос. Лучше будет видно, в какой степени развилась, и будет развиваться неравномерность и противоречия между частями арматурной отрасли и рынков, определяющих вектор развития компании.
Те же идеи приложимы и к отрасли, и к рынку, и к стране. Можно определить и ритмичность, и цикличность или же волнообразность тех или иных «идеологических» волн в организациях в зависимости от их жизненного цикла, и практические следствия, вытекающие из них.
Что предопределено, а что вариативно, что подконтрольно, а что неизмеримо и неподконтрольно, что будет определенными этапами и конкретно в бесконечном изменении? Как будет происходить развитие внутренних противоречий – ведь именно они являются источником движения рынка? Что представляют из себя существующие форматы бизнеса – выступают ли они как источники сегодняшних или будущих ограничений в развитии? Отстает ли осознание необходимости изменений от практики как естественный закон жизни организаций? Что делать с проблемой перманентности перемен, которые никогда не завершаются и ограниченностью ресурсов для каких-либо идеальных действий? Это тот небольшой ряд вопросов, благодаря которым лучше осмысливается реальность происходящего и возможность найти грядущие перемены или новые потребности. Проблема заключается в том, что это надо сделать «поверх границ» в других странах.
Честно говоря, из тех сложностей, которые проявляются в развитии компаний другой страны, трудно вывести рецепты для международных компаний, желающих войти на рынок. Добавляется еще и межкультурный аспект, а если страна так сильно удалена от Вашей страны психологически как Индия (культурно, в аспекте этики и пр.), то задача становится архи трудной. Простое пользование стереотипами и заданности в виде только ваших собственных рецептов не подойдет. Опора на гибкость, в чем-то и иррациональная – именно она, скорее всего, создает условия для понимания, или как минимум терпимости и интереса к решениям, которые предлагаются локально. Кстати Индийцы в этом могут вам показать блестящий пример.
Поиск своей частоты в мире бизнес – волн и игры между полюсами, например, приспособить свою структуру или применить новую, в частности, при открытии представительств – в этом и будет заключаться гибкость. Поиск слабых сигналов, построение все новых и новых альтернативных сценариев позволяет найти границы для своего бизнеса в новой стране и лучше устранять часто «неподъемные» разрывы.
Синтезировать противоположное в новые единые структуры или разделять единое во множественное, хотя это звучит философски, однако, имеет вполне направленный смысл. Организовывать ли представительства, или как совместить конфликтующие интересы агентов – так эти вопросы будут трактоваться в своей конкретике в жизни компаний. Работа будет заключаться в поиске ограничений, мешающих функциональности компаний, нахождении разрывов в способностях, и определении ментальных установок, характерных для конкретных стран. И все это должно будет проявляться в комментариях к конкретным событиям и действиям, вытекающим из анализа этих событий.
Насколько компании в стране близки к новым моделям управления на основе развивающихся и саморазвивающихся систем? Ведь это во многом – отказ от традиционного управления и переход к управлению по типу «джаза». Чтобы из какофонии родился джаз, в жизни компании должно многое поменяться. Миссия создает основы для саморазвития и развивающего управления, построенного на этой основе, непрерывность и поляризацию, ограничения и причинность, отношения и взаимодействия, вариантность и альтернативность развития – это ключевые точки современного взгляда на бизнес. Эти пути способствуют проявлению и новых принципов управления – целостности, самопроявления, свободы, конкурентных аналогий, гармонии в динамике развития, вызова и преодоления и пр. Все это должно стоять на основе гармоничного расширения свободы компании в ходе ее развития. Например, насколько мобилен персонал и готов переезжать в другие страны? Насколько компании виртуальны, например, персонал имеет возможность работать на дому и пр.?
Мы решили пройти таким путем и в «живую» постараться увидеть, что из приведенного выше мы встретим в компаниях – наших потенциальных партнерах и потребителях. Сочетание природы, культуры, бизнес среды и массмедиа, способов ведения бизнеса, с поиском реальных признаков и свойств бизнес среды, нахождения аналогий с международным бизнесом и выведением маркетинговых и бизнес следствий и стало задачей нашей поездки. Мы проводили небольшие наблюдения, пытались глубже понять, как движется бизнес в наших отраслях-потребителях и, конечно же, старались вывести из анализа практические следствия.
