Вопрос 14. Паблик рилейшнз и реклама библиотеки
Паблик рилейшнз (PR) – комплекс продуманных и спланированных усилий по установлению атмосферы взаимопонимания между учреждением и его окружением. Паблик рилейшнз в библиотеке – специализированная деятельность, направленная на формирование надежной репутации и благожелательного мнения о библиотеке, ее возможностях и услугах у населения, органов местной власти, общественных организаций, СМИ, партнеров и конкурентов.
Цели – достижение взаимопонимания, выявление и формирование общих представлений, ценностей, интересов и предпочтений на основе достоверной информации.
Функции:
– создание устойчивого впечатления ответственного, добропорядочного учреждения;
– создание у сотрудников библиотеки чувства ответственности и заинтересованности в работе библиотеки;
– расширение сферы влияния библиотеки средствами престижной рекламы. Инструменты и формыпаблик рилейшнз:
– организация отношений со СМИ (пресс-релизы, научно-практ. конфер., семинары, экскурсии по библиотеке, выступления в печати, на радио и телевидении и др.);
– издание интеллектуальных продуктов библиотеки (бюллетени, буклеты, листовки, брошюры, печатные каталоги, библиограф. указатели, рекомендательные списки, календари, справ. издания и др.);
– изготовление аудиовизуальной продукции (аудио-, кино- и видеофильмы, слайды и др.);
– изготовление информпродукции (фактографические базы данных, полнотекстовые компакт-диски и др.);
– использование устной речи (аудиторные и личные контакты);
– благотворительная деятельность (адресная помощь, социально-культурные акции, участие в социальных программах и др.);
– участие в выставках и ярмарках (разработка экспозиции, пристендовая работа, организация обратной связи и др.).
Реклама– действенное средство расширения рынка сбыта библиотечных продуктов и услуг.
Библиотечная реклама– реклама библ.ресурсов, услуг и продукции, осуществляемая библиотекой, комплекс мероприятий и средств, которые воздействуют на потребителя информации в желательном для библиотеки направлении.
Цель библиотечной рекламы – оповещение потенциальных потребителей о библиотечно-информационных ресурсах, изданиях и услугах, предоставляемых библиотекой.
Рекламную функциювыполняют не только традиционные массовые мероприятия, но и освоенные совсем недавно презентации новых библиотечных услуг.
Рекламная деятельность библиотеки– один из способов привлечения новых читателей. Систематическая информация о деятельности учреждения, пополнении документного фонда способна развить у потенциальных читателей убеждённость в пользе и доступности библ.услуг. Организация рекламной деятельности в библиотеке и её эффективность оказывают влияние на организацию библ.пространства, обслуживание, процесс общения с читателями.
Вопрос 15. Планирование работы библиотеки. Система планов библиотеки
Планирование – важная составляющая работы библиотеки.
План работы библиотеки – система взаимосвязанных, объединённых общей целью плановых заданий, определяющих порядок, сроки и последовательность, выполнение работ, а также проведение мероприятий в библиотеке.
Классификация планов:
1. по срокам выполнения:
- перспективные – (5 лет) главн. задачи, требующие длит. решения; по охвату - универсальные, тематические. Разделы: осн. показатели работы по годам, перспектив. напр. дечт., капитальные работы на неск. лет.
- стратегические – (2-3 г.), состав. по срокам реализации намеч. целей, ресурс. обеспеч.
- текущие (годовые) – основной док; осн. цели и задачи, содержание работы, колич. показатели достичь в конце года.
2. по объему планирования:
- в целом план б-ки
- сводный план нескольких библиотек – план ЦБС, отраж. существенные виды деят. б-ки.
- по структ. подразделению – на основе годового в виде квартального, уточняются и конкретизируются позиции годового, конкрет. мероприятия.
- инд. план (месячный) – на основе квартального на каждого сотрудника.
3. по содержанию:
- универсальный – все направления
- тематический – определ. направления деятельности.
Вопрос 16. Структура и методика составления годового плана работы библиотеки
План работы библиотеки – это система взаимосвязанных, объединённых общей целью плановых заданий, определяющих порядок, сроки и последовательность, выполнение работ, проведение мероприятий в библиотеке.
Годовой план работы библиотеки - основные задачи и содержание работы библиотеки на текущий календарный год (в библиотеках учебных заведений – на учебный год), определяются все показатели, которых должна достичь библиотека к концу года. Объём работы планируется с учётом годового фонда рабочего времени сотрудников библиотеки и норм на библиотечную работу.
Годовой план состоит из двух частей: текстовой, в которой предусматриваются мероприятия, необходимые для осуществления поставленных задач, определяются нормы и методы работы библиотеки, сроки выполнения плановых заданий и ответственные исполнители (чаще всего, не конкретные лица, а структурные подразделения), и статистической, в которой намечаются количественные показатели, которых должна достичь библиотека.
Порядок составления годового плана:
- формулировку направлений работы, основных заданий и контрольных показателей, которую осуществляет руководство библиотеки;
- составление и обсуждение проектов планов в структурных подразделениях (отделах, филиалах) с учётом предложений всех сотрудников;
- составление, обсуждение в трудовом коллективе и утверждение директором годового плана работы библиотеки.
Примерная структура годового плана библиотеки:
1. Основные задачи (события) года.
2. Свод главных основных показателей по основным направлениям деятельности.
3. Формирование фонда и отражение его в справочном аппарате.
4. Мероприятия по привлечению читателей, совершенствование их обслуживания, реклама деятельности библиотеки.
5. Организационная и методическая деятельность в помощь самой библиотеке и др. библиотекам.
6. Развитие материально-технической базы.
7. Доходы и расходы, мероприятия по укреплению финансовой базы, экономному и эффективному использованию ресурсов.
8. Социальное развитие коллектива, повышение квалификации кадров.
9. Меры по совершенствованию управления библиотекой.
Библиотека (ЦБС) может вносить в эту структуру изменения и дополнения исходя из перспективных и текущих задач своей деятельности.
В годовой план работы библиотеки нецелесообразно включать весь перечень работ, осуществляемых в структурных подразделениях. Методологически более правильным является подход, при котором годовой план библиотеки отражает лишь основные, главные направления её деятельности, которые являются общими для всех структурных подразделений или требуют координации и кооперирования их деятельности, а не перечислять все позиции планов структурных подразделений.