Начало журналистики в Европе: возникновение нового канала рекламы – многотиражной газеты
В начале XVII века появились первые периодические издания – газеты и сформировалась журналистика.
Журналистика упорядочила информацию во времени и пространстве.
l Во времени – с помощью периодичности (графика) выхода изданий (Zeitung – газета, zeit - время)
l В пространстве – с помощью системы распространения по географическим точкам.
Такой порядок был важен для зарождающейся рекламы в газетах (она становится эффективной благодаря повторяемости и выбору целевых аудиторий)
26. Воздействие СМИ на общество.
Влияние СМИ может быть амбивалентным – т.е. как позитивным, созидательным, так и негативным, разрушительным. В каждом случае используется манипуляция сознанием. Манипуляция является средством социального контроля. Для манипуляции сознанием и поведением людей они используют многочисленные методы. Особенно широко применяются следующие:
Одним из самых часто встречающихся приемов манипуляции в СМИ является искажение информации. В то время как Е. Доценко исследует такие конкретные приемы как подтасовка фактов или смещение по семантическому полю понятия С. Кара-Мурза выделяет: фабрикацию фактов, манипулятивную семантику, упрощение, стереотипизацию. Почти всегда искаженная информация используется вместе с соответствующим способом подачи. Здесь мы отметим такие приемы как утверждение, повторение, дробление, срочность, сенсационность, а также отсутствие альтернативных источников информации (или отсутствие у них альтернативной информации). Среди методов манипулирования выделяются также: "обращение к эмоциональной стороне восприятия", "умолчание о каких-либо фактах и аспектах", "искажение масштаба событий", "акцентирование внимания на второстепенных деталях", "подмена объекта дискуссии", "табуирование" и т.д. Эти методы ведут к появлению чувства страха, беззащитности, неуверенности и, наконец, апатии у людей. Известно, что сопротивление личности значительно снижается в состоянии тревоги, в ситуации, когда у человека уходит "почва из-под ног".
Мифы создаются для того, чтобы держать людей в повиновении Анализируя процесс манипулирования, осуществляемый политической элитой в США, выделяют пять основных мифов американской пропаганды:
1. "об индивидуализме и личном выборе";
2. "о нейтралитете";
3. "о неизменной природе человека"
4. "об отсутствии в США социальных конфликтов"
5. "о плюрализме средств массовой информации".
Прославление героев и их мифологизация – это пример позитивного манипулирования, поскольку таким образом поднимается боевой дух народа и укрепляется патриотизм. Такие мифологизированные герои неоднократно используются российской пропагандой в СМИ: былинные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, герои земли русской – Александр Невский и Дмитрий Донской; причисленные к лику святых, Минин и Пожарский, Иван Сусанин; великие полководцы Суворов и Кутузов; Жуков и Рокоссовский, харизматические лидеры, как их называл Лев Гумилев – пассионарии, выходцы из народа, впитавшие огромный запас энергии из земли русской, герои, которые внесли неоценимый вклад в победу русского народа над иноземными захватчиками.
27. Блоги и форумы как новые коммуникационные платформы.
Социальные медиа – совокупность интернет-ресурсов, предназначенных для создания сообществ, члены которых объединены по тем или иным критериям.
Классификация социальных медиа:
· Коммуникационные ресурсы (социальные сети, блоги и микроблоги, геосоциальные сервисы, форумы, отзывы, сайты знакомств).
· Совместная работа (вики-ресурсы, социальные закладки, новостные ресурсы, навигационные сервисы, сервисы вопросов и ответов).
· Мультимедиа-хостинги (фото хостинги, видео хостинги, музыкальные хостинги, подкасты).
· Игровые платформы (виртуальные миры, онлайновые игры).
Форумы и блоги типичные представители социальных медиа.
Блог – веб-сайт, пополняющийся записями (ссылками, изображениями, мультимедийными элементами), которые располагаются в обратном хронологическом порядке.
Существует возможность комментирования каждой записи.