Оценка стратегического положения компании. PEST и SWOT анализ для «ООО Сатурн-Р-Авто».

Макросреда компании анализируется с помощью PEST-анализа. Цель PEST-анализа - выявление и оценка влияния важнейших факторов макросреды на результаты текущей и будущей деятельности предприятия. При этом устанавливаются события, не подконтрольные предприятию, но влияющие на результаты его деятельности.

Отслеживание (мониторинг) изменений макросреды по указанным направлениям приведено в табл. 2.3

Таблица 2.3. PEST-анализ факторов макросреды

Р - политика Е - экономика
1. Повышение уровня коррупции 2.Изменение налоговой политики 3. Жесткоегосударственноевлияние на деятельность «ООО Сатурн-Р-Авто» 4. Введение ограничений на импорт 5. Ужесточение законодательства по охране окружающей среды 1. Экономическая ситуация в Пермиприближается к стадии кризиса. 2. Ставка рефинансирования и курс национальной валюты крайне нестабильны. 3. Безработица постепенно уменьшается.Уровень безработицы в Перми за 2014 год составил0,5%.
S - социум T - технология
1. Демографические изменения положительно влияют на отрасль, поскольку при росте численности трудоспособного населения повышается спрос на автотовары. 2. Высокая активность потребителей в приобретении автомобилей. По данным Росстата в 2014 году на каждую среднестатистическую семью приходится как минимум по 1 автомобилю 3. Повышенные требования к качеству продукции и уровню сервиса 4. Культура формирования накоплений и кредитования в обществе   1. Появление новых продуктов и технологий. 2. Увеличение расходов на исследования и разработки 3. Новшества в законодательстве, касаемо области технологического оснащения отрасли

Далее оценим вероятность колебаний по 5-ти бальной шкале, где 1 означает минимальную вероятность изменения фактора внешней среды, а 5 — максимальную вероятность. Оценку проводили 4 сотрудника автоцентра Suzuki и автор данной работы.

Так же следует рассчитать реальную значимость каждого фактора. Реальная значимость позволяет оценить, насколько компании следует обращать внимание и контролировать фактор изменения внешний среды, и рассчитывается как вероятность изменения фактора, взвешенная на силу влияния этого фактора на деятельность компании. (Таблица 2.4.)

Таблица 2.4.Степень влияния факторов и их экспертная оценка

Описание фактора Влияние фактора Экспертная оценка Средняя оценка Оценка с поправкой на вес
   
Политические факторы
1. Повышение уровня коррупции 2.8 0.08
2. Изменение налоговой политики 3.8 0.35
3. Жесткое государственное влияния на деятельность «ООО Сатурн-Р-Авто»   2.2 0.13
4. Введение ограничений на импорт 0.27
5. Ужесточение законодательства по охране окружающей среды 3.2 0.09
Экономические факторы
1. Экономическая ситуация в Пермиприближается к стадии кризиса. 4.4 0.4
2. Ставка рефинансирования и курс национальной валюты крайне нестабильны. 4.8 0.44
3. Безработица постепенно уменьшается.Уровень безработицы в Перми за 2014 год составил0,5%. 3.8 0.12
Социально-культурные факторы
1. Демографические изменения положительно влияют на отрасль, поскольку при росте численности трудоспособного населения повышается спрос на автотовары. 2.8 0.17
2. Высокая активность потребителей в приобретении автомобилей. По данным Росстата в 2014 году на каждую среднестатистическую семью приходится как минимум по 1 автомобилю 2.8 0.25
3. Повышенные требования к качеству продукции и уровню сервиса 0.45
4. Культура формирования накоплений и кредитования в обществе 4.2 0.25
Технологические факторы
1. Появление новых продуктов и технологий. 4.8 0.29
2. Увеличение расходов на исследования и разработки 1.6 0.05
3. Новшества в законодательстве, касаемо области технологического оснащения отрасли 0.12
Общий итог:              


Для того, чтобы завершить анализ, необходимо сделать выводы: по каждому фактору прописать воздействие фактора на отрасль, на компанию и спланировать программы, которые необходимо провести, чтобы снизить негативное влияние фактора и максимально использовать положительное влияние фактора на деятельность компании (Таблица 2.5).




