История и современные тренды зоозащитного движения
Традиции в области отношений человека и животных никогда не были постоянными, в разных культурах к животным относились по-своему, каких-то почитали как богов, другим не было позволено заходить в жилище человека. Некоторые традиции были неэтичны и негуманны, что привело к общественному их порицанию по прошествии веков.
В Древней Греции существовало две категории почитания животных – поклонение животному как биологическому виду и его обожествление, вписывание образов и характеристик животного в пантеон. Волк был почитаемым животным у дельфийцев и афинян, овца – у самосцев, свинья – на острове Крит. Богиню Деметру нередко изображали с головой лошади, а ноги Артемиды иногда заменяли рыбьим хвостом.
В Древнем Риме существовал культ волка, ведь, согласно легенде, основателей Рима – братьев Ромула и Рема – вскормила волчица. Римские боги также имели своих животных. Так, например, дятел, волк и бык предназначались богу войны Марсу, гуси – Юноне и т.д.
В средние века отношение к животным переживало свои самые темные времена. Согласно Библии, собака являлась нечистым животным. Из тридцати упоминаний только в Ветхом Завете лишь в двух случаях это слово не имеет негативного смысла. Кошка в каноническом тексте вообще не упоминается. В это время собакам стало запрещено входить в жилище человека, присутствие собаки в доме было признаком религиозной блуды и падения нравов. Кошек в средневековой Европе считали пособниками Дьявола, этих животных было разрешено заживо сжигать на кострах вместе с обвиненными в колдовстве людьми, причем не важно, были ли среди приговоренных к смертной казни хозяева этих животных, или же их просто поймали на улице.[14]
К осознанию необходимости систематической заботы о природе и животных человечество подошло намного позже.
В 1824 году в Англии, в Лондоне открывается первое в мире общество по предотвращению жестокости к животным — SPCA (Society for the Prevention of Cruelty to Animals). Позже, в 1840 году королева Виктория официально благословила общество и его деятельность, и даже разрешила добавить приставку «королевское общество», то есть RSPCA (Royal Society for the Prevention of Cruelty to Animals). Задачами общества в те годы были: создание общественного надзора за людьми, недобросовестно выполняющими свои обязательства по уходу за животными, и выявление нарушителей и передача их королевской полиции. Контроль осуществлялся с помощью специально нанятых для этой работы инспекторов.
В первой половине ХХ века тенденция практически угасла, однако в 1960-х годах, когда мировые волны борьбы за права женщин и темнокожего населения уже прошли, она возродилась с новой силой. Были созданы всемирные организации WWF (1961), GreenPeace (1971) и РEТА (1980), которые продолжают свою работу до сих пор.
В 1977 году в Великобритании Совет по охране сельскохозяйственных животных сформулировал 5 основных свобод животных, которые обеспечивают ему достойную жизнь[15]. Это такие свободы, как:
· свобода от голода и жажды,
· свобода от боли (включает в себя возможность гуманного прекращения жизни живого существа),
· свобода от травм или болезней (это положение предполагает разработку кодекса прав животных),
· свобода от страха и стресса (регулирует отношение к животным в обществе),
· свобода естественного поведения (данное положение ограничивает возможности помещения изначально диких животных в клетки или использования их для цирковых выступлений).
В 1987 году Советом Европы была составлена Европейская конвенция по защите прав комнатных животных, которая официально закрепляла права животных на европейском уровне, а также прописала рекомендации по содержанию, разведению, торговле, дрессировке, ветеринарному уходу и усыплению животных. В тексте Конвенции также говорится о мерах по сокращению численности бездомных животных. К конвенции присоединились 19 европейских государств.
По мере роста влияния движения за права животных, возрастает как количество его сторонников, так и его противников. Объемы критики действий активистов за права животных значительно увеличились за последние 30 лет. Такая ситуация, однако, естественна для любого направления общественной мысли, которое затрагивает интересы широких масс. Существует несколько основных трендов внутри самого движения.
Наиболее яркий из них – это «экстремизм за права животных» («animal rights extremism»). Существует множество организаций и отдельных активистов, готовых ради отстаивания прав своих подопечных на радикальные действия, в том числе, причинение материального, морального, психологического и физического ущерба другим людям. За последние 9 лет в восьми странах мира ситуация была наиболее острой – в: Германии, Ирландии, Италии, Мексике, Испании, Швеции, Великобритании и США. По данным ресурса Bite Back[16], пик экстремизма за права животных пришёлся на 2008-2009 годы – годы мирового финансового кризиса. Однако, в Швеции ситуация немного иная: до 2009 года количество актов экстремизма не было значительным, однако, с 2010 года экстремисты за права животных сильно активизировались. Число актов экстремизма возросло в 8-10 раз: с 7-ми зарегистрированных в 2009 г. до 57-ми – в 2011 г.[17] Инфографический материал – см. Приложение 1.
