Методы управления: понятие, сущность, состав, их классификация и взаимосвязь
Метод управления - это совокупность (система) управленческих приемов, способствующих обеспечению высокой эффективности деятельности организации. С помощью правильного выбора метода управления обеспечивается четкая организация процесса управления и всей производственно-экономической деятельности.
Совокупность применения методов управления призвана обеспечить:
· целеустремленность коллектива;
· организованность;
· четкость и слаженность работы;
· оперативность и своевременность решений;
· распорядительность, гибкость, дисциплинированность и инициативность.
Метод управления представляет собой воздействие субъекта на объект управления. Методы управления многообразны, но их воздействие на персонал предприятия и на каждого отдельного работника связано с мотивацией. Совокупность потребностей людей определяет мотивационную направленность методов управления: организационно - распорядительных, экономических и социально-психологических.
1. Экономические методы управления воздействуют на материальные интересы объекта и создают экономическую мотивацию его функционирования. Основными являются:
* методы экономического стимулирования: (поощрение за хорошую работу);
* ценообразование, финансирование, кредитование (путём разработки цен);
* внутрифирменное планирование;
* разработка цен (тарифов) на выпускаемую продукцию;
* премирование за внедрение новой техники, изобретений и рационализаторских предложений;
* использование системы распределения прибыли;
* использование системы оплаты труда и материальное поощрение работников, др.
2. В основе организационно - распорядительных методов лежит властная мотивация, т. е. использование подчинения в иерархической структуре.
В группу методов входят:
а) методы регламентирования, нормирования, инструктирования, распорядительных воздействий;
б) подбор, расстановка, аттестация кадров;
в) обеспечение внедрения государственных стандартов на продукцию, конструкторскую, технологическую документацию;
г) защита прав и законных интересов предприятий и его работников в соответствии с Кодексом законов о труде Российской Федерации (КЗОТ РФ) и действующим законодательством.
д) приказы, указания, распоряжения, администрация;
е) контроль над управлением; др.
Основаны на отношениях единоначалия, дисциплины, ответственности.
3. Социально - психологические методы управления сводятся к двум направлениям: во-первых, к формированию благоприятного климата в коллективе, во-вторых, к выявлению и развитию индивидуальных способностей каждого.
В группу социально-экономических методов относят:
а) планирование социального развития коллектива;
б)повышение творческой активности членов коллектива;
в) установление в коллективе морально-психологического климата;
г) использование различных форм коллективного и индивидуального поощрения.
Предпосылки успешной активной работы по исполнению заключаются в возможностях исполнителей:
- знать (информация о целевых установках или мероприятиях, по которым принято решение),
- сметь (эти установки и мероприятия должны быть "допустимыми" для исполнителей, в том числе не нарушать юридических и этических норм),
- мочь (исполнители должны иметь средства для выполнения порученного),
- хотеть (они должны быть мотивированы).