Таблица 2.5. Воздействие факторов на отрасль и организацию

Описание фактора Изменения в отрасли Изменения в компании Действия
Политические факторы
1. Повышение уровня коррупции Расширение теневой экономики, нарушение конкурентных механизмов рынка. Отставание от конкурентов, по различным показателям. 1. Принять участие в коррупционной деятельности. 2. Подстраивание ценовой и рекламной политики под условия рынка
2. Изменение налоговой политики Увеличение/уменьшение прибыли. Увеличение/уменьшение предложения и цен. Корректировка ценообразования и сбытовой политики.
3. Жесткое государственное влияния на деятельность «ООО Сатурн-Р-Авто» - Запрет деятельности, в каком-либо направлении. Исправление недочетов в деятельности организации, обнаруженных органами власти.
4. Введение ограничений на импорт Уменьшение притока автомобилей из-за границы. Возможно, улучшение качества. Подстраивание ценовой политики, расширение ассортимента. Повышение цен на более дешевый ассортимент.
5. Ужесточение законодательства по охране окружающей среды Уменьшение притока автомобилей из-за границы. Подстраивание отрасли под новые стандарты. Увеличение цен Возникновение затруднений с поставками новых автомобилей. Увеличение цен Проведение рекламной компании на экологическую тематику. Корректировка ценообразования
Экономические факторы
1. Экономическая ситуация в Пермиприближается к стадии кризиса. Снижение покупательской способности. Падение уровня продаж Скидки и программы лояльности. Отказ от повышения цен на дешевый ассортимент
2. Ставка рефинансирования и курс национальной валюты крайне нестабильны. Колебание цен на автомобили и запчасти Резкое падение/увеличение уровня продаж. Расширение спектра услуг и ассортимента товаров отечественного производства
3. Безработица постепенно уменьшается.Уровень безработицы в Перми за 2014 год составил0,5%. Увеличение продаж в связи с улучшением благосостояния населения Расширение спектра предоставляемых услуг, наем новых сотрудников
Социально-культурные факторы
1. Демографические изменения положительно влияют на отрасль, поскольку при росте численности трудоспособного населения повышается спрос на автотовары. Увеличение продаж в связи с улучшением благосостояния населения Расширение спектра услуг, заключение контрактов на поставку автомобилей других марок. Повышение цен.
2. Высокая активность потребителей в приобретении автомобилей. По данным Росстата в 2014 году на каждую среднестатистическую семью приходится как минимум по 1 автомобилю Стабильность в продажах, возросший спрос на сервисное обслуживание автомобилей. Заключение контрактов на поставку автомобилей других марок, совершенствование услуг автосервиса. Повышение цен.
3. Повышенные требования к качеству продукции и уровню сервиса Возросшее количество недовольных клиентов, отток покупателей к конкурентам Нужно использовать возникшую возможность и переманить клиентов отличным сервисом и качественным обслуживанием. Следует организовать курсы повышения квалификации для сотрудников, работающих с клиентами.
4. Культура формирования накоплений и кредитования в обществе Клиенты стараются не брать кредиты, а в связи с нехваткой собственных денежных запасов не могут позволить себе покупку автомобиля. Снижение прибыли. Позиционирование кредитных продуктов, как безопасные и открытые финансовые операции. Заключение договоров на кредитование с обширным списком банков
Технологические факторы
1. Появление новых продуктов и технологий. Увеличение конкуренции и потребительской удовлетворенности Увеличение продаж и спроса на новинки. Проведение обширной рекламной компании.
2. Увеличение расходов на исследования и разработки Создание конкуренции и увеличение инновационной активности на рынке. - Проведение рекламной компании с акцентом на инновационность товара.
3. Новшества в законодательстве, касаемо области технологического оснащения отрасли Проблемы с поставками некоторых моделей автомобилей Прием предзаказов на автомобили, рекламная компания по продвижению имеющихся в наличии моделей

Любое сегментирование начинается со всестороннего изучения рыночной ситуации, в которой работает компания, и оценки типов возможностей и угроз, с которыми она может столкнуться. Отправной точкой для подобного обзора служит SWOT-анализ, один из самых распространенных видов анализа в маркетинге. Проще говоря, SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.