Метод изучения бизнес возможностей другой страны был сформирован нами на основе сравнения и вообще, т.н. компаративистского подхода к изучению. Такой подход предполагает поиск конструктивных параллелей между развитием изучаемой страны и других стран и тех бизнес закономерностей и моделей, которые себя явно проявили в международном бизнесе. Наблюдение за простыми явлениями, поиск естественных целостностей, мало подверженных влиянию внешней бизнес, политической, социальной и других сред, выведение значимых закономерностей и тенденций для своего дела и составило нашу задачу. Живые примеры и параллели составляли основную часть поиска таких закономерностей.
Такая технология при бешеном росте информатизации и бесконечном объеме информации становится часто единственной путеводной звездой, способной не уходить в дебри многочисленных деталей, а видеть целостные картины. Поиск единого в разнородном позволяет лучше увидеть новые рецепты успешной деятельности в будущем. Ведь «общее проявляется в частном, никогда не повторяясь». Что нужно для поиска таких фракталов? (Терминология во многом взята из развивающегося нового направления в маркетинге - «фрактального» маркетинга»). Нужна технология анализа, верный выбор объектов наблюдения, уместные аналоги для сравнительного анализа разнородных бизнес элементов, умения выводить закономерности и управленческие следствия.
Поездки по стране, общение с русскими «долгожителями» Индии, от подвижников, до простых аборигенов ГОА, прямое общение с Индийцами, ежедневные вовлеченные наблюдения за тем, как ведется бизнес, за культурой, укладом, повседневным поведением и проведение содержательных параллелей, чтобы вывести значимые следствия – примерно так и проходил наш анализ. Наши личные чувства, а именно те случаи, когда мы чувствовали дисгармонию или непонимание также были значимыми критериями в нахождении уместных аналогов для сравнения и выявления тенденций бизнеса.
Хочется сказать, что в таком спектре действия должны проявляться эффективные мыслительные стратегии. Умение прояснять мысль, переходить от простого восприятия к все более высоким уровням абстракции, чтобы достичь содержательных выводов и уместных управленческих решений в таких командировках развивается как никогда.
В конечном итоге, как методология изучения рынка, работа «в живую в поле», создает условия для развития навыков внимания, постановки задачи, реализации намерения, организации и постановки маркетингового исследования сложного международного делового окружения и проявления на этой основе новых знаний. Самообучение является также весьма значимым результатом такой деятельности и создает условия для построения самообучающейся организации.
INCREDIBLE INDIA
Йогу, шахматы, первый порт и даже математический «0» - все это подарила миру эта без сомнения древнейшая цивилизация в мире. Разделяясь и соединяясь, разбиваясь на сотни мелких королевств (в своем предельном виде – это более 600 государств только на территории центральной Индии), эта страна, тем не менее, демонстрировала свое неизменное духовное единство перед бесконечной чередой завоевателей с древних веков и до нынешнего времени.
Рис. Индия, www.strt.ru.
Первой неизменностью, повторяющейся на протяжении самой богатой истории страны в мире, оказывается идея о ненасилии, впервые отраженной необыкновенным арийским царем Индии. Завоевав страну, победив всех врагов, построив храмы, он первым пришел к мысли о том, что насилие – это путь в никуда. Тогда и появился первый знак ненасилия, который сейчас каждый может увидеть на гербе Индии. И Яма и Нияма, данная в йоге, комплексы внешнего этичного поведения и внутренних этических законов отражают путь движения большинства индийцев к своему совершенствованию, заключающемуся в избавлении от страданий кармы. Нам это кажется очень далеким, но наобщавшись с индийцами, это можно ощутить уже совсем близким.
Отсюда улыбчивость и дружелюбность (майстри), и малое количество преступлений, рожденное через принцип ненасилия (ахимса), правдивость (астейя) и многие другие добрые качества, способствующие пониманию в бизнесе. Пока только внешние.
