Основные виды и организационные структуры предприятийбудущего: интеллектуальные, виртуальные, многомерныеорганизации
Любая организация находится в процессе непрерывных изменений, т.к. её способность к выживанию в динамической обстановке ставится под угрозу.
Ожидается, что процесс изменения организации будет развиваться по следующим направлениям:
1) глобализация экономики (ресурсов, технологий, производств, которые могут быть найдены в любой части мира);
2) ориентация на предвидение и долгосрочность (гениальность заключается в предвидении). Предвидение служит общей базой для принятия решений;
3) развитие информационных технологий;
4) децентрализация, т.е. каждое производственное подразделение самостоятельно финансирует свою деятельность, вступает в партнёрские отношения с любыми организациями и т.д. (в условиях корпоративного управления);
5) нововведенческая экспансия на принципах «кто не успел, тот опоздал» (в том числе и рисковое финансирование);
6) развитие предпринимательства;
7) повышение отдачи персонала, конкурентоспособности, самостоятельности.
Повышению эффективности и укреплению конкурентоспособности способствует такой процесс, как интеграция организаций. Под интеграцией понимается объединение усилий ряда организаций для достижения общих стратегических целей. Существует два основных вида интеграции организаций: горизонтальная и вертикальная. Горизонтальная интеграция объединяет организации для реализации общих целей. Примером является создание ассоциаций, формирование финансовых групп.
Вертикальная интеграция включает в себя организации, которые связаны между собой технологически. При этом производится разделение зон хозяйствования, а за каждым предприятием закрепляются постоянные функции.
В последнее время выделилась новая форма интеграции, которая называется виртуальная корпорация. Она представляет собой временное создание сети независимых компаний, связанных современными информационными системами, с помощью которых осуществляется гибкое партнерство на «электронных» контактах.
Интеллектуальная организация формируется из большого числа мелких взаимодействующих предприятий по принципу скорее «свободного общества», чем «тоталитарного государства». Архитектура интеллектуальных организаций является гибкой, способной изменяться в зависимости от новых задач и реагировать на местные условия. Не проектировщики организации, находящиеся на самом ее верху, а решения работников среднего и нижнего уровней управления, которые свободно выбирают способы координации работы группы с работой организации в целом, делают организацию дееспособной и адаптивной. Такие гибкие системы требуют новых форм дисциплины труда и контроля с широким вовлечением работников в процесс принятия решений, для того чтобы лучше определить, какие связи и группы связей работают и становятся выгодными, а какие являются неэффективными.
По сравнению со своими предшественниками, так называемые интеллектуальные организации не впечатляют размерами, имеют более четко выраженную горизонтальную и весьма невысокую иерархическую структуру, большинство их сотрудников молоды. Этим системам также нужны гарантии того, что свобода выбора не будет ограничена, чтобы каждый работник мог проявить на практике свои таланты и навыки, свой интеллект. Главной качественной характеристикой интеллектуальной организации становится переход от административного контроля и координации к прямой ответственности и контролю исполнителей, работающих во взаимосвязанных группах, состоящих из равных по рангу людей.
В последнее время выделилась новая форма интеграции, которая называется виртуальная корпорация. Она представляет собой временное создание сети независимых компаний, связанных современными информационными системами, с помощью которых осуществляется гибкое партнерство на «электронных» контактах. Поскольку структура служит основным атрибутом организации как системы, то и сама организация перестает быть актуальным инструментом бизнеса, уступая место новому инструменту, который все чаще называют бизнес-системой.
Главные отличия бизнес-системы от организации:
- организация – искусственное образование, создаваемое с заранее заданными целями, а бизнес-система представляет собой естественным образом сформировавшуюся, проблемно-ориентированную нецелевую систему;
- организация имеет четко выраженные границы, тогда как в бизнес-системе аналоги организационных границ отсутствуют;
- организация создается как альтернатива внешней среде, для нее это, прежде всего пространство, где ведется конкурентная борьба за выживание, тогда как бизнес-система гармонично эволюционирует вместе со средой, являясь ее естественной частью;
- проблемы становления бизнес-систем неразрывно связаны с проблемами виртуализации бизнес-процессов, которые являются элементами бизнес-систем в виртуальном пространстве.
Концепция виртуальной организации создает принципиально новые возможности для бизнеса и очевидно будет широко использоваться в XXI веке. Существование виртуальной корпорации основывается на доверии людей друг другу и формировании у них общей миссии, на компетенции участников.
К многомерным организациям относятся организации, в которых рабочие группы (подразделения) самостоятельно и одновременно выполняют три функции (как бы в трех измерениях):
- обеспечивают свою производственную деятельность необходимыми ресурсами;
- производят продукт (услуги) для конкретного потребительского сегмента или территории рынка;
- обеспечивают сбыт (распределение) своей продукции.
Такие автономные группы имеют статус центров прибыли, а в отдельных случаях могут быть самостоятельными компаниями.
Рис. 1 – Многомерная структура управления
К числу особенностей многомерных организаций относят следующие:
- подразделения сами разрабатывают свои бюджеты, руководство инвестирует в них средства;
- в многомерных организациях нет двойного подчинения как в двумерной матричной модели, руководство группы едино;
- во взаимосвязях автономных групп отсутствует необходимость проведения каких-либо реорганизаций, подразделения можно просто создавать, ликвидировать или модифицировать;
- каждая часть организации может быть полностью автономной и заниматься выполнением всех функций, связанных с производственно-рыночной деятельностью;
- основной показатель эффективности работы автономных групп – получаемая прибыль, что облегчает анализ и контроль за их деятельностью и ведет к упрощению управленческой деятельности.
Примером многомерной организации могут быть экспериментальные бригады «тележечной» сборки на заводах компании «Вольво». Эти бригады, состоящие из высококвалифицированных и многопрофильных работников, получают индивидуальный заказ от конкретного лица на сборку автомобиля. Бригада сама определяет, какие ресурсы, откуда и в каком объеме должны быть получены. Далее бригада собирает автомобиль на «тележке» от начала до конца и продает его заказчику. Из полученной суммы бригада рассчитывается с поставщиками, компанией, работниками и производит другие выплаты, а оставшаяся сумма реинвестируется. Бригада является как бы «предприятием в предприятии». Главным преимуществом такого подхода является то, что удается максимально удовлетворить запросы потребителя, сблизив его с производителем. Данный опыт не носит еще массового характера из-за своей сложности и дороговизны. Требуются очень высокое качество работников, адекватная организационная культура, обработанность операций и связей. Кроме того, необходима соответствующая среда: заказчики и поставщики, инфраструктура, общая культура и уровень образования и жизни.
Пример многомерной торговой организации – ТРЦ (торгово-развлекательные центры).
Управление новыми образованиями требует централизации управленческих функций, усиление контроля. При этом необходимо разработать четкую стратегию совместной деятельности с обоснованными путями ее реализации.
Процесс интеграции приводит к формированию целостных образований из самостоятельно функционирующих организаций, каждая из которых воспринимает другие организации и компании как часть единого экономического механизма. Соединяя потенциалы различных предприятий, дополняющих друг друга, организации надеются получить синергетический эффект и рост эффективности.