За единицу выдачи принимается:
· Для книг, брошюр, отдельных номеров журналов и газет - экземпляр;
· Для изданий, объединённых в подшивку, в зависимости от запроса пользователя - подшивка или число экз. документов, которые соответствуют запросу пользователя;
· Для грампластинок - диск;
· Для магнитафонных лент - катушка, кассета;
· Для диафильмов – рулон.
Задачи:
- разработка системы показателей, характеризующих масштабы, темпы;
- пропорции развития библ.деятельности;
- создание методов расчета и взаимной увязки показателей;
- анализ факторов, обусловливающих основные тенденции развития;
- обеспечение наблюдения и контроля над библиотечной деятельностью в целях своевременного выявления проблем развития.
Средние показатели работы библиотеки:
Читаемость -интенсивность чтения.
Посещаемость -активность посещения читателями библиотеки. Исчисляется путем деления числа посещений за год, на число читателей.
Обращаемость книжного фонда - степень использования книжного фонда. Исчисляется путем деления количества книговыдач за год на количество книжного фонда библиотеки.
Книгообеспеченность -величина книжного фонда в отношении к числу читателей, т. е. его достаточность. Исчисляется путем деления количества документов имеющихся в библиотеке на конец года на число зарегистрированных читателей.
Дополнительные показатели:
- процент охвата
- коэффициент использования книжных фондов.
Вопрос 19. Методическое обеспечение библиотечной деятельности: функции, принципы, основные понятия
Метод.обеспечение – создание разнообразных методик работы библ., их адаптация и реализация, координация в решении проблем библиотеки. В основе методического обеспечения - аналитическая деятельность библиотек.
функции:
- информационная
- педагогическая (повышение квалификации)
- организационная
- исследовательская (анализ, опросы, анкеты, обмен опытом)
принципы:
- научность
- активность
- дифференцированный подход
- рекомендательность (не контроль)
- оперативность
Направления:
1. аналитическое
2. консультационное
3. инновационное
4. повышение квалификации
5. переподготовка кадров.
1. аналитическое – изучение состояния и развития отдельной библиотеки, библ. системы. Анализ количественный (библ. статистика), качественный (оценка деятельности).
Формы качест. анализа:
- аналит. обзоры о работе б-к, отд. направлений деят.;
- рекомендации по выявленным недостаткам;
- метод.мониторинг – составление оценки работы б-ки, система слежения за изменениями в работе б.ки, ведется пост., полный охват всех участков, унифицирован.
- обследование локальное, фронтальное (диагностика) – по важным проблемам, причины проблем.
2. консультационное – оказание конс., практич. помощи б-ке; устно, письменно, индивидуально, групповое.
3. инновационное – внедрение новшеств в библ. практику. Новшество – не реализованная идея, инновация – реализ. идея.
Виды инноваций:
- технологическая – применении информтехнологий
- продуктивная – создание нов. продуктов, услуг
- социальная/управленческая – изменение методов управления.
Внедрение новшества:
- выявление потребности в нем
- поиск или разработка новшества
- оценка
- испытание
- распространение в б-ке
- освоение в б-ке - перестает б. новшеством.
Вопрос 20. Система повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров РФ
В системе непрерывного библ. образования важное место занимает повышение квалификации, цель которой расширение и углубление профзнаний библиотекаря в соответствии с занимаемой должностью и обязанностями.
- учебные заведения по подготовке и переподготовке библиотекарей (институты, факультеты, центры повышения квалификации);
- формы повышения квалификации, используемые в системе методического обеспечения библ. деятельности (семинары, стажировки, практикумы);
- проф. самообразование библиотекарей.
Переподготовка – освоение новых профессиональных знаний при переходе на др. должность или др. участок работы.
Требование к системе повышения квалификации:
1. полный охват учебой всех групп и категорий библиотекарей. Каждый библиотекарь через 3-5 лет имеет возможность повысить свою квалификацию.
2. дифференцированный подход к различным группам и категориям библиотекарей – в зависимости от типа и вида б-ки, занимаемой должности и функциональной специализации. Особое внимание следует уделять начинающим работникам, не имеющим специального образования и при переходе на другую должность.
3. систематичность и последовательность – постоянное и системное углубление и расширение профессиональных знаний.