Но Индия имеет свою идеалистическую философию, где эти категории развиты на значительно более глубоком уровне, а для знающих отметим, что путь Науки логики Гегеля – идеалистической диалектики и субъективного познания - во многом соответствует, если не опирается в своих переработанных терминах на путь к Кайвалье, описанный в сутрах йоги Патанджали.
Поскольку у каждого свой путь, выражаемый в свое идее жизни (свой особый Пуруша) и свой идеал (Ишта нивежда), то и люди идут своим путем, стараясь не мешать друг другу. Огромный сонм богов, где каждый имеет право выбрать своего – тому свидетельство. Наверное, поэтому один миллиард двести тысяч человек уживаются на такой небольшой территории, всего лишь чуть больше нашего Северо-запада и даже помогают сживаться друг с другом. Об этом вы постоянно слышите на дорогах, где все автомобилисты (точнее скутеристы) сигналят, предупреждая друг друга, а на большинстве грузовиков написано «blow horn» - гуди, сообщай о себе. Сверхтолерантность Индийцев можно обнаружить во всем.
В бизнесе эту ведущую нить также легко проследить. Мелкий семейный бизнес – основа экономики. Зацепился за какую-то тему - и семья из поколения в поколение живет на этом. Торговал глиной, построил над лавкой первый этаж. Все хорошо, глиняные стаканчики (как бумажные) хорошо продаются, родились дети, выросли, построил второй этаж и т.д. Сотни малых лавочек, лавчонок, скомороховских тележек с углями для поджарки кукурузы, тележки для жарки лепешек из гороха – все это проплывет перед вами при путешествии на «слиппер – басе» - автобусе со спальными местами за время долгого ночного путешествия по внутренним областям Индии. Потрясающая беднота, грязь, ниже уровня бедности находится более 20% населения, в 150 регионах правительство тщетно пытается наладить программы «продовольствие за работу». Но это не смущает самих индийцев, поскольку все это следствие кармы и вытекающей из нее кастовой разделённости.
Успешное шествие Индии в глобальную экономику началась с кризиса «Миллениума – 2000 года». За короткое время потребовалось огромное количество англоговорящих специалистов, способных проводить работы в области программного обеспечения. Понятно, что как страна санскрита - языка, наиболее походящего из человеческих языков к машинному, индийцам удается и лучше разбираться в программном обеспечении. Стремление к совершенствованию, виртуальное сознание, английский язык – стали основой первоначального бизнес-прорыва. Индия шагнула от страны дешевого текстиля и чая в глобальный мир высоких технологий. Всячески поддерживая основу своего прорыва – ИТ - индустрию, Индия построит в ближайшие годы более 450.000 домов для ИТ специалистов. К тому же сегодня это ядерная держава и 12-я экономика в мире.
ИНДИЯ И КИТАЙ
Индия доказала, что можно соперничать с Китаем. При этом можно строить бизнес на совсем других принципах. Нет возможности огромных дешевых производств, но есть дешевый и талантливый персонал, более вовлеченный в интернациональную коммуникацию, благодаря всеобщему знанию английского языка. Их сочетание после «миллениумного всплеска» породило и новые формы глобального бизнеса в Индии. В первую очередь – аутсорсинга услуг. Колл - центры, обработка документов, программное обеспечение, медицина и пр. – позволили шире применить спектр возможностей Индийцев и страны в целом.
Придя из сферы услуг в производство, в т.ч. и арматуры, Индийцы в отличие от Китайцев, способных производить дешево огромными сериями, научились лучше воспринимать индивидуальные потребности потребителей. Помощь им также оказывает развитая металлургия, собственная качественная железная руда, умение работать малыми семейными командами, используя ресурсы хорошей семейной коммуникации. В частности в таком сложном бизнесе, как поставка автокомпонентов и запчастей, где требуется хорошее взаимодействие и доверие между партнерами, Индийские компании справляются лучше других стран с дешевой рабочей силой.
Автор и сам несколько раз проводил время вместе с индийскими бизнесменами в поездках по России, всегда удивляясь, как легко они начинают понимать без слов потребности клиентов. Разве это не удивительно и спросите себя – доступно ли это китайцам? А еще лучше спросите себя, доступно ли это Вам, если вы не медитируете по два часа утром ежедневно, как это делает мой знакомый Джай Синкх?