Еще один тренд движения за права животных – использование известных персон в продвижении организаций и в кампаниях. Тренд этот считается одним из старейших в рамках движения и базируется на общепризнанном авторитете выбранной селебрити. Первые прецеденты использования образов известных людей в целях борьбы за благополучие животных относятся ещё к XIX веку: королева Виктория в Великобритании, императоры Александр II и Александр III в России позволяли использовать свои имена и титулы в рамках информационно-просветительской работы с населением, касавшейся проблем бездомных и содержания домашних животных.
В мире активно защищаются права животных. Пока нет однозначного мнения, стоит ли подтверждать наличие у животных прав, однако, защита животных является значительной сферой общественной жизни. Можно предположить, что, вслед за признанием прав за женщинами и темнокожими, основные права будут закреплены и за животными, в том числе, животными-компаньонами.
На сегодняшний день в мире имеется 3 официально работающих некоммерческих организации в сфере защиты сельскохозяйственных и домашних животных: РеТА, WWF и SPCA, последняя имеет множество отделений в странах Западной Европы, а также США и Канаде. В России эта сфера представлена несколькими организациями, работающими в масштабе страны: Общество Защиты Животных, начавшее свою работу в перестроечные времена, Центр защиты прав животных «ВИТА», Альянс за права животных, Фонд помощи бездомным животным «ЗооЗащита», Общественное объединение защиты животных «Эгида» и другие. Хорошо развито сообщество волонтеров. Действует много неофициальных сообществ волонтеров, приютов и сетевых ресурсов помощи бездомным животным в разных городах России: «Хвосты» в Санкт-Петербурге, «Пес и Кот» в Москве, «Будка» в Омске и другие.
В современном мире наиболее активными участниками движения за благополучие природы являются: Пол МакКартни - вегетарианец, Пенелопа Крус и Памела Андерсон - противницы меха и кожи, Бриджит Бардо - ярая защитница домашних и диких животных, и многие другие. В России зоозащитную деятельность наиболее активно поддерживают Андрей Макаревич, Леонид Ярмольник, Вера Васильева, Евгений Миронов, в развитии движения также принимают участие многие общественные и политические деятели. Однако, в России, в отличие от западных стран, забота о животных считается женским делом. С момента появления зоозащитного движения наиболее известными его активистами были и остаются женщины. Женщины разных возрастов и социального положения также составляют подавляющее большинство участников социального движения. Наиболее известные российские женщины, ведущие свою деятельность в сфере заботы о животных: Дарья Хмельницкая, директор Благотворительного фонда помощи животным "Вирта", Дарья Тараскина, президент Благотворительного фонда защиты животных «БИМ», Ирина Новожилова, директор Центра защиты прав животных «Вита».
В Российской Федерации в сфере правового регулирования зоозащиты существует статья 245 Уголовного Кодекса РФ, в которой запрещается жестокое обращение с животными, а также умерщвление животного с причинением ему боли и страданий, или действия жестокого характера, повлекшие за собой смерть живого существа. Особенностью данного законного акта является уточнение, что жестоким деяние считается только при наличии доказанного мотива совершения преступления с целью получения удовольствия от самого процесса, остальные случаи жестокостью не считаются.
Психология волонтёрства
Добровольческая мотивация – это один из ключевых моментов в продвижении организации, потому в рамках данной исследовательской работы будет рассмотрена с точки зрения психологии.
Волонтёрство – это один из способов удовлетворения потребности в общественном признании, принадлежности к группе, а также самореализации. По данным статистики волонтёра ми становятся для того, чтобы:
- помочь нуждающимся (61%),
- научиться чему-то новому (46%),
- познакомиться с новыми людьми (29%),
- хотят ответить людям за добро добром (11%),
- настроены на борьбу с определенной проблемой (7%), которую считают особенно важной,
- или просто обладают свободным временем, которое хотели бы провести с пользой (4%).[18]
В рамках исследования предпочтений молодёжи Jaana Lahteenmaa в Хельсинки в 1999 году в числе прочих был задан вопрос о мотивах, побуждающих молодых людей заниматься волонтёрской деятельностью. Опрошенные в первую очередь назвали мотив эмоциональный – ощущения веселья, развлечение во время работы. При этом многие ответили, что готовы отказаться от добровольческой деятельности, если упомянутый выше мотив исчезнет.
Среди волонтёров также много и пожилых людей. Основными мотивами у этой группы, по данным Лонгитюдного исследования старения в Амстердаме, являются религиозная вера и возможность сделать доброе дело, при этом не затрачивая больших усилий – в церкви. Важным фактором степени вовлеченности в добровольческую работу оказался уровень образования как самих пенсионеров, так и их близких – чем он выше, тем охотнее люди становятся волонтёрами.
Существуют также контр-гипотезы, например, гипотеза о самоотборе ( не волонтёрская деятельность делает человека счастливее и образованнее, а только люди с изначально более высоким уровнем жизни способны к добровольческой работе), или о социальном отборе (в добровольческом движении остаются надолго только люди позитивного склада характера и наибольших личностных ресурсов).