Первым делом составим матрицу сильных и слабых сторон предприятия в сочетании с угрозами и возможностями его развития. (таблица 2.6.)

Таблица 2.6. Матрица сильных и слабых сторон в сочетании с угрозами и возможностями

Сильные стороны (S) Возможности (O)
1. Разумная ценовая политика 2. Разнообразие услуг 3. Высококвалифицированный персонал 4. Высокое качество товара 5. Хорошее впечатление, сложившееся о компании у покупателей 6. широкий выбор кредитных программ и страховых компаний; 7. высокий уровень сервиса; 8. Наличие программ лояльности   1. Повышение платежеспособности населения 2. Рост количества автовладельцев 3. Повышение уровня жизни 4. Повышение спроса на услуги со стороны корпоративного сектора 5. Появление новых рекламных медиа-каналов
Слабые стороны (W) Угрозы (T)
1. Пассивная рекламная компания 2. Низкий уровень организационной культуры 3. необходимо расширить спектр проводимых акций и предлагаемых скидок; 4. Низкий уровень обратной связи.   1. Жесткая конкуренция на данном рынке 2. Возникновение новых потребностей клиентов в более совершенных услугах, технологиях 3. Падение уровня жизни населения, понижение платежеспособности потребителей 4. рост популярности других автомобильных марок; 5. поддержка правительством продаж автомобилей эконом-сегмента; 6. повышение пошлин на импортные автомобили; 7. колебания курсов валют; 8. экономический кризис.

Сопоставим полученные факторы для выделения возможных частных стратегий в таблице 2.7.

Таблица 2.7. Матрица возможных стратегий продвижения

S - O W - O
1. Наступательная маркетинговая политика 2. Повышение лояльности потребителей 1. Разработка грамотной рекламной кампании 2. Разработка и реализация новых товаров и услуг 3. Осуществление мониторинга клиентов
S - T W - T
1. Переманивание клиентов у конкурентов благодаря качественному сервису, программам лояльности, разнообразию услуг. 1. Увеличение известности бренда благодаря проведению рекламной кампании 2. Введение системы штрафов для повышения качества обслуживания

Одна из наиболее сильных угроз – это влияние кризиса. Нивелировать ее автоцентр не может, но может сосредоточиться на активном продвижении и привлечении потребителей, которые менее всего пострадали от кризиса.

Для анализа потребительской заинтересованности в новых услугах следует проводить опросы среди клиентов.

Для того, чтобы в максимально короткий срок реализовать все возможности и нивелировать риски требуется грамотное построение рекламной кампании. Выбор любых рекламных носителей для рекламной кампании автоцентра «Сузуки», которая проводится в регионе (в данном случае в Перми и крае), должен быть обоснован конечными целями, задачами и желаемым результатом.

Акцент рекламной кампании можно направить на сильные стороны организации, такие как: Ценовая политика, качество товара, кредитные программы и программы лояльности.

В целях формирования организационной культуры можно порекомендовать: формирование соц. пакета для сотрудников, введение четкой системы штрафов за нарушение корпоративной этики, регулярное проведение разнообразных корпоративных мероприятий и поощрение отличившихся сотрудников. Так же следует увеличить бюджет предназначенный на повышение квалификации сотрудников.

На автомобильном рынке Пермского края наблюдается жесткая конкуренция, но принятие правильной стратегии развития, позволит предприятию завоевать свой определенный сегмент. Главным преимуществом компании на автомобильном рынке Перми будет являться грамотно построенная программа продвижения.

Наши рекомендации