Дополняя это прозрачностью политики Индии, воспринявшей от англичан культуру и обычаи бизнес поведения, хорошим инвестиционным климатом, притягивающим деньги и хорошее оборудование, толерантность, Индийские бизнесмены способны выполнить больше требований клиентов и лучше организовать бизнес для конкретного клиента. Стремление к совершенству не даст им возможности сделать плохо, иначе появятся проблемы с кармой…
В соответствии с общим наметившимся глобальным движением от массовой дешевой арматуры к кастомизированной, резким усилением информатизации как конкурентного преимущества, да еще и с качественными услугами (хорошим английским, верной и качественной документацией, благоприятностью в общении) Индийский бизнес начнет вытеснять Китайский на арматурном поле битвы. Более 3400 поставщиков и производителей арматуры в Индии (см. www.in.allbiz.ru) скоро нам это докажут.
ИНДИЙСКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ И РОССИЙСКИЕ ПОТРЕБИТЕЛИ
Индийские поставщики уже неплохо представлены в России. И их движение активно продолжается. Двигаются они по линиям специальной арматуры: обратной, специализированной, экологической и пр., умело обходя китайскую арматуру массового производства. Так, известные поставки крупных затворов на тракты сухой газоочистки, газоотводящие тракты доменного газа в доменных печах, например, КМЗ. Привлекательной силой индийских поставщиков стало не только производство т.н. экологических задвижек, но и полное сопровождение производства и поставки документацией, испытаниями, приемкой и пр. Сами экологические задвижки доменных печей являются арматурой с высокой добавленной стоимостью. Не только вследствие своего достаточно большого размера (Ду 1400мм), но и способности работать без выбросов и загрязнения атмосферы цеха. Там где раньше работала бригада в газозащитной спецодежде, теперь работает один человек, ведь герметичность задвижки гарантирована по классу А.
ВЫСТАВКА PCV EXPO НА CHEMTECH, Мумбай, Индия.
Выставки всегда дают хорошее представление о возможностях страны, особенно если в рамках выставки проводятся и конференции, где мнения известных специалистов в отрасли достраивают общую картину движения Индийского рынка, отрасли, а вместе с ними и строительства стратегий компаний, желающих найти партнеров в Индии.
Индия намерена и дальше идти по пути инвестиций в перерабатывающие и высокотехнологичные отрасли промышленности. В ближайшие 5 лет она потратит один трлн. долларов на инвестиции в инфраструктурные проекты и растущие отрасли промышленности. Известные специалисты уже говорят, что Индия – это более не emerging market, а уже состоявшаяся emerged country.
Более четко это звучит в мнениях известных инжиниринговых компаний и ЕРС – контракторов, заявляющих, а почему бы Индии не стать вторым Ближним Востоком, ведь большая часть предприятий было построено руками индийцев и под управлением индийского менеджмента.
Итак:
Кадры и развитие персонала
Ускорение в 2020 год
ДНЕВНИК МАРКЕТОЛОГА
О ПОЛЬЗЕ РАЗМЫШЛЕНИЙ ВО ВРЕМЯ ПОЕЗДОК
INCREDIBLE INDIA
Горобченко С.Л., Санкт-Петербург, [email protected]
О ПОЛЬЗЕ РАЗМЫШЛЕНИЙ ВО ВРЕМЯ ПОЕЗДОК
Возможно, Вам знаком такой маркетинговый метод, который можно было бы назвать «маркетингом во время прогулок», когда вы пытаетесь создать объемную картину по элементам страны, увиденным вами и сопряженным с Вашим бизнесом. Конечно же, из того, что удалось увидеть во время пребывания в стране. Каждый увиденный штрих, если он действительно серьезен, станет определенной крутящей шестерней в вашем рассмотрении и так или иначе повлияет на общую картину движения страны, покажет то или иное направление развития Вашего бизнеса.
