Управленческие решения: понятие, типология, методы принятия
Решение - это выбор альтернативы. Почти все каждодневные решения мы принимаем без систематичного продумывания. Однако в управлении принятие решения более систематизированный процесс, чем в частной жизни. Ставки зачастую много выше. Менеджер выбирает направление действий не только для себя, но и для организации и других работников.
Управленческое решение может быть определено:
- во-первых, как осуществляемый субъектом управления (руководителем или коллегиальным органом) логический, эмоционально-психологический, организационно правовой и социальный процесс, результатом которого является проект каких-либо изменений в организации;
- во-вторых, как основной «продукт» (результат) труда руководителей и специалистов, реализующий взаимосвязанные функции управления и содержащий постановку целей (задач), обоснование средств, способов и сроков их достижения;
- в-третьих, как важнейшая функция руководителя и вместе с тем составная часть деятельности по реализации всех других функций управления (организация и контроль за выполнением управленческих решений). Отсюда процесс принятия и осуществления решений следует рассматривать как «сквозной» и один из важнейших связующих процессов в управлении организацией;
- в-четвертых, как процесс установления связи между существующим и желательным состоянием системы (организации), определяемыми целями управления.
Задача принятия решений направлена на определение наилучшего способа действий для достижения поставленных целей.
Качество решений, прежде всего, определяется эффективностью управления. Признаками высокого качества управленческих решений могут служить: своевременность, надежность, обоснованность, количественная определенность, результативность, экономичность. В более широком социальном контексте в число критериев решений включаются социально-психологические (например, нравственно-психологические последствия и т.п.).
Все типы решений, принимаемых в процессе управления, можно классифицировать по многочисленным признакам (табл. 1).
Таблица 1 - Классификация управленческих решений
№ п/п | Признаки классификации | Группы решений | Комментарии | |
I | II | |||
Степень новизны проблемы | Традиционные | Нетипичные | 1 - ранее встречавшиеся в управлении; 2 - поиск связан с разработкой новых альтернатив. | |
1. | Значимость цели | Стратегические | Тактические | 1 - прием решения преследует свою цель; 2 – решение является достижением более высокой цели. |
2. | Сфера воздействия | Глобальные | Локальные | 1 - решение влияет на деятельность всей организации; 2 - влияет на деятельность только отдельных групп |
3. | Прогнозирование последствий решений | Корректируе-мые | Некорректи- руемые | 1 - решение поддается корректировке с целью устранения отклонения; 2 - не корректируется и его последствия не обратимы |
Продолжение таблицы 1 | ||||
4. | Характер использования информации | Детерминиро- ванные | Вероятностные | 1 - принимается в условиях определенности, при наличии нужной информации; 2 – в условиях неопределенности |
5. | Длительность выполнения решения | Долгосрочные | Краткосрочные | Различаются по срокам решения проблем |
6. | Метод разработки решений | Формализо- ванные | Неформализо- ванные | 1 - принимаются по известному алгоритму; 2- в них большую роль играют способности и инициатива руководителя |
7. | Количество критериев выбора решений | С одним критерием | С множеством критериев | 1 - выбор лушей альтернативы по одному критерию; 2 - выбор лучшей альтернативы производят по ряду критериев. |
8. | Форма принятия решений (ЛПР) | Единоличные | Коллегиальные | 1 - руководитель сам принимает решения; 2 - приём решений требует участия группы специалистов |
9. | Способ оформления решений | Документиро- ванные | Недокументированные | 1 - оформляются в виде документа, приказа (письменно); 2 - устные. |
Наиболее типичные решения, принимаемые менеджерами фирм, можно классифицировать следующим образом (исследования в Германии в 1983г.):
- ситуационные, рутинные, ведомственные решения;
- решения средней сложности (текущие уточнения области деятельности, решения под стрессом и при давлении сроков, решения в исключительных случаях);
- инновационные и определяющие решения.
Управленческие решения можно квалифицировать как запрограммированные и незапрограммированные.
Чисто интуитивное решение - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен.
Решение, основанное на суждении - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом.
Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса - нескончаемой последовательности взаимосвязанных шагов.
В литературе встречаются различные подходы к классификации методов разработки решений. По степени формализации выделяют: неформализованные, формализованные и комбинированные. Критерием отнесения к той или иной группе является использование количественных методов обработки информации.
Неформализованные (эвристические) методы принятия решений: метод свободных ассоциаций; декомпозиция; круговой метод; метод 635; мозговой штурм; морфологический анализ; целевые обсуждения и др.
Их отличает творческий подход к поиску альтернатив, они основываются на аналитических способностях ЛПР. Это совокупность логических приемов и методик выбора решений путем сопоставления альтернатив с учетом накопленного опыта. Используются, если:
- отсутствует необходимая информация или ее получение требует больших затрат, или информация не устраняет неопределенность;
- статистическая (количественная) информация недостаточно достоверна;
- информация качественная, но не поддается количественным измерениям;
- имеет место нестандартная проблема.
Преимущество неформализованных методов - принимаются оперативно, недостаток – не гарантируют безошибочность решения.
В основе формализованных методов разработки решений лежит научно-практический подход с применением ЭММ и ЭВМ, в том числе статистические, которые основаны на использовании информации о прошлом опыте и реализуются путем сбора, обработки и анализа статистических материалов. К формализованным методам относят: балансовый, двухпараметрический график или гистограмма, линейное и динамическое программирование, экстраполяция, нормативный метод, расчет и анализ коэффициентов, системная оптимизация, теория игр, факторный анализ, функционально-стоимостной анализ, цепные подстановки и др.
Комбинированные методы разработки управленческих решений сочетают в себе элементы неформализованных и формализованных методов: SWOT-анализ, Бостонская матрица, Дельфи, дерево решений, причинно-следственное моделирование, сценарный метод, матричное структурирование, взвешенная сумма оценок критериев и др.
Успех реализации решения во многом зависит также от правильности подбора исполнителей, к которым могут быть предъявлены следующие требования:
* высокая компетентность;
* правомочность;
* способность осуществлять контроль.
Условием эффективного выполнения управленческих решений является контроль за их реализацией. Процесс контроля состоит из определения действительных значений контролируемых параметров и их сравнения с предусмотренными решением значениями.