Методы управления: понятие, сущность, состав, их классификация и взаимосвязь

Метод управления - это совокупность (система) управленческих приемов, способствующих обеспечению высокой эффективности деятельности организации. С помощью правильного выбора метода управления обеспечивается четкая организация процесса управления и всей производственно-экономической деятельности.

Совокупность применения методов управления призвана обеспечить:

· целеустремленность коллектива;

· организованность;

· четкость и слаженность работы;

· оперативность и своевременность решений;

· распорядительность, гибкость, дисциплинированность и инициативность.

Метод управления представляет собой воздействие субъекта на объект управления. Методы управления многообразны, но их воздействие на персонал предприятия и на каждого отдельного работника связано с мотивацией. Совокупность потребностей людей определяет мотивационную направленность методов управления: организационно - распорядительных, экономических и социально-психологических.

Методы управления: понятие, сущность, состав, их классификация и взаимосвязь - student2.ru
1. Экономические методы управления воздействуют на материальные интересы объекта и создают экономическую мотивацию его функционирования. Основными являются:

* методы экономического стимулирования: (поощрение за хорошую работу);

* ценообразование, финансирование, кредитование (путём разработки цен);

* внутрифирменное планирование;

* разработка цен (тарифов) на выпускаемую продукцию;

Методы управления: понятие, сущность, состав, их классификация и взаимосвязь - student2.ru
* премирование за внедрение новой техники, изобретений и рационализаторских предложений;

* использование системы распределения прибыли;

* использование системы оплаты труда и материальное поощрение работников, др.

2. В основе организационно - распорядительных методов лежит властная мотивация, т. е. использование подчинения в иерархической структуре.

В группу методов входят:

а) методы регламентирования, нормирования, инструктирования, распорядительных воздействий;

б) подбор, расстановка, аттестация кадров;

в) обеспечение внедрения государственных стандартов на продукцию, конструкторскую, технологическую документацию;

г) защита прав и законных интересов предприятий и его работников в соответствии с Кодексом законов о труде Российской Федерации (КЗОТ РФ) и действующим законодательством.

д) приказы, указания, распоряжения, администрация;

е) контроль над управлением; др.

Основаны на отношениях единоначалия, дисциплины, ответственности.

3. Социально - психологические методы управления сводятся к двум направлениям: во-первых, к формированию благоприятного климата в коллективе, во-вторых, к выявлению и развитию индивидуальных способностей каждого.

В группу социально-экономических методов относят:

а) планирование социального развития коллектива;

б)повышение творческой активности членов коллектива;

в) установление в коллективе морально-психологического климата;

г) использование различных форм коллективного и индивидуального поощрения.

Предпосылки успешной активной работы по исполнению заключаются в возможностях исполнителей:

- знать (информация о целевых установках или мероприятиях, по которым принято решение),

- сметь (эти установки и мероприятия должны быть "допустимыми" для исполнителей, в том числе не нарушать юридических и этических норм),

- мочь (исполнители должны иметь средства для выполнения порученного),

- хотеть (они должны быть мотивированы).

Наши рекомендации