Не без скромности заметим, что такой «маркетинг во время прогулок» является весьма важной составляющей практического маркетинга, как и искусство владения им маркетологами. Умение выделять главное из потока событий и информации, обрушивающейся на специалистов каждый день, не только экономит время, но и создает возможности для роста бизнеса или возможности упустить такие возможности (прошу прощения за тавтологию).
Для этого нужно не только обладать способностями к наблюдению, как основе такого вида практического маркетинга, но и в более развернутом виде – способностями к эмпатии, восприятию другой реальности, других культурных, экономических, этических и бизнес представлений (Кое-что о методе вы можете узнать из книги Горобченко С.Л. «Практический маркетинг. Пособие для арматурных компаний». Деп. СПб, 2012. Сокр. вариант. Журнал ТПА -экспресс, №4\2012, стр35-40).
Дело усложняется, если мы имеем дело с другой страной. Чтобы участвовать в процессах управления развитием компаний и в стратегическом планировании в других странах необходимо искать опору в закономерностях развития, выходящих за пределы того, что «видно снаружи». Видимые явления в бизнесе часто являются следствием более глубоких процессов в стране. Чтобы их открыть, необходимо глубже забираться в пласты жизни страны за пределами только лишь обязательств по контрактам.
Какие методы маркетологи могли бы применить для более глубокого изучения страны? В первую очередь приходит простой ответ – спросите любого Жителя страны, и он вам ответит, что есть, что было и что будет в стране. Однако он ответит так, как это понятно ему в его условиях жизни и это т.н. взгляд «изнутри наружу». Но наша задача увидеть «снаружи вовнутрь», поскольку тот же взятый нами Житель не сможет увидеть картину того, что нужно Российскому или международному бизнесу для ведения дел в Индии.
К тому же то, что является понятным Европейцу, может с трудом приживаться в другой стране, тем более такой далекой от нас по менталитету как Индия. Не из-за этого ли возникает недоверие между компаниями и требование гарантий первоклассного банка, неверие местным банковским аккредитивам и пр.? Для определения таких возможностей и распознания угроз в т.ч. и делаются командировки, а отнюдь не для выполнения строки отчета в командировочном задании о «проведенных переговорах». Однако представьте себе мнение бухгалтера или проверяющего о том, что командировочный съездил «познать Индию»?
Чтобы разобраться в стране, точнее – делать или нет бизнес в стране, нужно применить совсем другие методики. Нужно увидеть основные доминанты восприятий, посмотреть на развитие в последнее время как своеобразное поле сил факторов, влияющих на сознание и вытекающие из них бизнес решения компаний. Какова будет сегодняшняя фаза развития бизнес – среды и типовые линии развития компаний? Типовые линии – это и освоенные бизнес – решения и связанные с ними развивающиеся противоречия, например дилеммы: развивать или стабилизировать, продолжать действовать как есть или что-либо изменять.
Определение точек бифуркаций – вычленение ключевых событий в мозаике событий компаний, особенно лидерских, влияющих на весь бизнес в целом, может стать ключом к контракту или развитию партнерских отношений. Основные аргументы и возражения компаний подскажут и основные ответы, а аналогии в развитии между странами и компаний в них подскажут ответы об основных формах развития бизнеса в стране.
Как следствие также возникают вопросы объективности перемен в собственных компаниях и толчков, позволяющих им проводить изменения для работы в конкретной стране. Возникает переосмысление исходных положений о том, что и как развивать. Лучше становится видна диалектика изменения рынка и отраслей, выражающаяся в непрерывных количественных и качественных изменениях, поляризации, достижении определенных пределов, игре внутренних стихий, постоянстве и стремлении к развитию, часто превращающемуся в хаос. Лучше будет видно, в какой степени развилась, и будет развиваться неравномерность и противоречия между частями арматурной отрасли и рынков, определяющих вектор развития компании.
Те же идеи приложимы и к отрасли, и к рынку, и к стране. Можно определить и ритмичность, и цикличность или же волнообразность тех или иных «идеологических» волн в организациях в зависимости от их жизненного цикла, и практические следствия, вытекающие из них.
