Классификация предприятий общественного
Питания: понятие. Функции, номенклатура услуг,
общие требования к ним. Направление формирования инфраструктуры общественного питания в условиях конкуренции
Общественное питание – совокупность предприятий выполняющих ори функции:
- изготовление продукции;
- реализация продукции;
- создание условий для потребления.
Предприятие общественного питания - предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочные изделий, их реализация и (или) организации потребления.
Тип предприятия общественного питания – вид предприятия с характерными особенностями обслуживания, ассортимента реализуемой кулинарной продукции и номенклатуры предоставляемых потребителям услуг.
Класс предприятия общественного питания – совокупность отличительных признаков предприятия определенного типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания.
Классификация предприятий общественного питания:
1) Ресторан – предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные; вино-водочные, табачные и кондитерские изделия, повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха.
2) Бар – предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары.
Рестораны и бары по уровню обслуживанию и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяются на три класса – люкс, высший и первый.
3) Кафе – предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки.
4) Столовая – общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей, предприятие общественного питание производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню.
5) Закусочная – предприятие общественного питания ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления определенного вида сырья и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей. Закусочные разделяют по ассортименту реализуемой продукции: общего типа и специализированные (сосисочная, пельменная, блинная, пирожковая, пончиков; шашлычная, чайная, пиццерия и т.д.).
Услуги предприятий общественного питания
К услугам общественного питания отнесены услуги питания, изготовления кулинарной продукции кондитерских изделий, организация потребления и обслуживания, реализация кулинарной продукции, организации досуга, информационно-консультационные и прочие.
Ко всем видам услуг определяются требования по обеспечению безопасности для жизни и здоровья потребителей, своевременности предоставления, комплексности, эргономичности, комфортности, эстетичности, культуре обслуживания, информативности.
Предприятия оптовой торговли: понятие, функции, организационные формы оптовой торговли. Роль в повышении эффективности функционирования потребительского рынка. Направления развития оптовой торговли в рыночной экономике
Оптовая торговля – реализация товаров крупными партиями для дальнейшей перепродажи или переработки.
Оптовая торговля оказывает услуги производителям товаров и розничной торговле. В результате её деятельности товар приближается к потребителю, но ещё не попадает в сферу личного потребления.
Важнейшая задача оптовой торговли – планомерно регулировать товарное предложение в соответствии со спросом. Объективная возможность успешно решить эту задачу обусловлена промежуточным положением оптовой торговли: в ней концентрируется значительная часть товарных ресурсов, что позволяет не ограничиваться операциями пассивного характера, а активно влиять на сферу производства, розничную торговлю и через неё – на сферу потребления.
Целями развития оптовой торговли являются:
-создание развитой структуры каналов товародвижения, способной поддерживать необходимую интенсивность товаропотоков;
-обеспечение экономии издержек обращения и высокой эффективности всей системы обращения товаров в стране;
-мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для финансирования процесса товародвижения.
На всех уровнях управления оптовой торговлей необходимо предусмотреть выполнение следующих функций.
По отношению к своим покупателям:
- оценка потребностей в товарах и всего спроса;
- организация продвижения товаров от производителей в сферу оптовой торговли;
- преобразование промышленного ассортимента в торговый, формирование необходимых размеров и хранение товарных запасов;
- кредитование, информационное и консалтинговое обслуживание своих покупателей;
По отношению к поставщикам товаров:
- осуществление коммерческой деятельности и воздействие на производителей в деле их ориентации (в соответствии с маркетинговыми исследованиями) на потребности покупателей и выпуск необходимых товаров;
- использование процесса перехода прав собственности на товары в целях повышения ответственности и заинтересованности сторон в повышении эффективности хозяйственных связей;
- создание современной инфраструктуры как условия повышения эффективности товародвижения;
- осуществление мер по поддержке отечественных товаропроизводителей;
- минимизация коммерческого риска.
Оптовая торговля может осуществляться через оптовые склады и базы, оптовые рынки, оптовые торговые центры.
Торговлю через оптовые склады и базы осуществляют средние и крупные торговые организации с большим объемом товарооборота.
Оптовый рынок - это место проведения оптовых торговых операций. Предпочтение оптовым рынкам отдают малые и средние торговые организации, которые специализируются на перепродаже товаров небольшими партиями. Оптовые рынки организуются в форме юридического лица, которое предоставляет за плату торговое место на рынке оптовым организациям.
Торговая организация заключает договор аренды торгового места с администрацией оптового рынка. Договор может быть долгосрочным, краткосрочным или поденным. Торговая организация получает торговую секцию, подготовленную для эксплуатации и оснащенную необходимым оборудованием. Оптовый рынок предоставляет торговой организации также и складское помещение (место для хранения товаров). На территории оптового рынка функционируют вспомогательные службы, которые обеспечивают подвоз и выгрузку товаров, охрану территории, вывоз мусора, обеспечение весоизмерительными приборами, тепло, энерго и водоснабжение, связь. К продаже на оптовом рынке допускаются только товары, прошедшие проверку качества. Оптовые рынки имеют собственную специализированную службу товарных экспертиз. Правилами оптового рынка может быть предусмотрена возможность розничной торговли. Для этого выделяются специальные торговые секции и определяется время допуска населения для приобретения товаров.
Оптовый торговый центр - это сочетание магазина и склада, которое предоставляет покупателю возможность на принципах самообслуживания приобретать оптовые партии товара. В оптовом торговом центре оборудован торговый зал, в котором на стеллажах, полках, витринах размещается товар в упакованном виде, готовый для оптовой продажи, а также выставлен образец этого товара. В оптовом торговом центре можно сочетать оптовую торговлю с розничной. Для осуществления розничной торговли необходимо иметь кассовый аппарат.
Организация торгового процесса через оптовый торговый центр наиболее подходит для малых и средних предприятий, которые специализируются на продаже отдельных товарных групп в большом ассортименте (например, одежды и обуви, строительных материалов, бытовых приборов и т. д.).
Оптовая торговля как никакое другое звено, связанное с реализацией товаров, способна активно регулировать региональные и отраслевые рынки за счёт накопления и перемещения товаров. Это направление работы и должно занять определяющее место во всей её деятельности. Оптовые предприятия призваны совершенствовать звенность товародвижения, развивать централизованную поставку и кольцевой завоз товаров. В настоящее время наряду с положительным в деятельности оптовых предприятий имеются существенные недостатки. Нередко не соблюдаются сроки поставки товаров, нарушаются договорные обязательства по объёму, ассортименту и качеству поставляемых товаров.
От работы оптовой торговли во многом зависит эффективность функционирования всего народнохозяйственного комплекса, сбалансированность внутреннего рынка, удовлетворение растущих потребностей людей. В новых условиях хозяйствования сфера оптовой торговли будет значительно расширена. Усиление роли товарно-денежных отношений связано не только с развитием оптовой торговли предметами потребления, но и с переходов к оптовой торговле средствами производства.