Что предопределено, а что вариативно, что подконтрольно, а что неизмеримо и неподконтрольно, что будет определенными этапами и конкретно в бесконечном изменении? Как будет происходить развитие внутренних противоречий – ведь именно они являются источником движения рынка? Что представляют из себя существующие форматы бизнеса – выступают ли они как источники сегодняшних или будущих ограничений в развитии? Отстает ли осознание необходимости изменений от практики как естественный закон жизни организаций? Что делать с проблемой перманентности перемен, которые никогда не завершаются и ограниченностью ресурсов для каких-либо идеальных действий? Это тот небольшой ряд вопросов, благодаря которым лучше осмысливается реальность происходящего и возможность найти грядущие перемены или новые потребности. Проблема заключается в том, что это надо сделать «поверх границ» в других странах.
Честно говоря, из тех сложностей, которые проявляются в развитии компаний другой страны, трудно вывести рецепты для международных компаний, желающих войти на рынок. Добавляется еще и межкультурный аспект, а если страна так сильно удалена от Вашей страны психологически как Индия (культурно, в аспекте этики и пр.), то задача становится архи трудной. Простое пользование стереотипами и заданности в виде только ваших собственных рецептов не подойдет. Опора на гибкость, в чем-то и иррациональная – именно она, скорее всего, создает условия для понимания, или как минимум терпимости и интереса к решениям, которые предлагаются локально. Кстати Индийцы в этом могут вам показать блестящий пример.
Поиск своей частоты в мире бизнес – волн и игры между полюсами, например, приспособить свою структуру или применить новую, в частности, при открытии представительств – в этом и будет заключаться гибкость. Поиск слабых сигналов, построение все новых и новых альтернативных сценариев позволяет найти границы для своего бизнеса в новой стране и лучше устранять часто «неподъемные» разрывы.
Синтезировать противоположное в новые единые структуры или разделять единое во множественное, хотя это звучит философски, однако, имеет вполне направленный смысл. Организовывать ли представительства, или как совместить конфликтующие интересы агентов – так эти вопросы будут трактоваться в своей конкретике в жизни компаний. Работа будет заключаться в поиске ограничений, мешающих функциональности компаний, нахождении разрывов в способностях, и определении ментальных установок, характерных для конкретных стран. И все это должно будет проявляться в комментариях к конкретным событиям и действиям, вытекающим из анализа этих событий.
Насколько компании в стране близки к новым моделям управления на основе развивающихся и саморазвивающихся систем? Ведь это во многом – отказ от традиционного управления и переход к управлению по типу «джаза». Чтобы из какофонии родился джаз, в жизни компании должно многое поменяться. Миссия создает основы для саморазвития и развивающего управления, построенного на этой основе, непрерывность и поляризацию, ограничения и причинность, отношения и взаимодействия, вариантность и альтернативность развития – это ключевые точки современного взгляда на бизнес. Эти пути способствуют проявлению и новых принципов управления – целостности, самопроявления, свободы, конкурентных аналогий, гармонии в динамике развития, вызова и преодоления и пр. Все это должно стоять на основе гармоничного расширения свободы компании в ходе ее развития. Например, насколько мобилен персонал и готов переезжать в другие страны? Насколько компании виртуальны, например, персонал имеет возможность работать на дому и пр.?
Мы решили пройти таким путем и в «живую» постараться увидеть, что из приведенного выше мы встретим в компаниях – наших потенциальных партнерах и потребителях. Сочетание природы, культуры, бизнес среды и массмедиа, способов ведения бизнеса, с поиском реальных признаков и свойств бизнес среды, нахождения аналогий с международным бизнесом и выведением маркетинговых и бизнес следствий и стало задачей нашей поездки. Мы проводили небольшие наблюдения, пытались глубже понять, как движется бизнес в наших отраслях-потребителях и, конечно же, старались вывести из анализа практические следствия.
Метод изучения бизнес возможностей другой страны был сформирован нами на основе сравнения и вообще, т.н. компаративистского подхода к изучению. Такой подход предполагает поиск конструктивных параллелей между развитием изучаемой страны и других стран и тех бизнес закономерностей и моделей, которые себя явно проявили в международном бизнесе. Наблюдение за простыми явлениями, поиск естественных целостностей, мало подверженных влиянию внешней бизнес, политической, социальной и других сред, выведение значимых закономерностей и тенденций для своего дела и составило нашу задачу. Живые примеры и параллели составляли основную часть поиска таких закономерностей.
Такая технология при бешеном росте информатизации и бесконечном объеме информации становится часто единственной путеводной звездой, способной не уходить в дебри многочисленных деталей, а видеть целостные картины. Поиск единого в разнородном позволяет лучше увидеть новые рецепты успешной деятельности в будущем. Ведь «общее проявляется в частном, никогда не повторяясь». Что нужно для поиска таких фракталов? (Терминология во многом взята из развивающегося нового направления в маркетинге - «фрактального» маркетинга»). Нужна технология анализа, верный выбор объектов наблюдения, уместные аналоги для сравнительного анализа разнородных бизнес элементов, умения выводить закономерности и управленческие следствия.
Поездки по стране, общение с русскими «долгожителями» Индии, от подвижников, до простых аборигенов ГОА, прямое общение с Индийцами, ежедневные вовлеченные наблюдения за тем, как ведется бизнес, за культурой, укладом, повседневным поведением и проведение содержательных параллелей, чтобы вывести значимые следствия – примерно так и проходил наш анализ. Наши личные чувства, а именно те случаи, когда мы чувствовали дисгармонию или непонимание также были значимыми критериями в нахождении уместных аналогов для сравнения и выявления тенденций бизнеса.
Хочется сказать, что в таком спектре действия должны проявляться эффективные мыслительные стратегии. Умение прояснять мысль, переходить от простого восприятия к все более высоким уровням абстракции, чтобы достичь содержательных выводов и уместных управленческих решений в таких командировках развивается как никогда.
В конечном итоге, как методология изучения рынка, работа «в живую в поле», создает условия для развития навыков внимания, постановки задачи, реализации намерения, организации и постановки маркетингового исследования сложного международного делового окружения и проявления на этой основе новых знаний. Самообучение является также весьма значимым результатом такой деятельности и создает условия для построения самообучающейся организации.
INCREDIBLE INDIA
Йогу, шахматы, первый порт и даже математический «0» - все это подарила миру эта без сомнения древнейшая цивилизация в мире. Разделяясь и соединяясь, разбиваясь на сотни мелких королевств (в своем предельном виде – это более 600 государств только на территории центральной Индии), эта страна, тем не менее, демонстрировала свое неизменное духовное единство перед бесконечной чередой завоевателей с древних веков и до нынешнего времени.
Рис. Индия, www.strt.ru.
Первой неизменностью, повторяющейся на протяжении самой богатой истории страны в мире, оказывается идея о ненасилии, впервые отраженной необыкновенным арийским царем Индии. Завоевав страну, победив всех врагов, построив храмы, он первым пришел к мысли о том, что насилие – это путь в никуда. Тогда и появился первый знак ненасилия, который сейчас каждый может увидеть на гербе Индии. И Яма и Нияма, данная в йоге, комплексы внешнего этичного поведения и внутренних этических законов отражают путь движения большинства индийцев к своему совершенствованию, заключающемуся в избавлении от страданий кармы. Нам это кажется очень далеким, но наобщавшись с индийцами, это можно ощутить уже совсем близким.
Отсюда улыбчивость и дружелюбность (майстри), и малое количество преступлений, рожденное через принцип ненасилия (ахимса), правдивость (астейя) и многие другие добрые качества, способствующие пониманию в бизнесе. Пока только внешние.
Но Индия имеет свою идеалистическую философию, где эти категории развиты на значительно более глубоком уровне, а для знающих отметим, что путь Науки логики Гегеля – идеалистической диалектики и субъективного познания - во многом соответствует, если не опирается в своих переработанных терминах на путь к Кайвалье, описанный в сутрах йоги Патанджали.
Поскольку у каждого свой путь, выражаемый в свое идее жизни (свой особый Пуруша) и свой идеал (Ишта нивежда), то и люди идут своим путем, стараясь не мешать друг другу. Огромный сонм богов, где каждый имеет право выбрать с<